Требования к стропам канатным

4.7.2.1. Предохранительные стропы (далее — стропы), изготовленные из синтетических канатов, плетеных шнуров и лент, металлических канатов и цепей, используемые при выполнении работ на высоте, должны соответствовать требованиям технических условий и документов по эксплуатации производителей на конкретный вид изделия.

4.7.2.2. Стропы применяются для обеспечения безопасности (страховки) работающих на высоте, в том числе: при передвижении по страховочным и опорным канатам, строительным конструкциям, при переходе через препятствия, промежуточные опоры и узлы на канатах во время спуска (подъема), а также при закреплении верхолазного снаряжения.

Допускается использовать для фиксации тела на высоте в удобном рабочем положении дополнительные, регулируемые по длине технологические стропы, которые не выполняют функцию страховки.

4.7.2.3. Стропы могут быть изготовлены из:

плетеного шнура диаметром не менее 10 мм с разрывной нагрузкой не менее 22 кН; при этом концевики-петли завязуются узлом «восьмерка»;

плетеного шнура ø 6 мм с разрывной нагрузкой не менее 7 кН, завязанного на страховочном канате самозатягивающимся узлом «прусик». При этом концы шнура связываются узлом «грейпвайн» или «встречная восьмерка», а длина плеч петли, завязанной самозатягивающимся узлом «прусик», должна быть одинаковой (требования к шнурам приведены в пункте 4.7.1.4 данных Правил).

Длина фиксированного (регулируемого) стропа совместно с концевиками-петлями, завязанными на концах узлом «восьмерка», и конечными устройствами (карабинами, зажимами и т. д.) не должна превышать 2,0 м.

Перечень узлов, применяемых при выполнении работ на высоте, приведен в табл. 7.1.

4.7.2.4. Отбраковка стропов проводится в соответствии с документами по эксплуатации изготовителя. Стропы синтетические в процессе эксплуатации подлежат отбраковке по признакам, указанным в пункте 4.7.1.8 данных Правил, а стропы, изготовленные из металлического каната (цепи) — при обнаружении следующих дефектов:

выдавливания металлического сердечника, выдавливания или расслоения проволок прядей;

поверхностной и внутренней коррозии;

разрыв проволок каната;

местного увеличения или уменьшения диаметра каната;

поверхностное и внутреннее срабатывание каната;

уменьшение площади сечения проволок каната;

деформация в виде раздавленных участков, перекручиваний, волнистости, заломов, перегибов каната и т. д.;

уменьшения диаметра прутка, из которого изготовлены звенья цепи более, чем на 10% от первоначального диаметра;

после воздействия динамической нагрузки, возникающей на стропе, в момент остановки падения работающего;

других видов повреждений, которые уменьшают механическую прочность каната (цепи) (в результате термического воздействия, электрического дугового разряда, воздействий механических факторов и др.).

4.7.2.5. Испытания стропов, используемых в работе, должны проводиться перед началом эксплуатации, а также не реже одного раза в 6 месяцев — в процессе эксплуатации по методике, изложенной в технических условиях, документах по эксплуатации изготовителя.

Требования к карабинам

4.7.3.1. Прочность карабинов должна быть не менее 22 кН в продольном направлении, а для карабинов типа «проушина», кроме того, не менее 7 кН — в поперечном направлении. Карабин с открытым замком должен выдерживать в продольном направлении усилие не менее 9 кН.

4.7.3.2. Карабины должны соответствовать требованиям ДСТУ ЕN 362-2001 и эксплуатироваться в соответствии с документами по эксплуатации изготовителя.

4.7.3.3. Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее его случайное раскрытие. Замок и предохранитель карабина должны закрываться автоматически.

Разрешается применять карабины с навинчиваемыми или надвигаемыми подпружиненными муфтами, фиксирующими замок в закрытом положении.

4.7.3.4. Диаметр прутка, из которого изготовлен карабин типа «проушина», должен быть не менее 10 мм, а величина раскрытия замка (зев) — не менее 18 мм.

4.7.3.5. В процессе эксплуатации при ежедневном визуальном контроле карабины подлежат отбраковке при наличии дефектов и неисправностей, снижающих их механическую прочность, или которые могут привести к отказу в работе или травмированию работающих:

— невозможности открытия замка одной рукой;

— отсутствии предохранительного устройства, исключающего случайное раскрытие карабина;

— механических дефектов (трещин, деформаций, заусенцев, острых кромок, изломов и т. д.);

— нарушений в работе замка или предохранителя;

— при износе элементов карабина в местах наибольшего трения более 10% от первоначального размера площади сечения;

Читать также:  Содержание драгметаллов в импортных конденсаторах

— после динамической нагрузки, возникающей на карабинах, в результате падения работающего с высоты, если карабин использовался в страховочной цепи.

Контроль работоспособности карабина проводится отжимом защелки в крайнее открытое положение с последующим резким отпусканием. Замок (при открытом положении муфты) должен закрываться под действием пружины без заеданий.

4.7.3.6. Усилие, необходимое для раскрытия карабинов, должно быть не менее 29,4 Н и не более 78,4 Н.

Цепные стропы применяются не менее успешно, чем канатные и также хорошо подходят для грузоподъемных и строительных работ. Основой цепного стропа является цепь из звеньев высокой прочности (класс стали Т8). На концах стропа, как правило, закрепляется с одной стороны овальное звено и соответственно с другой стороны крюк (комплектующие также из стали класса Т8). Дополнительное удобство при эксплуатации цепного стропа обеспечивает его большая гибкость по сравнению с канатным стропом, а также то, что цепные стропы легко выдерживают давление грузов с острыми углами и сторонами.

Цепные стропы обладают весьма значительным собственным весом, но зато гораздо более долговечны, чем все остальные и их можно легко ремонтировать. Кроме того, вес стропа серьезно уменьшается при использовании комплектующих из высокотехнологичных сплавов. К тому же цепные стропы легко переносят воздействие высоких и низких температур, а также кислот.

Требования к стропам канатным

Текстильные стропы представляют собой, наверное, самый универсальный и удобный вид стропов. Они обладают весьма незначительным собственным весом и габаритами, что снижает риск получения травм у работающих с ними людей. Текстильные стропы можно успешно применять для перемещения многих видов грузов. Эти стропы обладают высокой устойчивостью к воздействию внешней среды. Они не боятся солнца и воды, защищены от химически активных веществ, масел, нефти, растворителей.

Стропы не боятся перепадов температур, вследствие чего они могут применяться в различных климатических зонах не теряя своих свойств. Область применения текстильных стропов огромна. Они прекрасно подходят для перемещения хрупких, легко деформируемых и окрашенных грузов. При помощи этих стропов легко и удобно поднимать пиломатериалы и древесину, пластиковые и полиэтиленовые заготовки, окрашенные металлоконструкции и многое другое.

Петли текстильных стропов можно дополнительно защитить специальной тканью, что позволит значительно увеличить срок их службы. Также можно при помощи специальных чехлов защитить строп по всей его длине. Текстильные стропы изготавливаются в различных исполнениях, из которых наиболее популярно исполнение 3, когда лента сшивается в два слоя. Стропы различной грузоподъемности различаются по цвету ленты.

Требования к стропам канатным

Требования, предъявляемые к канатам, стропам.

1. Стальные канаты, применяемые для грузоподъемных работ, должны в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов иметь сертификат завода-изготовителя и соответствовать требованиям ГОСТ 3241 — 91. Канаты без сертификата подлежат испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта.

2. Стропы грузовые должны соответствовать требованиям ГОСТ 25573 — 82 и РД-10-33 — 9

3. Канаты без свидетельства об испытании к использованию не допускаются.

4. При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра.

5. Крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается.

6. Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается.

7. Сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан.

8. Стропы должны крепиться за специальные рымы или другие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение.

9. При отсутствии данных о положении центра тяжести груза он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длинномерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс.

10. При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.

Читать также:  Шабровка направляющих токарного станка

11. Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

12. Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюк устанавливать по центру строповки.

13. При подъеме и перемещении груза канаты грузового полиспаста подъемного механизма должны быть направлены вертикально.

14. Петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установкой зажимов, другим проверенным способом по утвержденным нормалям.

15. Закрепление конца каната на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок.

16. Работать с канатами без рукавиц не допускается.

17. При работе за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение.

18. Браковка стальных канатов и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

19. Подлежат браковке стропы, не имеющие бирок, и стропы, имеющие:

а) оборванную прядь;

б) оборванный или выдавленный наружу сердечник;

в) поверхностный износ или коррозию 40 % и более;

г) число оборванных проволок на шаг свивки больше допустимого;

д) трещины на крюках или кольцах или их износ 10 % и более от первоначального сечения;

е) прожоги, вмятины, скрутки и другие механические повреждения.

20. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

21. Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг и др.) после изготовления испытываются усилием, превышающим номинальное (рабочее) на 25 %, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 минут с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.

22. Работающий канат необходимо периодически смазывать.

Грузоподъемные работы представляют собой большую опасность для жизни персонала и людей, находящихся в рабочем пространстве. Поэтому первое условие работы с грузоподъемным оборудованием и приспособлениями — это обеспечение их безопасности. В «Межотраслевых правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ РМ-007-98 и других нормативных документах разработаны нормы и рекомендации по осмотру и браковке всех видов съемных грузоподъемных приспособлений. В этой статье мы расскажем о нормах и правилах браковки цепных, канатных и текстильных стропов.

Осмотр и браковка стропов осуществляется инженерно-техническим персоналом, ответственным за исправность оборудования и безопасность проводимых работ. Для выявления неисправностей стропы проходят наружный, инструментальный и внутренний осмотр, при которых оценивается соответствие стропов их характеристикам, отраженным в паспорте изделия. Результаты оценки отражаются в журнале осмотра, который составляется по установленной форме. В журнале должны также отражаться сведения об устранении дефектов и повреждений и стоять подписи ответственных лиц.

Как часто нужно проводить осмотр стропов?

Осмотр должен проводиться в соответствие с интенсивностью использования стропов. Если стропы применяются постоянно, то осмотр и выбраковка должны проводиться регулярно.

Инженерно-технический персонал, ответственный за исправность грузоподъемного оборудования, должен проводить осмотр стропов каждые 10 дней. В случаях, когда стропы применяются редко, осмотр должен проводиться непосредственно перед использованием.

Что бывает, когда стропы вовремя не осматриваются

Нормы выбраковки стропов

Стропы из стального каната

Требования к стропам канатным

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.

В каком случае канатные стропы подлежат браковке?

  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:
Читать также:  Как правильно паять паяльником микросхемы
Количество обрывовДлина каната
43 x диаметр каната
66 x диаметр каната
1630 x диаметр каната

В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.

Цепные стропы

Требования к стропам канатным

Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.

Цепные стропы подлежат браковке при следующих случаях:

  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3%.
  4. При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Текстильные стропы

Требования к стропам канатным

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным текстильным стропам. К нормам браковки круглопрядных стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *