Точение декоративных изделий из древесины

Изделия из древесины не так уж часто встречаются при археологических раскопках. Но бывают и счастливые исключения. Благодаря повышенной влажности почва новгородской земли как бы законсервировала и донесла до нас множество различных деревянных вещей. Правда, в большинстве случаев это не целые изделия, а отдельные части, но и небольшие фрагменты дали ученым возможность реконструировать точеную деревянную посуду — всевозможные братины, чаши, кубки, миски, ставцы, блюда, солонки. В старину в братины наливали различные напитки, которые подавали на стол по особо торжественным случаям. Блюда предназначались для пирогов и сладостей, а чаши и миски — для иных угощений. В ставцах — сосудах с крышками — хранили хлеб, а для соли вытачивали устойчивые и вместительные солонки.

Точение декоративных изделий из древесины
Точение из древесины. Солонка. Чайница

Древние токари, несмотря на то, что работали они на примитивных станках с лучковой передачей, применяли наиболее сложную и трудоемкую технологию изготовления токарных сосудов. Новгородские древоделы точили посуду не с торца, а поперек волокон. Этот способ точения делал посуду прочнее и наиболее полно выявлял декоративные свойства древесины. Вначале мастер делал заготовку. Он раскалывал кряж, высота и толщина которого должны были быть одинаковыми. Топором обтесывали половинку кряжа, придавая ей приближенно форму усеченного конуса или полушара. Затем заготовку укрепляли на токарном станке и обрабатывали. На готовом изделии древесные волокна образовывали неповторимый рисунок. Даже древесина ольхи, маловыразительная при торцевом точении, обнаруживала интересный текстурный рисунок, а древесина ясеня и клена приобретала переливчатый шелковистый блеск.

Точение декоративных изделий из древесины
Точение из древесины. Чаши с резьбой (орех). Осетия

Современные станки, которые есть и во многих кружках технического творчества, дают возможность точить любую породу древесины, выбор которой зависит от ее физических и механических свойств и назначения изделия. Физические свойства — это блеск, цвет, текстура и влажность. Механические — прочность, упругость, пластичность. Из дуба, грецкого ореха, можжевельника, красного дерева, сосны, кедра, имеющих красивую текстуру, точат в основном декоративные изделия, которые не раскрашивают, а лишь покрывают слоем прозрачного лака. Природная красота такой древесины — лучшее украшение токарной работы. Из липы, осины, ольхи, березы вытачивают изделия, которые затем раскрашивают гуашью, темперой, масляными и анилиновыми красками, украшают выжиганием или резьбой.

На современных деревообрабатывающих предприятиях для вытачивания большого количества одинаковых деталей применяют токарные автоматы и полуавтоматы. Но художественные декоративные изделия и посуду вытачивают только на ручных станках. Обрабатывать лучше хорошо высушенную древесину, которая при полировке не дает ворса.

Длинномерные детали точат на токарном станке с задней бабкой, а небольшие изделия — на станке с трубчатым патроном, в котором деталь закрепляют только с одной стороны. Это дает возможность со свободного торца выбирать полые объемы. Тарелки или чаши с большим диаметром удобно точить на планшайбе — это металлический диск с отверстиями под шурупы, которыми деревянную заготовку прикрепляют к диску. На стационарных станках применяется планшайба со специальными зажимами.

На всех ручных станках древесину обрабатывают несложными ручными резцами. Для грубой черновой обработки заготовки, для придания ей цилиндрической формы применяют полукруглые резцы. Плоские резцы, называемые косяками, применяются для чистого точения внешней поверхности изделия. Эти резцы нетрудно изготовить из обыкновенных стамесок или из плоских напильников, сточив с них насечку. Для обработки внутренних поверхностей издавна применяли резцы с крючковидными лезвиями. Токари называют их просто крючками. Полукруглые и крючковидные резцы можно выковать из углеродистой стали. Если изготовить такие резцы разных размеров, ими можно будет обрабатывать внутреннюю поверхность различной величины и конфигурации. Многие токари работают резцами, которые представляют собой металлическое кольцо, приваренное к прутку.

Точение древесины с торца более распространено, чем поперек волокон. Для такого точения применяют бруски с квадратным сечением. Топором обтесывают брусок, стараясь придать ему как можно более правильную цилиндрическую форму. Обтесанную заготовку забивают в трубчатый патрон, установив ее строго горизонтально. Включив станок, берут широкий полукруглый резец. Рукоятку резца держат в правой руке, а левой прижимают металлическую часть резца к подручнику. Резец держат под углом примерно 15 — 30 градусов к оси вращения заготовки. Осторожным касанием лезвия снимают стружку. Резец проводят несколько раз вдоль всей длины заготовки до тех пор, пока она не приобретет строго цилиндрическую форму. При изготовлении полого изделия, например карандашницы, в первую очередь вытачивают полость крючковидными резцами или кольцами. При этом подручник станка разворачивают в сторону торцевой поверхности цилиндра. Выбрав полость, приступают к проработке внешних форм. Но предварительно плоским резцом делают разметку, нанося на поверхность цилиндра кончиком резца неглубокие, но отчетливо видимые риски. Если работают по эскизу, то разметку делают штангенциркулем, им же во время точения контролируют толщину изделия. Ориентируясь на риски, плоским резцом снимают стружку серединой лезвия или же его нижней частью — пяткой. Вначале вытачивают обобщенную форму изделия, а затем прорабатывают отдельные детали.

Точение декоративных изделий из древесины
Последовательность вытачивания карандашницы: 1 — черновая обработка заготовки полукруглым резцом, 2 — вытачивание полости карандашницы крючком или кольцом, 3 — чистовая обработка внешних поверхностей, торцовка и подрезка

Не отключая станка, токарное изделие шлифуют и полируют. Сперва шлифуют наждачной бумагой с крупным абразивным покрытием, затем с мелким. Полировать, или, как говорят мастера, лощить, древесину можно древесной стружкой или сухим хвощом, который продается в аптеке. Хорошо полируется древесина конским волосом. Исстари древесину лощили также мочалом или лубом, оттого и саму операцию лощения иногда называли лублением.

Читать также:  Растяжение пружины формула физика

Здесь же, на станке, изделие можно покрыть лаком или восковой мастикой, которые наносят на поверхность тампоном и располировывают.

Закончив отделку, изделие торцуют и подрезают.

Освоив технику точения с торца, можно попробовать свои силы в более сложной технике точения — поперек волокон. Современные мастера и сейчас нередко применяют этот способ, так широко распространенный в древности. Как правило, они ставят перед собой чисто декоративные задачи, изготовляя, например, настенные тарелки из древесины хвойных деревьев. Причем лучшим материалом считаются доски-половицы, которые всегда можно достать, так как сейчас сносится много старых домов, особенно в районах массовой застройки больших городов. Сосновые половицы от времени приобретают насыщенный золотисто-коричневый цвет, делающий излишним тонирование древесины. К тому же можно быть уверенным, что декоративная тарелка, изготовленная из такого материала, не треснет и не покоробится.

Вместо половиц можно использовать и любые другие сосновые доски, только хорошо высушенные.

Интересный декоративный эффект можно получить, если применить для точения клееные блоки. Несколько дощечек склеивают так, чтобы слои каждой последующей дощечки шли поперек слоев предыдущей — так же, как склейвают листы шпона при изготовлении фанеры. Если склеить несколько трех-гранных призм, как показано на рисунке, то из такой заготовки можно выточить сосуд, имитирующий бондарное изделие. Для изготовления клееных блоков нужно подбирать древесину с ярко выраженной текстурой и интенсивным цветом.

Точение декоративных изделий из древесины
Новгородский способ изготовления посуды. Клееные блоки и изделия, выточенные из них

Деревянные токарные формы издавна были в ходу у мастеров-игрушечников. А забавная матрешка, выполненная исключительно резцом токаря, стала общепризнанным национальным русским сувениром.

Казалось бы, при конструировании токарных игрушек возможности мастера сильно ограничены, так как в распоряжении его имеются лишь тела вращения. Но из семи объемных геометрических тел, которые лежат в основе всех предметов, четыре — шар, цилиндр, конус и тор — тела вращения. Вглядитесь в окружающие нас предметы. Многие из них состоят из тел вращения. Ствол дерева, кастрюля, карандаш имеют форму цилиндра. Футбольный мяч и яблоко — шара. Коническую форму могут иметь ножка стула, плафон, ведро. Баранка и автомобильная камера имеют форму тора.

Точение декоративных изделий из древесины
Шар, конус, цилиндр, тор. Комбинируя эти тела вращения, вы можете придумать и выточить немало забавных игрушек

Но токарные игрушки чаще всего изображают человека и животных. Конечно, все эти фигурки очень условны, но именно эта условность и придает токарным игрушкам своеобразную декоративную выразительность.

Как же работать над токарной игрушкой?

Прежде всего надо разработать эскиз. На эскизе необходимо решить многое: продумать конструкцию всей игрушки, учитывая пластические возможности токарной обработки, найти рисунок росписи. Эскиз должен быть простым, не загруженным лишними подробностями. По эскизу составьте чертеж, на котором точно укажите размеры и конфигурацию всех деталей игрушки.

Лучший материал для вытачивания игрушек — древесина липы, осины и ольхи. Она мягкая, легкая, с однородным строением и окраской. Мелкие вещицы иногда делают из березы. Плотная и твердая древесина березы позволяет вытачивать детали величиной со спичечную головку. Древесина лиственных пород хорошо окрашивается различными красителями, поэтому из нее в большинстве случаев делают крашеные игрушки, часто сочетая раскраску с выжиганием.

Оригинальные токарные игрушки можно сделать из древесины хвойных пород. Такие игрушки не обязательно раскрашивать — лучше выявить и подчеркнуть естественный рисунок древесины. Для этого детали из хвойных пород деревьев перед сборкой обрабатывают морилкой.

Готовые детали игрушек соединяют между собой столярным клеем, клеем БФ-2 или латексом. В местах соединения предварительно сверлят отверстия для соединительных штырей.

Собранной игрушке дают высохнуть, а затем приступают к раскраске. Прежде чем применить те или иные красители, нужно определить назначение изделия. Декоративную токарную работу, которая будет стоять на столе или висеть на стене и только от случая к случаю попадать в руки, можно смело расписывать темперой или даже гуашью. Ни темпера, ни гуашь не требуют предварительной грунтовки. Игрушки, расписанные темперой, имеют приятную бархатистую фактуру. Темпера прочно держится на древесине, поэтому не обязательно покрывать ее защитным слоем лака. А вот игрушки, расписанные гуашью, нужно покрыть двумя-тремя слоями прозрачного лака. Можно применять масляный лак 4с и 4т, нитролаки НЦ-222, НЦ-224, НЦ-225, синтетические полиэфирные лаки ПЭ-219 и ПЭ-220, спиртовые МБМА-80, МБМА-25. Лак на фигурки наносят кистью или тампоном. Правда, этим способом трудно добиться равномерного распределения лака на поверхности древесины, поэтому лучше применять более эффективный способ окунания, или, как говорят мастера-игрушечники, окунки. При окунке токарные детали игрушки лакируются быстрее и лак покрывает древесину тонким ровным слоем. Причем лакировать можно одновременно несколько деталей. Налейте лак в пол-литровую банку примерно на две трети ее объема. В деталь воткните канцелярскую булавку, а к ней прикрепите проволоку. Теперь окуните деталь в лак, потом выньте и подержите над банкой, пока не стекут излишки лака. После подсыхания первого слоя тем же способом нанесите второй.

Способом окунки можно не только лакировать, но и окрашивать детали игрушек в жидких растворах красок.

Если вы задумали расписать игрушку масляными красками, ее нужно предварительно загрунтовать. Грунтовка не дает краске пожухнуть и сохраняет ее характерный блеск. Для приготовления грунтовки разведите в стакане воды одну чайную ложку желатина и пять ложек зубного порошка. Вместо желатина можно использовать столярный или рыбий клей. Грунт наносится на поверхность древесины два-три раза и каждый слой хорошо просушивается.

Игрушечники из Семенова и Полхово-Майдана Горьковской области расписывают свои "тарарушки" яркими анилиновыми красками. О технологии этой росписи говорится в следующей статье.

Читать также:  Простейшие цифровые антенны своими руками

Точение декоративных изделий из древесины Точение декоративных изделий из древесины Точение декоративных изделий из древесины Точение декоративных изделий из древесины Точение декоративных изделий из древесины Точение декоративных изделий из древесины Точение декоративных изделий из древесины Точение декоративных изделий из древесины Точение декоративных изделий из древесины Точение декоративных изделий из древесины

11. Художественное точение изделий из древесины

Точение — давний и широко распространенный вид художественной обработки древесины в изготовлении мебели, посуды, игрушек.

Для художественного точения применяют древесину груши, яблони, клена, березы, бука, дуба, ясеня, липы, ольхи, сосны. На рис. 34 изображены образцы художественных изделий с точеными деталями.

Детали, имеющие форму вращения с фасонными поверхностями, изображают на чертежах обычно одним главным видом (рис. 35). Для этого проводят горизонтальную штрихпунктирную осевую линию, затем вычерчивают профиль детали сплошной основной линией симметрично относительно осевой линии, вычерчивают радиусы, образующие конусов и другие элементы. Проставляют размеры цилиндров и конусов — диаметры и длины.

Точение декоративных изделий из древесины

Рис. 34. Изделия с точеными деталями: а — стул: 1 — крышка; 2 — царга; 3 — ножка; 4 — проножка; стол: 1 — ножка; 2, 3, 4 — детали стойки; 5 — крышка

Для сферических поверхностей проставляют радиус или диаметр с надписью слова «сфера».

На чертежах сложнопрофильных тел вращения проставляют диаметры, расстояния по оси, радиусы скругле- ний профилей, размеры фасок и т. д. (рис. 35). Все размеры вдоль оси вращения наносят относительно базы, например торца А.

Точение декоративных изделий из древесины

Рис. 35. Чертеж точеной фасонной детали

Для художественных токарных работ применяют как обычные, так и специальные токарные инструменты. Это различные стамески (рис. 31), крючки (рис. 36, а), гребенки (рис. 36, б), а также сверла различных конструкций.

Точение декоративных изделий из древесины

Рис. 36. Инструменты для художественного точения: а — крючок;
б — гребенка

Популярным среди учащихся является точение деревянных изделий в виде ваз, тарелок и чашек. На рис. 37 представлен прием точения деревянной вазы.

Заготовка для вазы склеивается из отдельных блоков. Крепится винтами на планшайбе токарного станка. Вначале обтачивают наружную поверхность полукруглой стамеской, затем вытачивают с центра к краю полость вазы. Чистовую зачистку выполняют крючком и плоской стамеской вначале внутри вазы, а затем плоской стамеской снаружи. Зачищают поверхность при вращении заготовки шлифовальной шкуркой, либо полируют и поджигают ее до желто-коричневого цвета куском более твердой древесины.

Точение декоративных изделий из древесины

Рис. 37. Приемы точения деревянной вазы

На рис. 38 изображен чертеж художественной рюмки и инструменты для контроля ее внутренних размеров.

Точение декоративных изделий из древесины

При необходимости поверхности художественных изделий красят морилкой, покрывают грунтовкой, заполняют поры древесины воском или порозаполнителями, лакируют.

Художественное точение следует выполнять с соблюдением всех мер безопасности при работе на токарных станках.

Точение фасонной детали

1. Получите задание у учителя на точение детали.
2. Изучите чертеж и технологическую карту.
3. Подберите и разметьте заготовку.
4. Подберите необходимые режущие и измерительные инструменты.
5. Выточите деталь.

Художественное точение, крючок, гребенка.

1. Как вычерчивают чертеж точеной детали?

2. Опишите технологию точения внутренних поверхностей.

3. Какими резцами и как точат фасонные поверхности?

4. Расскажите о контроле размеров полости точеной детали.

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн, Технология для 7 класса скачать, школьная программа по технологии, планы конспектов уроков

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Точение декоративных изделий из древесины

Тема: Художественное точение изделий из древесины с элементами декора

Цели: ознакомить учащихся с технологией художественного точения изделий из древесины с элементами декора; развивать навыки работы по чертежу и технологической карте изделия, воспитывать внимание, аккуратность, технологическую дисциплину при выполнении художественного точения изделий из древесины.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Метод обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядного пособия и приёмов работы на токарном станке СТД – 120М при вытачивании фасонных изделий, практическая работа.

Наглядные пособия: подсвечник.

Используемая литература: Учебник технология под ред. с.110-117.

Оборудование: токарный станок по обработке древесины СТД – 120М, токарные стамески для фасонного точения, технологическая карта изделия, образец изделия.

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

1. Практическое задание.

Учитель раздаёт учащимся чертежи и изделия из древесины, выполненные на токарном станке. Предлагает разработать технологическую карту изделия (на выбор) выполненного на токарном станке. (Учащиеся разрабатывают технологическую карту, поясняют последовательность выполнения операций).

Учитель. Оцените друг у друга: правильно ли каждый из вас определил последовательность выполнения токарных работ? Чем отличается точение цилиндрической детали от конической и фасонной? (Ответы учащихся)

2. Беседа по вопросам.

— Как вытачивают фасонные и конические поверхности?

— Чем контролируют качество выполненной работы?

— Какие резцы применяют для вытачивания конической и фасонной поверхности?

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Сообщение учащихся «Токарные игрушки из дерева».

Токарная обработка древесины, как таковая, является древним видом декоративноприкладного искусства и, пожалуй, является одним из самых интересных видов ремесла. В XXI веке оно снова набирает силу, вызывая огромный интерес у коллекционеров, мастеров по дереву и просто обеспеченных людей, желающих приобщиться к этому виду искусства.

Древесина – материал очень разный по структуре и техническим возможностям и поэтому крайне привлекательный. Многовековые традиции работы с ней позволили русским мастерам накопить бесценный опыт и создать замечательные произведения токарного искусства, в которых нашли своё выражение быт населяющих народов России, национальные мотивы в создании орнаментов для украшения токарных изделий.

Читать также:  Устройство садового измельчителя своими руками

В XVII веке многие зажиточные люди в Москве стремились приобрести для дома мебель из дорогих пород древесины, выполненной на токарном станке, как особый род ценностей, а некоторые изделия воспринимались как предметы роскоши (мебель, сувениры, посуда). Возможно, именно с этого времени в устную традицию былин вошли описания убранства кораблей и домов, где присутствуют предметы, выполненные на токарном станке из дорогих пород древесины.

Особенностью русских деревянных предметов, выполненных на токарном станке, была их функциональность. Большинство изделий имело практическое применение, и лишь незначительная часть служила исключительно для украшения быта. Шкатулки, подсвечники, мебель, повторяли формы привычных предметов из камня, металла, керамики, кости, отличаясь от них размерами и материалом.

Деревянные токарные формы издавна были в ходу у мастеров-игрушечников. Форма — это тайна из тайн. Но можно научиться ею владеть. Казалось бы, при конструировании токарных игрушек возможности мастера сильно ограничены, так как в распоряжении его имеются только тела вращения. Но из семи объемных геометрических тел, которые лежат в основе всех предметов, четыре – шар, цилиндр, конус, тор – тела вращения. Ствол дерева, кастрюля, карандаш имеют форму цилиндра. Футбольный мяч и яблоко – форму шара. Коническую форму могут иметь ножка стула, плафон, ведро. Баранка и автомобильная камера имеют форму тора.

Токарные игрушки чаще всего изображают человека, животных или домашнюю мебель (рис.1.). Конечно, все эти фигурки очень условны, но именно эта условность и придает токарным игрушкам своеобразную декоративную выразительность.

Точение декоративных изделий из древесиныТочение декоративных изделий из древесины

Рис. 1. Токарные игрушки из дерева

III. Изложение программного материала.

Учитель. Точение изделий из древесины — давний и широко распространенный вид художественной обработки древесины в изготовлении мебели, посуды, игрушек. Являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, оно дошло до наших дней с древнейших времён.

Древние токари, хотя и работали на примитивных станках с лучковой передачей, но применяли наиболее сложную и трудоемкую технологию изготовления токарных сосудов. Новгородские древоделы точили посуду не с торца, а поперек волокон. Этот способ точения делал посуду прочнее и наиболее полно выявлял декоративные свойства древесины. Вначале мастер делал заготовку. Он раскалывал кряж, высота и толщина которого должны были быть одинаковыми. Топором обтесывал половину кряжа, придавая заготовке приближенно форму усеченного конуса или полушара. Затем заготовку укрепляли на токарном станке и обрабатывали. На готовом изделии древесные волокна образовывали неповторимый рисунок. Даже древесина ольхи, маловыразительная при торцевом точении, обнаруживала интересный текстурный рисунок, а древесина ясеня и клена приобретала переливчатый шелковистый блеск.

2. Проследим последовательность выполнения точения изделий из древесины с некоторыми видами художественной отделки (геометрическая и плосковыемчатая резьба, маркетри и т. д.).

А). Выполняем чертеж детали, имеющей форму вращения с фасонными поверхностями. Чертим профиль детали с указанием размеров и масштаба. Работа выполняется на компьютере (рис. 2);

Точение декоративных изделий из древесины

Рис. 2. Чертёж изделия «Ваза»

Б). Устанавливаем заготовку в центры токарного станка и вытачиваем изделие (рис.3 а, б). Для художественной обработки применяют как обычные токарные стамески, так и специальные (крючки, гребёнки) (рис.3 в).

Точение декоративных изделий из древесины Точение декоративных изделий из древесиныТочение декоративных изделий из древесины

Рис. 3. Приёмы точения: а — цилиндрической поверхности; б — внутренней поверхности; в — инструменты для художественного точения (крючок и гребёнка)

В). Для контроля качества выполненных изделий применяем шаблоны (рис.4).

Точение декоративных изделий из древесины

Рис. 4. Шаблон вазы

Г). Наносим орнамент на боковую поверхность вазы. При этом можно использовать трафарет, рисунок орнамента и копировальную бумагу и т. д. (рис.5).

Точение декоративных изделий из древесиныТочение декоративных изделий из древесины

Рис. 5. Разметка орнамента на боковой поверхности вазы.

Д). Выполняем геометрическую резьбу на боковой поверхности вазы (рис.6).

Точение декоративных изделий из древесиныТочение декоративных изделий из древесины

Рис. 5. Разметка орнамента на боковой поверхности вазы

3. Демонстрация приёмов точения учителем.

Учитель. Я покажу вам наиболее сложные, но популярные среди учащихся способы точения посуды (ваз, тарелок, чашек, бокалов и др.).

Учитель демонстрирует приёмы точения вазы, обращая внимание на последовательность и безопасность выполнения технологических операций:

— вначале выполняется точение наружной поверхности. Черновое, чистовое, фасонное точение;

— затем производится внутренне точение. При этом в пиноль задней бабки токарного станка вставляют сверлильный патрон с перовым сверлом и сверлят деталь на глубину на 60мм;

— выполняется обработка внутренней поверхности крючком;

— производится шлифование внешней поверхности изделия и его отрезание от планшайбы станка;

— производится разметка орнамента под геометрическую резьбу:

— выполняется геометрическая резьба по боковой поверхности детали.

4. Инструктирование по правилам безопасности при выполнении токарных работ

IV. Практическая работа

1. Выбрать деталь для точения.

2. Изучить чертёж и технологическую карту изготовления изделия.

3. Установить заготовку в центра токарного станка.

4. Подобрать необходимые режущие и измерительные инструменты.

5. Выточить изделие на станке. (Приложение 1).

6. Нанести разметку на боковой поверхности изделия.

7. Декорировать боковую поверхность изделия геометрической резьбой.

Учитель постоянно оказывает помощь и осуществляет текущий контроль качества выполняемой работы и соблюдением правил безопасности труда.

1. Оценка выполненной работы.

2. Разбор допущенных в ходе выполнения работы ошибок.

3. Демонстрация лучших работ учащихся.

VI. Домашнее задание.

1. Разработать вариант декора изделия, выполненного токарным способом производства;

2. Прочитать учебный материал на стр. учебника 110-117

Технологическая карта. Изготовление вазы.

Точение декоративных изделий из древесины

Точение декоративных изделий из древесиныЗаготовка: 170×240

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *