Техкарта на сварку труб

1.1.Типовая технологическая карта разработана на сборку и сварку 1 км трехтрубных секций в нитку на трассе при строительстве магистральных трубопроводов диаметром 426 мм .

1.2. При разработке карты приняты исходные данные:

трубы из горячекатаных низколегированных, углеродистых сталей с нормативным значением временного сопротивления на разрыв до 410 МПа (42 кгс/мм 2 ); предусмотренные проектом, неизолированные;

толщина стенки труб — 8 мм ;

длина секции — 34,5 м ;

количество секций в 1 км- 29;

количество стыков в 1 км — 29;

сварка производится электродами с основным видом покрытия.

1.3.Машины и механизмы, применяемые при сборке и сварке, представлены в разделе "Материально-технические ресурсы".

1.4.Работы по сборке и сварке секций в нитку выполняются в летний период в условиях равнинной и слабопересеченной местности и ведутся в одну дневную смену продолжительностью 8 ч.

1.5.В состав работ, рассматриваемых картой, входят: сборка секций труб в плеть с помощью наружного центратора; ручная электродуговая сварка шва.

2.1. Выполнению работ по сборке и сварке секций труб в нитку предшествует комплекс организационно-технических мероприятий и подготовительных работ:

назначение лиц, ответственных за качественное и безопасное производство сварочно-монтажных работ (прораб, мастер, работник полевой испытательной лаборатории);

расчистка и планировка полосы отвода с устройством вдоль трассового проезда;

восстановление и закрепление на местности проектной оси строящегося трубопровода;

вывозка и укладка вдоль трассы секций труб на инвентарные лежки;

размещение в зоне производства работ всех необходимых машин, механизмов, оборудования и инструмента;

получение производственно-технической документации и ознакомление членов бригады с применяемой технологией сварочно-монтажных работ;

инструктаж членов бригады по технике безопасности и производственной санитарии, включая безопасность работ в охранных зонах действующих трубопроводов;

проверка и испытание грузозахватных приспособлений для подъема секций труб;

установка на полосе отвода в зоне производства работ вагончиков для хранения сварочных материалов, инструмента, инвентаря и отдыха рабочих. Необходимое количество электродов (в расчете на одну смену) должно быть просушено.

2.2. Перед сборкой и сваркой секций труб необходимо:

очистить внутреннюю полость труб от попавших внутрь грунта, грязи и снега;

провести визуальный осмотр поверхностей труб и при обнаружении дефектов выполнить необходимый ремонт.

В процессе ремонта следует:

устранить шлифованием царапины, риски и задиры на трубах глубиной свыше 0,2 мм , но не более 5 % от толщины стенки трубы, которая не должна быть выведена за пределы минусового допуска;

исправить с применением безударных разжимных устройств вмятины на концах труб глубиной до 3,5 % от диаметра трубы.

Трубы с царапинами, рисками, задирами глубиной более 5 % от толщины стенки, вмятинами с глубиной, превышающей 3,5 % от диаметра трубы, или с забоинами и задирами фасок глубиной более 5 мм ремонту не подлежат; дефектные участки труб следует обрезать.

2.3. Основной тип разделки кромок труб приведен на рис. 1.

Техкарта на сварку труб

Рис. 1. Основной тип разделки кромок для труб с толщиной стенки до 16 мм

2.4.Кромки труб и прилегающие к ним поверхности (внутреннюю и наружную) необходимо зачистить электрошлифовальной машинкой на ширину не менее 10 мм до металлического блеска.

2.5.Подготовленную к центровке и сборке секцию перемещают трубоукладчиком и пристыковывают к нитке трубопровода с зазором. Численные значения зазоров в стыках при сборке приведены в табл.1.

Диаметр электродов, мм

Значение зазора при толщине стенки труб, мм

Ручная дуговая сварка электродами с основным видом покрытия

2.6. Сборку стыков и сварку трубопровода в нитку следует производить с использованием инвентарных опор.

Сборка стыков производится с применением наружного центратора. Количество прихваток, равномерно распределяемых по периметру стыка, должно быть не менее двух, а длина каждой — не менее 30- 50 мм .

Смещение кромок электросварных труб не должно превышать 20 % нормативной толщины стенки, но не более 3 мм . Для труб с нормативной толщиной стенки до 10 мм допускается смещение кромок не более 2 мм . Измерение величины смещения кромок допускается проводить по наружным поверхностям труб сварочным шаблоном.

2.7. При наличии влаги на поверхности труб и независимо от прочности металла обязательна просушка торцов труб нагревом до температуры плюс 20-50 °С

2.8. Просушка торцов труб с прилегающими к ним участками шириной не менее 150 мм производится непосредственно перед прихваткой кольцевыми нагревателями.

2.9. Прихватка стыка производится электродами с основным видом покрытия, указанными в табл.2.

Толщина стенки, мм

Нормативное значение временного сопротивления разрыву, МПа(кгс/мм 2 )

Для прихватки, сварки и ремонта первого слоя шва

Для сварки и ремонта заполняющего и облицовочного слоев шва

2.10. По окончании прихватки наружный центратор снимается, прихватки зачищаются электрошлифовальной машинкой, а звено по сборке переходит к следующему стыку.

11.11. Сварку первого и последующих, включая облицовочный, слоев шва выполняет самостоятельное звено, используя электроды, указанные в табл.2.Заполняющий слой шва должен обеспечивать проплавление кромок свариваемых труб.

2.12.Рекомендуемые значения сварочного тока при сварке электродами с основным видом покрытия способом "на подъём" приведены в табл.3. Ток постоянный, полярность обратная.

Диаметр электродов, мм

Сварочный ток в зависимости от пространственного положения шва, А

2.13. Минимально допустимое число слоев шва при ручной дуговой сварке должно составлять:

при толщине стенки труб до 10 мм — 2

После завершения сварки первого и заполняющего слоев шва необходимо тщательно очистить их от шлака шлифовальной машинкой с применением шлифовальных кругов. Облицовочный слой шва зачищают от шлака с применением шлифовальных щеток.

2.14.Облицовочный слой должен иметь плавное очертание и сопряжение с поверхностью трубы, без подрезов и других видимых дефектов. Облицовочный слой должен перекрывать основной металл в каждую сторону от шва на 2,5- 3,5 мм и иметь усиление высотой 1- 3 мм .

2.15. Сварные соединения разрешается оставлять незаконченными только на одни сутки после окончания рабочего дня или при остановке работ, если число выполненных слоев шва соответствует данным табл. 4, в противном случав стык должен быть вырезан и заварен вновь.

Толщина стенки трубы, мм

Необходимое число слоев при сварке корневого слоя шва электродами с основным видом покрытия

Стык заваривается полностью

2.16. Комплекс работ по сборке и сварке секций труб в нитку выполняет бригада, состоящая из двух звеньев:

по сборке секций труб в плеть- 6 чел;

по сварке первого и последующих слоев шва — 9 чел.

2.17.Схема сборки и сварки трехтрубных секций в нитку на трассе представлена на рис.2.

3.1.для обеспечения требуемого качества работ необходимо проводить:

проверку квалификации сварщиков;

контроль исходных сварочных материалов и труб(входной контроль);

систематический операционный (технологический) контроль, осуществляемый в процессе сборки и сварки;

визуальный контроль (внешний осмотр) и обмер готовых сварных соединений;

проверку сварных швов неразрушающими методами контроля.

3.2. Аттестацию и проверку квалификации сварщиков осуществляет постоянно действующая комиссия треста под председательством его главного инженера в объёме и с использованием методик, определяемых требованиями ВСН 006-89 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка" и СНиП III -42-80 "Правила производства и приемки работ. Магистральные трубопроводы".

3.4.Для проведения сварочных работ допускается применение электродов тех марок, которые регламентируются требованиями ВСН 006-89.

3.5. Операционный контроль проводят мастера и производители работ. При этом проверяется правильность и последовательность выполнения технологических операций при сборке и сварке.

3.6. При сборке соединений под сварку проверяют:

чистоту полости секций труб и степень зачистки кромки;

прилегающих к ним внутренней и наружной поверхностей;

Читать также:  Из чего состоит редуктор цилиндрический

соблюдение допустимой разностенности свариваемых секций труб;

соблюдение допустимой величины смещения наружных кромок свариваемых секций труб;

величину технологического зазора в стыках.

Ведется контроль за температурой просушки.

3.7.В процессе сварки проверяют:

порядок наложения слоев и их количество;

правильность выбора материалов, применяемых для сварки всех слоев шва.

3.8.При осмотре сварного стыка проверяют:

наличие на каждом стыке клейма сварщика или бригады;

наличие на конце каждой плети ее порядкового номера;

отсутствие наружных трещин, незаплавленных кратеров и выходящих на поверхность пор;

точность размеров сварных швов.

3.9.Сварные стыки, которые по результатам визуального контроля и обмера отвечают требованиям ВСН 006-89 и ВСН 012-88 (часть I ), подвергаются неразрушающему методу контроля в объёме и методами, указанными в проекте, в соответствии с требованиями ВСН 012-88 , часть I .

3.10. Контроль качества сварных соединений неразрушающими методами проводится работниками контроля (ПИЛ, специализированных управлении по контролю и т.п.).

3.11. При выполнении сварочных работ следует своевременно оформлять исполнительную производственную документацию и акты промежуточной приемки в соответствии с перечнем, представленным ВСН 012-88 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ" (часть II ), в том числе:

список сварщиков, составляемый службой главного сварщика, форма № 2.3;

журнал сварки труб, который ведет производитель работ, форма № 2.6 (2.6 а);

заключение по проверке качества сварных соединений физическими методами контроля, составляемое службой контроля качества, форма № 2.9;

заключение о результатах механических испытаний контрольных и допускных сварных соединений, составляемое службой контроля качества, форма № 2.12.

3.12. Технические критерии и средства контроля операций приводятся в табл.5.

Техкарта на сварку труб

Рис.2. Схема сборки и сварки трехтрубных секций в нитку:

1 — трубоукладчик ТГ-61; 2 — захват клещевой полуавтоматический КЗ-426; 3 — центратор наружный эксцентриковый ЦНЭ-37-42; 4 — сварочная установка УС-21; 5 — инвентарная опора; 6 — бровка траншеи; 7 — передвижные вагончики для обогрева людей и хранения сварочных материалов

Наименование процессов, подлежащих контролю

Инструмент и способ контроля

Технические критерии оценки качества

Входной контроль поверхности труб

Дефекты поверхности стенок труб

Овальность и разнотолщинность стыкуемых секций труб, косина торцов, разделка кромок

Шаблон, штангенглубиномер, рейка нивелирная, рулетка, линейка

До начала сборки секций труб в нитку

Работник службы контроля, ПИЛ, прораб

Входной контроль применяемых электродов

Выбор электродов, наличие сертификатов, соответствие маркировки, состояние упаковки и поверхности покрытия, разнотолщинность сварочнотехнологические свойства электродов

До начала работ по сборке и сварке

Прораб, сварочная служба, ПИЛ

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , приложение 4

Просушка (прокаливание) электродов

Температура и время просушки

До начала работ по сварке

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , табл. 8

Очистка полости труб

До начала сборки

Не допускаются посторонние предметы

Зачистка кромок стыкуемых секций

Качество зачистки кромок с прилегающими цилиндрическими поясами

В процессе работ по сборке

Зачистка до металлического блеска кромок труб на ширину не менее 10 мм

Просушка торцов труб

Термо метр ТП-1, ТП-2, термокарандаш

В процессе сборки перед сваркой

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , п. 2.1.12, п. 2.1.14

Центровка и сборка стыка

Точность зазора, соблюдение величины разностенности стыкуемых секций труб и величины смещения наружных кромок

Шаблон, шуп, линейка

В процессе сборки

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , раздел 2.2

Сварка корневого слоя шва

Правильность выбора электродов, режимы сварки, технология сварки, степень зачистки корневого слоя шва

Амперметр, вольтметр, визуально

В процессе сварки

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , раздел 2.4

Сварка заполняющего и облицовочного слоев

Правильность выбора электродов, режимы сварки, степень зачистки каждого слоя

В процессе сварки

Визуальный контроль и обмер сварных соединений

Наличие клейма сварщиков (бригады сварщиков), отсутствие наружных трещин, незаплавленных кратеров и выходных пор, геометрические размеры шва

Визуально, шаблон, линейка

По окончании сварки облицовочного слоя

Прораб, сварочная служба, ПИЛ

Номер фасета для пересчета показателей

Обоснование ( ЕНиР и др. нормы)

Норма времени, чел. -ч

Затраты труда, чел.

Заработная плата, р.-к.

Время пребывания машин на объекте, маш.-ч

Заработная плата машинистов с учетом пребывания машин на объекте, р.-к.

Сборка секций труб в плеть с помощью наружного центратора

ВНиР §В 10-1-10, табл. 1, п. 4 б

Электродуговая сварка первого и последующих слоев шва

ЕНиР §Е 22-2-2, табл. 7, п. 5

Условные обозначения: А — трубоукладчик ТГ-61; Б — сварочная установка УС-21

Затраты труда, чел.-ч

Принятый состав звена

Продолжи­тельность процесса, ч

Сборка секций труб в плеть с помощью наружного центратора

Монтажники наружных трубопроводов:

Электросварщик ручной сварки

Машинист электросварочного агрегата

Электродуговая сварка первого и последующих слоев шва

Электросварщики ручной сварки

Машинисты электросварных агрегатов

Потребность в машинах, механизмах, оборудовании, инструменте и инвентаре приведена в табл. 8

Краткая техническая характеристика

Грузоподъёмность — 6,3 т

Сварочная двухпостовая установка

База установки — Т-100МГ

Источник питания сварочным током (при ПР 100 %):

мощность — 6,9 кВт

сварочный ток — 230 А

напряжение — 30 В

Центратор наружный эксцентриковыи

Диаметр стыкуемой трубы — 377- 426 мм

Захват клещевой полуавтоматический

Диаметр поднимаемой трубы — 426 мм Грузоподъёмность — 4т

Скорость вращения — Техкарта на сварку труб

Электрододержатель со сварочным ка белем

Универсальный шаблон для контроля параметров шва

Пенал для электродов

ЦНИИОМТП, р.ч. 3347.17.000

Щуп для определения зазора

Потребность в материалах для выполнения работ по сборке я сварке I км трехтрубных секций в нитку на трассе приводится в табл.9.

При производстве работ по сборке и сварке секций в нитку в условиях трассы следует руководствоваться следующими нормативными документами:

СНиП III -4-80 * . Техника безопасности в строительстве;

СНиП III -42-80. Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ;

РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы;

Правилами техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов;

Правилами техники безопасности и производственной санитарии при электросварочных работах;

ГОСТ 12.3.003-86.ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности;

ГОСТ 12.2.013-87. ССБТ. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний;

Правилами пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ. ППБ 05-86, утвержденными ГУПО МВД СССР 26.02.1986 г.;

Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов;

Типовой инструкцией для лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, утвержденной Госгортехнадзором СССР, другими нормативно-техническими документами и справочной литературой, приведенной в приложении к РД 102-011-89.

К сварке магистральных трубопроводов допускаются только квалифицированные сварщики в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие курс обучения и сдавшие испытание на право сварки труб в соответствии с Правилами аттестации сварщиков Госгортехнадзора СССР и получившие удостоверение сварщика.

В зоне проведения работ по монтажу и сварке стыков запрещается находиться посторонним или не занятым непосредственно на этих работах лицам.

Члены сборочно-сварочной бригады должны быть обеспечены удобной, не стесняющей движений спецодеждой и спецобувью, а также индивидуальными средствами защиты.

Для безопасности и удобства работ при сварке неповоротных стыков должны устанавливаться инвентарные опоры в конце каждой пристыковываемой плети. Расстояние между поверхностью грунта и нижней образующей трубы должно быть не менее 500 мм . Проводить сварочные работы с использованием земляных и снежных призм запрещается.

Сваренную плеть трубопровода следует укладывать от бровки траншеи на расстоянии 1,5 м , а при поперечном уклоне местности более 7°, кроме того, укреплять для предотвращения скатывания анкерными устройствами.

Рабочие должны выполнять в защитных очках следующие операции:

очистку внутренней и наружной поверхностей трубы от грязи, снега, льда и от посторонних предметов;

Читать также:  Расшифровка маркировки стали р6м5

обработку торцов труб и правку на них вмятин.

При стыковке труб запрещается держать руки в световом пространстве между торцами труб.

Электросварщики, кроме средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми отраслевыми нормами, должны пользоваться также защитными ковриками, защитными козырьками и шлемами.

В процессе работы необходимо следить за исправным состоянием изоляции токоведущих проводов, пусковых устройств и рукоятки электрододержателя. Не допускается попадание на изоляцию воды и масла, дизельного топлива и других нефтепродуктов.

Трубоукладчик должен быть оснащен исправно функционирующими: звуковой сигнализацией, осветительными приборами, устройством подачи сигнала тревоги о чрезмерной намотке грузового каната, указателем вылета стрелы и другими приборами безопасности.

Для приема пищи, обогрева и отдыха на трассе рабочих бригада должна быть обеспечена передвижным вагон-домиком. Запрещается рабочим располагаться на отдых в кустарнике, высокой траве и других плохо просматриваемых местах.

Нормативные затраты труда, всего, чел.-ч . 103,55

Заработная плата, р.-к.

Продолжительность выполнения работ, ч(смен) . 7,3(0,9)

Выработка на одного рабочего в смену, м/чел-смену . 73,1

Техкарта на сварку трубСкачать документ

Министерство мелиорация и водного хозяйства СССР

Всесоюзный головной проектно-технологический институт
«СОЮЗОРГТЕХВОДСТРОЙ»

Министерство мелиорация и водного хозяйства УССР

и водного хозяйства СССР

17 апреля 1973 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА СВАРКУ СЕКЦИИ СТАЛЬНЫХ ТРУБ ДУ = 250 — 1000 мм
НА СТЕНДЕ В ЦЕХОВЫХ УСЛОВИЯХ

I. Область применения. 1

II. Технико-экономические показатели. 1

III. Организация и технология процесса сварки труб на стенде в цеховых условиях. 1

IV. Организация и методы труда рабочих. 6

V. Материально-технические ресурсы.. 13

Технологические карты составлены на сварку стальных труб диаметром условного прохода 250 — 1000 мм в секции длиной 18 — 24 м на стенде в цеховых условиях.

Карты составлены на основании рабочих чертежей оборудования для сварки стальных труб в плети, выполненных трестом «Укроргводстрой», изучения опыта работы сварочных цехов СПМК-220 Управления «Крымканалстрой» (г. Феодосия) и Донецкого СМУ-46 треста «Донбассводстрой», а также карт трудового процесса, выполненных трестом «Укроргводстрой».

Расчет трудозатрат произведен на сварку труб ДУ = 300 мм в плети длиной 18 м и труб ДУ = 1000 мм в плети длиной 24 м.

Работа должна производиться в 2 смены.

Карты охватывают весь комплекс работ по подготовке к сварке и сварке труб в секции на 1 км труб.

Трудоемкость на 1 км (чел.-дн.)

Выработка на 1 рабочего в смену (м)

Потребность в кране (маш.-смен)

Потребность в энергетических ресурсах на 1 км труб:

Экономический эффект от внедрения карт на 1 км труб (руб.)

1. Назначение и расположение цеха сварки

Цех предназначается для соединения одиночных труб в секции длиной 18 — 24 м.

Длина секции определяется возможностью доставки ее на трассу к месту укладки. Условия цеха позволяют механизировать и автоматизировать трудоемкие сборочные операции и уменьшить их на 30 — 50 % на месте строительства трубопровода. При выборе места и радиуса действия централизованного сварочного цеха необходимо учитывать:

1) наличие близости железнодорожной ветки;

2) наличие подъездных к нему путей для обеспечения бесперебойной работы автотранспорта при доставке труб и вывоза сваренных секций в любое время года.

Цех оборудуется в крытом помещении площадью 1400 м 2 .

Схема цеха сварки показана на рис. 1. Процесс сварки секций по схеме следующий.

Трубы из штабеля подаются тракторным краном на накопитель труб (рис. 1, поз. 1), откуда по рольганговой линии поступают в цех на стенд сборки (поз. 2), где производится правка концов труб, зачистка кромок и прилегающих к ним поверхностей трубы, центровка и прихватка труб.

Техкарта на сварку труб

Рис. 1. СХЕМА ЦЕХА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СВАРКИ И ИЗОЛЯЦИИ СТАЛЬНЫХ ТРУБ ДУ = 250 — 1000 мм

1 — приемный стеллаж, 2 — рольганговая линия сборки; 3 — сбрасыватели; 4 — накопитель; 5 — рольганг сварки корневого шва; 6 — накопитель секций; 7 — рольганг автоматической сварки; 8 — рольганг готовых секций; 9, 9 1 — лебедки; 10 — накопитель готовых секций; 11 — изоляционная линия.

Прихваченные секции при помощи сбрасывателей (поз. 3) перемещаются на накопитель труб (поз. 4), затем на рольганг сварки корневого шва (поз. 5).

После подварки первого (корневого) шва секции поступают на накопитель секций (поз. 6) и на рольганг автоматической сварки (поз. 7). Здесь производится автоматическая сварка швов секций, очистка их от шлака, клеймление и контроль качества швов. Затем сваренные секции перемещаются по рольганговой линии (поз. 8) с помощью лебедки (поз. 9) и укладываются на накопитель секций (поз. 10), откуда забираются на изоляцию.

На схеме показан цех автоматической сварки, где может также производиться и изоляция сваренных секций труб. В случае отсутствия изоляции в цеху, секции труб выводятся рольганговой линией наружу и краном складируются в штабель.

3. Основное оборудование сварочного цеха

1. Вращатель является одним из основных элементов установки поворотной автоматической сварки. Он должен обеспечивать равномерную и постоянную окружную скорость трубы, без рывков или толчков, так как окружная скорость поверхности свариваемых кромок является одновременно и скоростью наложения шва (скорость сварки).

Скорость сварки при неизменности других параметров сварки определяет величину поперечного сечения шва.

Если скорость вращения будет неравномерной, то это приведет к образованию неравномерного поперечного сечения валика шва, что недопустимо.

Стеллажи сборочные. Стеллажи необходимы для временного размещения запаса труб и перемещения их для последующей сборки и сварки. Стеллаж представляет собой жесткую конструкцию, что очень важно для проведения сборочных работ.

Монтируют стеллажи из труб диаметром 273 — 325 мм. Трубы соединяют швеллером таким образом, чтобы образовалась площадка шириной 8 — 12 м и длиной не менее длины собираемой секции. Перемещение труб и секций на таком стеллаже осуществляется перекатыванием.

Стеллажи могут быть изготовлены из железнодорожных рельсов, уже непригодных к использованию по прямому назначению, или двутавров. Рельсы с уклоном 0,004 — 0,006 (в направлении подачи труб на автоматическую сварку) укладывают на железобетонные столбики высотой до 250 мм. На концах рельсов укрепляются металлические упоры, предотвращающие скатывание труб.

Перемещение секций со стенда сборки (по приведенной схеме) на стенд сварки осуществляется с помощью сбрасывателей (см. рис. 1, поз. 3).

Для перемещения труб и секций в продольном направлении предусматриваются вставки из цилиндрических роликов на шарикоподшипниках (типа рольганга). Стеллажи рассчитаны на прием труб длиной от 6 до 12 м.

На стеллажах выполняется сборка и прихватка труб в секции длиной 18 — 24 м, а также подварка корня шва.

Для центровки используются механические секционные центраторы, легко переоборудуемые соответственно различным диаметрам труб. Подварка корня шва выполняется вручную.

Техкарта на сварку труб

Рис. 2. Установка сварочной головки ПТ-56

3. Сварочная головка ПТ-56. Головка состоит из тележки с обрезиненными колесами, на которой смонтированы электродвигатель с редуктором подачи электродной проволоки, кронштейн с кассетой для электродной проволоки, правильный и подающий механизм, бункер для флюса и пульт управления. Удерживается головка на трубе с помощью штанги и упора (рис. 2).

Грубая регулировка скорости подачи электродной проволоки производится одной парой сменных шестерен. Точная регулировка выполняется небольшим реостатом, включенным в цепь электродвигателя.

Диаметр электродной проволоки — 1,6 — 2 мм.

Скорость подачи проволоки — 100 — 500 м/ч.

Сварочный ток до 600 А.

Перед оборкой и сваркой труб необходимо:

а) очистить их от попавших внутрь грунта, льда, грязи и других загрязнений;

б) обрезать концы и выправить кромки, деформированные при перевозке. После газовой резки выполняют механическую зачистку;

Читать также:  Как из миллиамперметра сделать вольтметр

в) при электродуговой сварке очистить до металлического блеска кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 10 мм электрошлифовальной машиной П-2009.

Центровка и сборка стальных труб в секции 18 и 24 мм производится на подвижном рольганге сборки, куда трубы поступают с приемного стеллажа.

Для центровки используются механические секционные центраторы, легко переоборудуемые соответственно трубам разных диаметров.

Концы труб должны иметь правильную окружность. Перед прихваткой проверяют концы труб специальным штангенциркулем, устанавливаемым в четырех положениях.

При проверке определяют наружный диаметр трубы и ее эллипсность. Штангенциркулем проверяют также толщину стенок труб, угольником с делениями — притупленную кромку. Разностенность концов допускается от +12,5 до -15 %.

Угол скоса фасок на торцах трубы проверяют шаблоном в нескольких точках по окружности. Допускаемое отклонение угла от заданного 2°. Если отклонение немного превышает этот предел, скос обрабатывают шлифовальной машинкой. При больших отклонениях сначала обрезают фаски газовой горелкой, а затем шлифуют их машинкой. Фаски шлифуют машинкой или зачищают напильником также для удаления с них ржавчины, мелких неровностей и заусенцев, причем поверхность фасок доводят до металлического блеска. Перед сваркой фаски протирают специальной щеткой. Фаски нужно зачищать не ранее, чем за 4 часа до сварки.

Перпендикулярность торцов труб проверяют перед сваркой. Замеры делают по двум взаимно перпендикулярным диаметрам. Предельно допустимое отклонение от вертикали в любом направлении должно быть не более 1 мм.

Для сборки труб в секцию нужно подбирать трубы таким образом, чтобы кромки, особенно внутренние, совпадали возможно более точно.

При разностенности труб заменяют одну из них болей подходящей. Иногда совпадение внутренних сечений и толщины стенок соединяемых концов достигается поворотом одной из труб на 180°.

При сборке труб зазоры между кромками в зависимости от методов сварки должны соответствовать данным, приведенным в таблице 2 (по СНиП III-Д-10-62).

Техпроцесс состоит из множества этапов, каждый из которых должен быть просчитан с точностью до миллиметра. Все эти данные сложно запомнить или кратко записать, поэтому была придумана карта технологического процесса сварки. Она позволяет улучшить качество работ: сварщик получит полую информацию о типе сварки, специалисты проведут тщательный контроль сварного соединения, будет выбран оптимальный комплект оборудования и комплектующих. Соответственно снизится количество брака и завод понесет меньшие убытки. И все это возможно, если у вас есть технологическая карта на сварку.

Техкарта на сварку труб

В этой статье мы расскажем, что это такое, как составляется техкарта для сварочных работ, приведем пример, благодаря которому вы научитесь быстро и легко читать технологические карты, а впоследствии и составлять их.

Определение

Что такое технологическая карта на сварочные работы (она же ттк на сварку, технологическая карта сварки или просто техкарта)? Говоря простыми словами, это просто документ-инструкция, выдаваемая сварщику для правильного выполнения работ. Также техкартой может пользоваться специалист по контролю качества. В техкарте прописывается всё: от типа сварки до геометрических расчетов.

Проще говоря, техкарта — это «сборник» всех технологических особенностей, которые нужно учесть при сварке. Правильно разработанная техкарта позволяет улучшить качество сварного соединения и, в целом, сделать работу сварщика или прочих специалистов продуктивнее и лучше.

Технологическая карта была придумана и внедрена не так уж давно, а именно в конце 80-х годов прошлого века. Это связано с большим технологическим прорывом в сфере сварки, когда появились новые современные технологии и стали доступны редкие металлы.

Данные в техкарте

Итак, в технологической карте в обязательном порядке указываются общие сведения о металле, который нужно сварить, данные о разделке металла и их очистке, данные о размерах сварных швов. Также указывается прогрев металла, если он необходим, последовательность формирования сварных швов.

Еще указывается, какое оборудование будет использоваться и какие комплектующие необходимы для выполнения сварки. Некоторые мастера уверены, что оборудование и комплектующие можно подбирать, основываясь на своем опыте или тематических журналах, но это неверно. Позже мы расскажем, как подбирается комплект оборудования.

Особенности

На крупных производствах (например, если это сборочно-сварочный цех) разработкой техкарты занимаются отдельные специалисты, а на мелких заводах эту работу часто поручают сварщикам. Тем не менее, любая разработка техкарты должна начинаться с тщательного анализа металла, который нужно сварить. Именно от металла зависит выбор типа сварки, комплектующих и прочие параметры. Если вы с самого начала правильно проанализируете металл, то затем у вас не возникнет никаких ошибок. Режим сварки подбирается по нормативным документам, а не по опыту варщика. Это тоже важно понимать.

Каждая технологическая карта по сварке металлоконструкций должна иметь свой индивидуальный номер (шифр), с помощью которого ее можно будет найти в архиве. Также этот номер будет указываться при разработке полной техдокументации и в характеристиках проекта на сварку. Также на техкарте должна стоять подпись специалиста, который эту кару составлял.

Пример технологической карты

Ниже вы можете видеть образец заполнения технологической карты. Сейчас мы подробнее разберем все, что тут написано, а вы запомните (или лучше запишите) то, что прочтете.

Техкарта на сварку труб

Техкарта на сварку трубОбразец взят с сайта zibon.ru

Итак, первая графа «Способ сварки». Здесь, как не трудно догадаться, нужно написать, такой тип сварки был выбран для выполнения работ (ручная дуговая, контактная, полуавтоматом в среде газа и т.д.). В нашем случае мы указали «ручная дуговая сварка покрытыми электродами». Далее указаны цифры «(111)», это код сварки. Его можно указывать в техкарте, чтобы не писать подробно словами.

Мы приведем несколько наиболее распространенных кодов:

  • 141 — ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом
  • 131 — механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом
  • 135 — механизированная сварка плавящимся электродом в среде активного газа

Далее графа «Основной материал (марка)». Здесь пишем марку металла, который нам нужно сварить. Обычно марка указывается в проекте детали, оттуда ее можно переписать в техкарту. Дополнительно укажите группу металлов. Ниже таблица с основными группами.

Техкарта на сварку труб

Техкарта на сварку труб

Техкарта на сварку труб

Техкарта на сварку труб

Затем идет графа «Наименование (шифр) НТД». Здесь вы должны указать, какие нормативные документы были использованы при разработке данной технологической карты. Остальные графы заполняются подобным образом, думаем, все логически понятно.

В нашем случае заполняется типовая технологическая карта на сварку газовых трубопроводов. Но если вам нужна техкарта на другие работы (например, на сварку стальных труб), то она будет заполняться таким же образом, просто поменяется заголовок.

Вместо заключения

Операционная технологическая карта сборки и ручной дуговой сварки (или любого другого типа сварки) — обязательный элемент любых профессиональных сварочных работ. Без нее вы наверняка сделаете шов неправильно, поскольку не будете знать всех нюансов. А специалисты по контролю качества не смогут предъявить к работе необходимые требования.

Кстати, существуют и технологические карты не на весь сварочный процесс, а на его отдельные этапы. Например, есть технологическая карта ультразвукового контроля сварных соединений (также технологическая карта узк). Это необходимо, если работа сложная и состоит из огромного количества информации, которую нужно указать в техкарте. Если бы в таком случае техкарта была одна на всю сварку, то она состояла бы из десятков страниц, что неудобно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *