Шаговый двигатель схема подключения

Шаговые двигатели присутствуют в автомобилях, принтерах, компьютерах, стиральных машинах, электробритвах и многих других устройствах из повседневного быта. Однако многие радиолюбители до сих пор не знают, как заставить такой мотор работать и что он вообще из себя представляет. Итак, давайте узнаем, как использовать шаговый двигатель.

Шаговый двигатель схема подключения

Шаговые двигатели являются частью класса моторов, известных как безщеточные двигатели. Обмотки шагового двигателя являются частью статора. На роторе расположен постоянный магнит или, для случаев с переменным магнитным сопротивлением, зубчатый блок из магнитомягкого материала. Все коммутации производятся внешними схемами. Обычно система мотор — контроллер разрабатывается так, чтобы была возможность вывода ротора в любую, фиксированную позицию, то есть система управляется по положению. Цикличность позиционирования ротора зависит от его геометрии.

Шаговый двигатель схема подключения

Типы шаговых двигателей

Существуют три основных типа шаговых двигателей: переменной индуктивности, двигатели с постоянными магнитами, и гибридные двигатели.

Шаговый двигатель схема подключения

Двигатели переменной индуктивности используют только генерируемое магнитное поле на центральном валу, заставляющее вращаться и находиться на одной линии с напряжением электромагнитов.

Двигатели с постоянными магнитами похожи на них, за исключением того, что центральный вал поляризован у северного и южного магнитных полюсов, которые будут соответствующим образом поворачивать его в зависимости от того, какие электромагниты включены.

Гибридный мотор — это сочетание двух предыдущих. У его намагниченного центрального вала имеется два набора зубов для двух магнитных полюсов, которые затем выстраиваются в линию с зубами вдоль электромагнитов. В связи с двойным набором зубов на центральном валу, гибридный двигатель имеет наименьший доступный размер шага и поэтому является одним из наиболее популярных типов шаговых двигателей.

Униполярные и биполярные шаговые двигатели

Также существует ещё два типа шаговых двигателей: униполярные и биполярные. На фундаментальном уровне, эти два типа работать точно так же; электромагниты включены в последовательном виде, заставляя центральный вал двигателя вращаться.

Шаговый двигатель схема подключения

Но униполярный шаговый двигатель работает только с положительным напряжением, а биполярный шаговый двигатель имеет два полюса — положительный и отрицательный.

Шаговый двигатель схема подключения

То есть фактическая разница между этими двумя типами заключается в том, что для однополярных требуется дополнительный провод в середине каждой катушки, что позволит току проходить либо к одному концу катушки, либо другому. Эти два противоположных направления производят две полярности магнитного поля, фактически имитируя как положительные, так и отрицательные напряжения.

Шаговый двигатель схема подключения

Хотя оба они имеют общий уровень питающих напряжений 5V, биполярный шаговый двигатель будет иметь больший крутящий момент, потому что ток течет через всю катушку, производя более сильное магнитное поле. С другой стороны, униполярные шаговые двигатели используют только половину длины катушки из-за дополнительного провода в середине катушки, а значит меньший крутящий момент доступен для удержания вала на месте.

Подключение шаговых двигателей

Разные шаговые двигатели могут иметь разное количество проводов, как правило, 4, 5, 6, или 8. 4-х проводные линии могут поддержать только биполярные шаговые двигатели, поскольку у них нет центрального провода.

Шаговый двигатель схема подключения

5-ти и 6-ти проводные механизмы могут быть использованы как для однополярного, так и биполярного шагового двигателя, в зависимости от того, используется центральный провод на каждой из катушек или нет. 5-ти проводная конфигурация подразумевает, что центральные провода на два комплекта катушек соединены внутри между собой.

Способы управления шаговыми двигателями

Есть несколько различных способов управления шаговыми двигателями — полный шаг, полушаг, и микрошаговый. Каждый из этих стилей предлагают различные крутящие моменты, шаги и размеры.

Шаговый двигатель схема подключения

Полный шаг — такой привод всегда имеет два электромагнита. Для вращения вала, один из электромагнитов выключается и далее электромагнит включен, вызывая вращение вала на 1/4 зуба (по крайней мере для гибридных шаговых двигателей). Этот стиль имеет самый сильный момент вращения, но и самый большой размер шага.

Полшага. Для вращения центрального вала, первый электромагнит находится под напряжением, как первый шаг, затем второй также под напряжением, а первый все еще работает на второй шаг. При третьем шаге выключается первый электромагнит и четвертый шаг — поворот на третий электромагнит, а второй электромагнит по-прежнему работает. Этот метод использует в два раза больше шагов, чем полный шаг, но он также имеет меньший крутящий момент.

Микрошаговый имеет наименьший размер шага из всех этих стилей. Момент вращения, связанный с этим стилем, зависит от того, как много тока, протекает через катушки в определенное время, но он всегда будет меньше, чем при полном шаге.

Схема подключения шаговых двигателей

Чтобы управлять шаговым двигателем необходим контроллер. Контроллер — схема, которая подает напряжение к любой из четырех катушек статора. Схемы управления достаточно сложны, по сравнению с обычными электромоторчиками, и имеют много особенностей. Подробно рассматривать тут мы их не будем, а просто приведём фрагмент популярного контроллера на ULN2003A.

Шаговый двигатель схема подключения

В общем шаговые двигатели являются отличным способом для того, чтобы повернуть что-то в точный размер угла с большим количеством крутящего момента. Другое преимущество их в том, что скорость вращения может быть достигнута почти мгновенно при изменении направления вращения на противоположное.

Шаговый двигатель схема подключенияВ статье подробно рассказано о нескольких способах обновления BIOS на материнской плате Asus.

Шаговый двигатель схема подключенияТеперь вы точно подберете идеальный ноутбук для работы или учебы!

Шаговый двигатель схема подключенияДанная статья описывает преимущества SSD накопителей для приложений и игр. Также здесь выполняется сравнение между достоинств данного накопителя с устаревшим аналогом.

Шаговый двигатель схема подключенияВ статье речь идет о том, как отремонтировать пластмассовый китайский электрочайник.

Читать также:  Чем выше передаточное число редуктора тем

Блог технической поддержки моих разработок

Шаговый двигатель схема подключения

В статье приводятся принципиальные схемы вариантов простого, недорогого контроллера шагового двигателя и резидентное программное обеспечение (прошивка) для него.

Общее описание.

Контроллер шагового двигателя разработан на PIC контроллере PIC12F629. Это 8 выводной микроконтроллер стоимостью всего 0,5 $. Несмотря на простую схему и низкую стоимость комплектующих, контроллер обеспечивает довольно высокие характеристики и широкие функциональные возможности.

  • Контроллер имеет варианты схем для управления как униполярным, так и биполярным шаговым двигателем.
  • Обеспечивает регулировку скорости вращения двигателя в широких пределах.
  • Имеет два режима управления шаговым двигателем:
  • полношаговый;
  • полушаговый.
  • Обеспечивает вращение в прямом и реверсивном направлениях.
  • Задание режимов, параметров, управление контроллером осуществляется двумя кнопками и сигналом ВКЛ (включение).
  • При выключении питания все режимы и параметры сохраняются в энергонезависимой памяти контроллера и не требуют переустановки при включении.
  • Контроллер не имеет защиты от коротких замыканий обмоток двигателя. Но реализация этой функции значительно усложняет схему, а замыкание обмоток – случай крайне редкий. Я с таким не сталкивался. К тому же механическая остановка вала шагового двигателя во время вращения не вызывает опасных токов и защиты драйвера не требует.

    Про режимы и способы управления шаговым двигателем можно почитать здесь, про дайверы здесь.

    Схема контроллера униполярного шагового двигателя с драйвером на биполярных транзисторах.

    Шаговый двигатель схема подключения

    Объяснять в схеме особенно нечего. К PIC контроллеру подключены:

    • кнопки "+" и "–" (через аналоговый вход компаратора);
    • сигнал ВКЛ (включение двигателя);
    • драйвер ( транзисторы VT1-Vt4 , защитные диоды VD2-VD9).

    PIC использует внутренний генератор тактирования. Режимы и параметры хранятся во внутреннем EEPROM.

    Схема драйвера на биполярных транзисторах КТ972 обеспечивает ток коммутации до 2 А, напряжение обмоток до 24 В.

    Я спаял контроллер на макетной плате размерами 45 x 20 мм.

    Шаговый двигатель схема подключения

    Если ток коммутации не превышает 0,5 А, можно использовать транзисторы серии BC817 в корпусах SOT-23. Устройство получится совсем миниатюрным.

    Программное обеспечение и управление контроллером.

    Резидентное программное обеспечение написано на ассемблере с циклической переустановкой всех регистров. Программа зависнуть в принципе не может. Загрузить программное обеспечение (прошивку) для PIC12F629 можно здесь.

    Управление контроллером достаточно простое.

    • При активном сигнале "ВКЛ" (замкнут на землю) двигатель крутится, при неактивном (оторван от земли) – остановлен.
    • При работающем двигателе ( сигнал ВКЛ активен) кнопки "+" и "–" меняют скорость вращения.
    • Каждое нажатие на кнопку "+" увеличивает скорость на минимальную дискретность.
    • Нажатие кнопки "–" — уменьшает скорость.
    • При удержании кнопок "+" или "–" скорость вращения плавно увеличивается или уменьшается, на 15 значений дискретности в сек.
  • При остановленном двигателе ( сигнал ВКЛ не активен).
    • Нажатие кнопки "+" задает режим вращения в прямом направлении.
    • Нажатие кнопки "–" переводит контроллер в режим реверсивного вращения.
    • Для выбора режима – полношаговый или полушаговый необходимо при подаче питания на контроллер удерживать кнопку "–" в нажатом состоянии. Режим управления двигателем будет изменен на другой (проинвертирован). Достаточно выдержать кнопку – нажатой в течение 0,5 сек.
    • Схема контроллера униполярного шагового двигателя с драйвером на MOSFET транзисторах.

      Шаговый двигатель схема подключения

      Низкопороговые MOSFET транзисторы позволяют создать драйвер с более высоким параметрами. Применение в драйвере MOSFET транзисторов, например, IRF7341 дает следующие преимущества.

      • Сопротивление транзисторов в открытом состоянии не более 0,05 Ом. Значит малое падение напряжения (0,1 В при токе 2 А), транзисторы не греются, не требуют радиаторов охлаждения.
      • Ток транзисторов до 4 А.
      • Напряжение до 55 В.
      • В одном 8 выводном корпусе SOIC-8 размещены 2 транзистора. Т.е. на реализацию драйвера потребуется 2 миниатюрных корпуса.

      Таких параметров невозможно достичь на биполярных транзисторах. При токе коммутации свыше 1 А настоятельно рекомендую вариант утройства на MOSFET транзисторах.

      Подключение к контроллеру униполярных шаговых двигателей.

      В униполярном режиме могут работать двигатели с конфигурациями обмоток 5, 6 и 8 проводов.

      Схема подключения униполярного шагового двигателя с 5 и 6 проводами (выводами).

      Шаговый двигатель схема подключения

      Для двигателей FL20STH, FL28STH, FL35ST, FL39ST, FL42STH, FL57ST, FL57STH с конфигурацией обмоток 6 проводов выводы промаркированы следующим цветами.

      Обозначение вывода на схемеЦвет провода
      Aчерный
      желтый
      Cзеленый
      Bкрасный
      0*белый
      Dсиний

      Шаговый двигатель схема подключения

      Конфигурация с 5 проводами это вариант, в котором общие провода обмоток соединены внутри двигателя. Такие двигатели бывают. Например, PM35S-048.

      Шаговый двигатель схема подключения

      Документацию по шаговому двигателю PM35S-048 в PDF формате можно загрузить здесь.

      Схема подключения униполярного шагового двигателя с 8 проводами (выводами).

      Шаговый двигатель схема подключения

      То же самое как и для предыдущего варианта, только все соединения обмоток происходят вне двигателя.

      Как выбирать напряжение для шагового двигателя.

      По закону Ома через сопротивление обмотки и допустимый ток фазы.

      U = Iфазы * Rобмотки

      Сопротивление обмотки постоянному току можно измерить, а ток надо искать в справочных данных.

      Подчеркну, что речь идет о простых драйверах, которые не обеспечивают сложную форму тока и напряжения. Такие режимы используются на больших скоростях вращения.

      Как определить обмотки шаговых двигателей, если нет справочных данных.

      В униполярных двигателях с 5 и 6 выводами, средний вывод можно определить, измерив, сопротивление обмоток. Между фазами сопротивление будет в два раза больше, чем между средним выводом и фазой. Средние выводы подключаются к плюсу источника питания.

      Дальше любой из фазных выводов можно назначить фазой A. Останется 8 вариантов коммутаций выводов. Можно их перебрать. Если учесть, что обмотка фазы B имеет другой средний провод, то вариантов становится еще меньше. Попутка обмоток фаз не ведет к выходу из строя драйвера или двигателя. Двигатель дребезжит и не крутится.

      Только надо помнить, что к такому же эффекту приводит слишком высокая скорость вращения (выход из синхронизации). Т.е. надо скорость вращения установить заведомо низкую.

      Схема контроллера биполярного шагового двигателя с интегральным драйвером L298N.

      Читать также:  Абразивные камни для заточки ножей

      Биполярный режим дает два преимущества:

      • может быть использован двигатель с почти любой конфигурацией обмоток;
      • примерно на 40% повышается крутящий момент.

      Создавать схему биполярного драйвера на дискретных элементах – дело неблагодарное. Проще использовать интегральный драйвер L298N. Описание на русском языке есть здесь.

      Схема контроллера с биполярным драйвером L298N выглядит так.

      Шаговый двигатель схема подключения

      Драйвер L298N включен по стандартной схеме. Такой вариант контроллера обеспечивает фазные токи до 2 А, напряжение до 30 В.

      Подключение к контроллеру биполярных шаговых двигателей.

      В этом режиме может быть подключен двигатель с любой конфигурацией обмоток 4, 6, 8 проводов.

      Схема подключения биполярного шагового двигателя с 4 проводами (выводами).

      Шаговый двигатель схема подключения

      Для двигателей FL20STH, FL28STH, FL35ST, FL39ST, FL42STH, FL57ST, FL57STH с конфигурацией обмоток 4 провода выводы промаркированы следующим цветами.

      Обозначение вывода на схемеЦвет провода
      Aчерный
      Cзеленый
      Bкрасный
      Dсиний

      Схема подключения биполярного шагового двигателя с 6 проводами (выводами).

      Шаговый двигатель схема подключения

      Для двигателей FL20STH, FL28STH, FL35ST, FL39ST, FL42STH, FL57ST, FL57STH с такой конфигурацией обмоток выводы промаркированы следующим цветами.

      Обозначение вывода на схемеЦвет провода
      Aчерный
      Cзеленый
      Bкрасный
      Dсиний

      Такая схема требует напряжения питания в два раза большего по сравнению с униполярным включением, т.к. сопротивление обмоток в два раза больше. Скорее всего, контроллер надо подключать к питанию 24 В.

      Схема подключения биполярного шагового двигателя с 8 проводами (выводами).

      Может быть два варианта:

      • с последовательным включением
      • с параллельным включением.

      Схема последовательного включения обмоток.

      Шаговый двигатель схема подключения

      Схема с последовательным включением обмоток требует в два раза большего напряжения обмоток. Зато не увеличивается ток фазы.

      Схема параллельного включения обмоток.

      Шаговый двигатель схема подключения

      Схема с параллельным включением обмоток увеличивает в 2 раза фазные токи. К достоинствам этой схемы можно отнести, низкую индуктивность фазных обмоток. Это важно на больших скоростях вращения.

      Т.е. выбор между последовательным и параллельным включением биполярного шагового двигателя с 8 выводами определяется критериями:

      • максимальный ток драйвера;
      • максимальное напряжение драйвера;
      • скорость вращения двигателя.

      Программное обеспечение (прошивка) для PIC12F629 можно загрузить здесь.

      Блог о электронике

      Шаговый двигатель схема подключения
      Первая модификация силового блока. L293 вытащена.
      Шаговый двигатель схема подключения
      Вид снизу

      Шаговый двигатель это, как понятно из его названия, двигатель который вращается дискретными перемещениями . Достигается это за счет хитрой формы ротора и двух (реже четырех) обмоток. В результате чего, путем чередования направления напряжения в обмотках можно добиться того, что ротор будет по очереди занимать фиксированные значения.
      В среднем, у шагового двигателя на один оборот вала, приходится около ста шагов. Но это сильно зависит от модели двигателя, а также от его конструкции. Кроме того, существуют полушаговый и микрошаговый режим , когда на обмотки двигателя подают ШИМованное напряжение, заставляющее ротор встать между шагами в равновесном состоянии, которое поддерживается разным уровнем напряжения на обмотках. Эти ухищрения резко улучшают точность, скорость и бесшумность работы, но снижается момент и сильно увеличивается сложность управляющей программы — надо ведь расчитывать напряжения для каждого шага.

      Один из недостатков шаговиков, по крайней мере для меня, это довольно большой ток. Так как на обмотки напруга подается все время, а такого явления как противоЭДС в нем, в отличии от коллекторных двигателей, не наблюдается, то, по сути дела, мы нагружаемся на активное сопротивление обмоток, а оно невелико. Так что будь готов к тому, что придется городить мощный драйвер на MOSFET транзисторах или затариваться спец микросхемами.

      Типы шаговых двигателей
      Если не углубляться во внутреннюю конструкцию, число шагов и прочие тонкости, то с пользовательской точки зрения существует три типа:

      • Биполярный — имеет четыре выхода, содержит в себе две обмотки.
      • Униполярный — имеет шесть выходов. Содержит в себе две обмотки, но каждая обмотка имеет отвод из середины.
      • Четырехобмоточный — имеет четыре независимые обмотки. По сути дела представляет собой тот же униполярник, только обмотки его разделены. Вживую не встречал, только в книжках.

      Униполярный отличается от биполярного только тем, что ему нужна куда более простая схема управления, а еще у него значительно слабее момент. Так как работает он только половинами обмоток. НО! Если оторвать нафиг средний вывод униполярника, то мы получим обычный биполярный . Определить какой из выводов средний не сложно, достаточно прозвонить сопротивление тестером. От среднего до крайних сопротивление будет равно ровно половине сопротивления между крайних выводов. Так что если тебе достался униполярник, а схема подключения для биполярного, то не парься и отрывай средний провод.

      Где взять шаговый двигатель.
      Вообще шаговики встречаются много где. Самое хлебное место — пятидюймовые дисководы и старые матричные принтеры . Еще ими можно поживиться в древних винчестерах на 40Мб, если, конечно, рука поднимется покалечить такой антиквариат.
      А вот в трехдюймовых флопарях нас ждет облом — дело в том, что там шаговик весьма ущербной конструкции — у него только один задний подшипник, а передним концом вал упирается в подшипник закрепленный на раме дисковода. Так что юзать его можно только в родном креплении. Либо городить высокоточную крепежную конструкцию. Впрочем, тебе может повезет и ты найдешь нетипичный флопарь с полноценным движком.

      Схема управления шаговым двигателем
      Я разжился контроллерами шаговиков L297 и мощным сдвоенным мостом L298N.

      Схема включения L298N+L297 до смешного проста — надо тупо соединить их вместе. Они настолько созданы друг для друга, что в даташите на L298N идет прямой отсыл к L297 , а в доке на L297 на L298N .

      Шаговый двигатель схема подключения

      Осталось только подключить микроконтроллер.

      • На вход CW/CCW подаем направление вращения — 0 в одну сторону, 1 — в другую.
      • на вход CLOCK — импульсы. Один импульс — один шаг.
      • вход HALF/FULL задает режим работы — полный шаг/полушаг
      • RESET сбрасывает драйвер в дефолтное состояние ABCD=0101.
      • CONTROL определяет каким образом задается ШИМ, если он в нуле, то ШИМ образуется посредством выходов разрешения INH1 и INH2 , а если 1 то через выходы на драйвер ABCD. Это может пригодится, если вместо L298 у которой есть куда подключать входы разрешения INH1/INH2 будет либо самодельный мост на транзисторах, либо какая-либо другая микросхема.
      • На вход Vref надо подать напряжение с потенциометра, которое будет определять максимальную перегрузочную способность. Подашь 5 вольт — будер работать на пределе, а в случае перегрузки сгорит L298 , подашь меньше — при предельном токе просто заглохнет. Я вначале тупо загнал туда питание, но потом передумал и поставил подстроечный резистор — защита все же полезная вещь, плохо будет если драйвер L298 сгорит.
        Если же на защиту пофигу, то можешь заодно и резисторы, висящие на выходе sense выкинуть нафиг. Это токовые шунты, с них L297 узнает какой ток течет через драйвер L298 и решает сдохнет он и пора отрубать или еще протянет. Там нужны резисторы помощней, учитывая что ток через драйвер может достигать 4А, то при рекомендуемом сопротивлении в 0.5 Ом, будет падение напряжения порядка 2 вольт, а значит выделяемая моща будет около 4*2=8 Вт — для резистора огого! Я поставил двухваттные, но у меня и шаговик был мелкий, не способный схавать 4 ампера.
      Читать также:  Схема подключения двухклавишного выключателя legrand

      Правда на будущее, когда я буду делать роботу шаговый привод, я возьму не связку L297+L293 , а микруху L6208 которая может и чуть слабей по току, но зато два в одном! Сразу подключай двигатель и работай. Если же их покупать, то на L6208 получается даже чуть дешевле.

      197 thoughts on “Управление шаговым двигателем”

      А можешь посоветовать шаговик из тех, которые сейчас можно купить?
      Я не знаю как у всех, но я д аже двухдюймовые флопики повыкидывал лет пять назад, а 5-ти дюймовых и в помине не было.

      По продаваемым не в курсе. В нашей деревне их в продаже нету, а что там в Московии я даже не знаю.

      Оппа, теперь самое время разбираться, что за шаговики у меня имеются по результатам годового потрошения CD-DVD ROM’ов. 🙂

      А в сидюках/дивдюках вроде бы стоят обычные коллекторники+синхронный на шпиндель. Хотя могут быть и шаговики, но я не встречал ни разу.

      Шаговики во многих CD/DVD приводах стоят — для таскания каретки с лазером (у меня минимум 3 таких экземпляра валяются). Но конструкция двигателя — как в трехдюймовых дисководах, для практического применения неудачная.

      ну когда я расотрошил сиди ром там был безколлекторник + еще какойто на шпиндель
      для безколлекторника я думаю применение в моделизме
      http://forum.rcdesign.ru/index.php?showtopic=12183&st=560
      может пригодится кому

      http://forum.rcdesign.ru/index.php?showtopic=12183&st=560
      может чем пригодится там модельный регултор хода
      может управлять сдромным безколлекторником

      работал с шаговыми движками на своей фирме.
      ещё с нашими совеццкими и руссийскими.

      сколько раз коротыш верещал на источниках — не счесть ) единственное оправдание — я про них ещё тогда ничего не знал и доков не имел. работал методом тыка…

      всё хорошо, но нету обратной связи.

      зы! от постоянных замыканий избавлялись частыми переключениями обмоток, когда надо было застопорить двигло.

      . в смысле от постоянных замыкани? Как ты умудрялся его коротнуть? Одновременным замыканием ключей верхнего и нижнего плеча? Так там Dead Time надо ставить!

      юзал четырёхконтактный.
      помню, что если подавать на обмотки долгое время неизменный сигнал, то будет такое.
      хотя потом, когда пришёл паспорт на движок, то там было сказано, что можно так стопорить его.

      Долгая подача напруги на обмотки это его нормальный рабочий режим. Главное чтобы напряжение было номинальным.

      Полезно, спасибо. Мне в свое время довелось раскурочить 8″ дисковод. Два шаговика лежат дожидаются своего часа. Так, что информация может пригодиться.

      У меня этих дисководов полтора десятка штук!

      Есть интересная статья по использованию шаговых двигателей
      Журнал Современная электроника Октябрь 2004 г. стр. 46-47
      Автор: Олег Пушкарев, Омск, конструкция на базе PIC16F84 и
      драйвера — ULN2003A. (WWW.SOEL.RU)
      Журнал очень рульный, советую почитать, статьи высылают
      по почте, по запросу или подписка (в том числе бесплатная).

      Еще одна задача — управление двигателем
      постоянного тока на 24 в (12В), реверс,
      управление скоростью. Есть буржуйская схема,
      но без регулятора, могу тиснуть, схема из
      стриммера, реверс-технология схемы.

      кто знаком с драйвером шины ULN2804a b ULN2004a , какая разници между ними.

      Кажется, один для КМОП, другой — для ТТЛ. Схема отличается только номиналом сопротивления от входного штырька до базы транзистора. В одном случае — 10ком (для КМОП), в другом — кажется, 1,5 ком, точно не помню. Ну, и входные уровни соответственно разные. В остальном — одинаково. Я сам года три назад выбирал, какие брать. А использую все же чаще ULN2003 (привычка, чтоли)…

      У меня есть движок от древнего лазерного принтера. Двигатель фирмы CANON PM60-H418Z21B можно ли запустить таку вещь? Торчат из него по 3 провода с каждой обмотки. P.S. С шаговиками я делов не имел пока, но очень интересно.

      Думаю без проблем. Судя по признакам это униполярный двигатель. Так что определяй где у него середина обмотки и дальше как я описал. Тока замерь сопротивление, чтобы узнать максимальный ток.

      Оставить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *