Съемник подшипников с вала

Подшипники сегодня используются весьма широко. Их разновидности можно перечислять очень долго. Существуют конструктивы, которые одновременно могут обеспечивать распределение не только радиальной, но и осевой нагрузок. Естественно, ресурс вырабатывается при повышенных механических напряжениях быстрее. Рано или поздно наступает время замены подшипника на аналогичный. Напомним, что если на дорожках подшипника появились раковины от коррозии или невооружённым глазом заметен износ, выполнять реставрацию категорически не рекомендуется. В любом случае такой подшипник не сможет обеспечивать исходные характеристики.

Сложность заключается в том, что не всегда можно найти на рынке подходящий по габаритным размером подшипник. Тут упорные радиальные подшипники представлены во всей линейке типоразмеров. Остаётся лишь приобрести нужный и выполнить его замену. Однако, опыт показывает, что удалить отживший своё подшипник не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Стоит ли использовать съёмник?

Съемник подшипников с вала

Запрессовка подшипника на вал осуществляется достаточно просто. По большому счёту это можно выполнить без специальных инструментов. Совсем иначе дела обстоят с демонтажом радиальных подшипников.

Сегодня рынок может предоставить специальный инструмент.

Он позволяет не только быстро демонтировать деталь, но и при этом не повредить её.

Напомним, что в нашем случае речь идёт о замене подшипника в результате технического износа оного. Следовательно, сохранять его конструктивные свойства не имеет никакого смысла.

Всё, что требуется – удалить подшипник с вала и при этом не повредить сам вал, его геометрию. Речь идёт о том, тупые удары молотка сделают лишь хуже. Существует более технологичный способ удаления подшипника без применения специальных съёмников.

Без сварки не обойтись

Съемник подшипников с вала

Важно отметить, что далеко не всегда в принципе удаётся использовать съёмник для подшипника, даже если он есть под рукой. Общая конструкция механизма не позволяет подлезть съёмником.

Действовать рекомендуется следующим образом:

  • на внешнее кольцо подшипника наваривается проушина;
  • важно заблаговременно на проушину надеть звено стальной цепи;
  • обязательно защитите близлежащие элементы конструкции механизма от попадания раскалённых капель металла при сварке.

Всё, что требуется теперь – прикрепить противоположный конец цепи к чему-то весьма основательному (вес не менее 50 кг) и поступательными резкими движениями в осевой плоскости сдёрнуть подшипник.

В видео наглядно демонстрируется вышеозначенный метод по демонтажу любых радиальных подшипников:

Съемник подшипников с вала

Необходимость демонтажа (снятия) подшипников может возникать по разным причинам: из-за выхода подшипника из строя, для демонтажа других частей привода (например зубчатых колес) и т.д. В любом случае при снятии подшипника важно не допустить повреждения поверхностей валов, корпусов, крышек. В некоторых случаях важно не повредить подшипник при демонтаже — некоторые подшипники подлежат восстановлению.

Оборудование для демонтажа подшипников
Съёмники для подшипников и другие инструменты

Демонтаж с помощью
съёмников
Демонтаж
подшипников
методом
гидрораспора
Демонтаж
подшипников
с помощью
гидрогаек
Демонтаж
подшипников
методом
нагрева
Съемник подшипников с валаСъемник подшипников с валаСъемник подшипников с валаСъемник подшипников с вала
Демонтаж подшипников с помощью механических или гидравлических съемниковДемонтаж с помощью подачи масла под посадочную поверхностьДемонтаж подшипника с помощью "вытягивания" втулки из под негоДемонтаж внутреннего кольца роликоподшипника с помощью нагрева
Читать также:  Ручные заточные станки для ножей

Правильный выбор метода демонтажа подшипников, соответствующего оборудования и инструментов существенно снижает риск повреждения подшипника и обеспечивает возможность его повторного использования.
Отдельно стоит проблема снятия крупных подшипниках, в большенстве случаев их просто срезают. Снятие особокрупных подшипников является серьезной и возможно опасной задачей. Выбор метода демонтажа подшипника является крайне важным обстоятельством при обеспечении безопасности работ.

Механический демонтаж

Если после разборки машины подшипник хотят использовать ещё раз, то усилие при демонтаже не должно передаваться через тела качения. Проходящее через тела качения распрессовывающее усилие, имеющее часто большую величину, может вызвать вмятины в дорожках качения и тем самым выход подшипника из строя. У неразборных подшипников демонтаж следует начать со снятия кольца менее плотной посадки. Для снятия кольца плотной посадки используются следующие инструменты и приспособления, в зависимости от типа подшипника.

Цилиндрические посадки

Снятие подшипников с цилиндрического вала

Небольшие подшипники можно демонтировать с вала осторожными ударами молотка по металлической оправе, ставя её по окружности, и механическим съёмником SKF. Тяги съёмника прижимаются непосредственно к торцевой поверхности распрессовываемого кольца или к расположенной рядом детали. Демонтаж может быть очень облегчён, если уже при проектировании подшипниковых узлов в заплечиках вала или корпуса предусмотреть пазы под лапы съёмников.

Конические посадки

Съемник подшипников с вала

Демонтаж подшипников с конического вала

У подшипников, смонтированных на закрепительную втулку, сначала расслабляют стопорение гайки и отвертывают её на несколько витков резьбы. Затем ударами молотка через промежуточную специальную деталь выколотку расслабляют посадку между втулкой и подшипником. У подшипника с стяжной втулкой сперва удаляют детали осевого стопорения (гайку на валу, упорную шайбу), затем на резьбу втулки навёртывают гайку до тех пор, пока не расслабится посадка втулки в кольце подшипника. Если резьбовая часть втулки выйдет за пределы шейки вала, то в отверстие втулки следует вставить опорное кольцо для предохранения резьбы при навёртывании гайки.

Демонтаж с нагревом

Иногда, при снятии крупногабаритных подшипников или если кольца сидят с большим натягом, невозможно осуществить демонтаж обычными механическими или усиленными гидравликой съёмниками. В этом случае применяется специальное оборудование, при помощи которого подшипник сначала нагревается, а затем легко снимается за счёт появившегося зазора между ним и валом.
Широкое применение нашли индукционные съёмники фиксированных и регулированных размеров, а также алюминиевые нагревательные кольца.


Индукционные съёмники

Индукционные съёмники используются для снятия цилиндрических роликоподшипников с внутренним кольцом без борта или с одним бортом. При их помощи кольцо быстро нагревается, в то время как температура шейки успевает за это время подняться лишь на несколько градусов. Электроиндукционный съёмник имеет несколько индукционных катушек, которые питаются от сети переменного тока. Расположение катушек, таково, что распрессовываемое кольцо попадает в магнитное поле. Ток, генерируясь в кольце подшипника, быстро нагревает и расширяет кольцо. В больших съёмниках для предотвращения перегрева кольца встроены термоограничительные выключатели и реле времени. После снятия внутреннего кольца его необходимо размагнитить.


Регулируемые съёмники

Съемник подшипников с вала

Если в силу конструкции демонтируемого оборудования приходится снимать подшипники нескольких типоразмеров, но при этом их количество не оправдывает закупку индукционных съёмников на каждый типоразмер, то эффективным решением будет выбор регулируемого съёмника.

Его конструкция позволяет изменять размер внутреннего диаметра кольца, подстраивая его под нужный диаметр. Однако, такая универсальность несколько сказывается на способности к снятию — уменьшается максимальное усилие, которое можно приложить к подшипнику. Также могут возникнуть сложности из-за неплотности посадки съёмника на подшипник. Поэтому, при снятии большого количества подшипников одного типоразамера или при снятии с особо ответственных валов во избежание малейших повреждений рекомендуется использовать нерегулируемые съёмники. Но если важна универсальность, регулируемые индукционные съёмники — подходящий инструмент для решения Ваших задач.

Читать также:  Сроки освидетельствования газовых баллонов


Алюминиевые кольца

Съемник подшипников с вала

Электроиндукционный съёмник выгодно применять при частом демонтаже подшипников одного типоразмера, например, букс железнодорожных вагонов или опор прокатных валков. Для снятия внутреннего кольца меньших размеров (примерно до диаметра овтерстия 400 мм) или редкого демонтажа крупногабаритного кольца более простым и дешёвым приспособлением является термосъёмное кольцо. Это приспособление состоит из кольца, изготовленного обычно из сплава алюминия с ручками и прорезями. Внутренний диаметр его равен диаметру дорожки качения внутреннего кольца (размер F в таблицах подшипников).

Внутренний размер нагревательного кольца имеет допуск Z9. Нагревательное кольцо прогревается на электроплитке или газовым пламенем до температуры 200-220 °С и после смазки внутреннего кольца густым антикоррозийным маслом для обеспечения хорошей теплоотдачи, устанавливается на внутреннем кольце. При помощи изолированных ручек его прижимают к внутреннему кольцу и после расслабления посадки снимают кольцо подшипника.

Гидравлический демонтаж

Снятие больших подшипников с конической шейки стяжной или закрепительной втулок в значительной степени может быть облегчена при помощи гидравлической гайки или гидрораспора SKF. При нагнетании масла под большим давлением посадочный натяг быстро уменьшается и подшипник соскальзывает с шейки вала. Для предохранения подшипника от повреждения на конец вала рекомендуется установить упор, гайку или торцевую шайбу.

Демонтаж подшипника при помощи закрепительной втулки:

Съемник подшипников с вала

Съемник подшипников с вала

Безопасность

Меры предосторожности при осуществлении демонтажных работ:

  • Необходимо всегда надевать защитную одежду и очки
  • При использовании съемников необходимо выбирать съемник с соответствующим для данного узла демонтажным усилием, чтобы исключить возможность его перегрузки, которая может привести к поломке захватов или шпинделя и, соответственно, послужить причиной травмы оператора
  • Защитный чехол, надеваемый на съемник и подшипник, поможет снизить риск получения травмы оператором при разрушении подшипника, захватов или шпинделя съемника
  • При использовании нагревателей необходимо работать в термозащитных перчатках
  • Необходимо исключить удары молотком или зубилом непосредственно по подшипнику
  • Необходимо прикладывать демонтажное усилие к кольцу подшипника, установленному с большей величиной натяга

Демонтаж подшипников с помощью съемников

Съемник подшипников с вала

Широкий ряд съёмников подшипников позволяет подобрать оптимальный инструмент для демонтажа подшипников в самых разных условиях.
Съёмники SKF оснащаются как механическим, так и гидравлическим приводом.

Демонтаж подшипников методом гидрораспора

Съемник подшипников с вала

При использовании метода гидрораспора сопряженные поверхности разделяются тонкой пленкой масла, которое подается под высоким давлением. Данный метод может применяться для демонтажа подшипников и других компонентов с цилиндрических и конических валов. При демонтаже подшипника с цилиндрического вала масло позволяет снизить необходимое усилие на 90%.

Демонтаж подшипников с нагревом

Съемник подшипников с вала

При снятии цилиндрических роликоподшипников требуется приложение значительных усилий. Использование в таких случаях специализированного нагревательного оборудования позволяет выполнить легкий и быстрый демонтаж подшипника (снятие подшипника) с минимальным риском повреждения деталей подшипникового узла. SKF предлагает целый ряд нагревательного оборудования, включающий алюминиевые нагревательные кольца, а также индукционные нагреватели различных типов.

Съемник подшипников с вала

В» этой инструкции вы узнаете, как сделать простой, мощный съемник, который будет всегда вас выручать в сложной ситуации. Для его сборки понадобится кусок толстостенной трубы и толстая стальная пластина. При желании вы сможете сделать себе несколько штук таких съемников для изделий различных размеров. Рассмотрим по порядку, как же сделать такое приспособление.

Читать также:  Вакуумметр для измерения давления

Материалы и инструменты, которые использовал автор:
Список материалов:
— толстостенная труба;
— толстая стальная пластина;
— болт и гайка (побольше);
— металлический стержень (из него делается ручка);
— краска.

Список инструментов:
— сварка ;
— болгарка (отрезной диск, металлическая щетка, а также шлифовальный диск);
— дрель с битами большого размера или сверлильный станок;
— токарный станок, отрезной станок (не обязательно).

Процесс изготовления съемника:

Шаг первый. Подготавливаем основную часть
В качестве основной части съемника выступает кусок стальной толстостенной трубы, он работает как рама. Если труба будет недостаточно прочной, а нагрузки большими. Ее запросто может согнуть. Толщина стенок трубы должна быть как минимум 3 мм.

Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала

Отрезаем от трубы нужный кусок, автор использует для этого отрезной станок, но все можно сделать и болгаркой. Теперь начинается самое сложное, в трубе нужно вырезать окно. Это можно сделать при помощи болгарки, это долго, но вполне осуществимо.

Шаг второй. Изготавливаем верхнюю и нижнюю опоры
Для верхней опоры автор решил использовать максимально толстую листовую сталь. Вырезаем круг нужного диаметра. Автор для работы использует болгарку, сперва вырезаем «многоугольник», а потом с помощью шлифовального круга доводим его до идеала.

Аналогичным образом вырежьте и другой круг. Тут автор использовал сталь чуть тоньше, но лучше таким не рисковать, так как нагрузки на обе опоры примерно одинаковые.

Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала

В завершении вам нужно доработать опоры. В верхней опоре нужно просверлить отверстие под болт. Сперва сверлим небольшое отверстие дрелью, а потом рассверливаем до нужного диаметра. Автор для этих целей использовал токарный станок.

Что касается нижней опоры, то в ней по центру тоже сверлим отверстие, по диаметру оно должно быть немного больше, чем диаметр осей, с которых вы думаете снимать подшипники. Потом вырежьте к этому отверстию фигуру в виде треугольника. Опоры готовы, идем дальше!

Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала

Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала

Приварив опоры, теперь нужно закрепить гайку. Заворачиваем в нее болт и вставляем в отверстие. Хорошенько привариваем гайку, но старайтесь не перегревать, так как металл может стать мягким. Автор крепит гайку сверху, но я рекомендовал бы ее крепить изнутри, так она будет опираться на опору, а сварочный шов на разрыв может оказаться не слишком надежным.

В завершении вам останется закрепить ручку, для этого автор использовал резьбовой стержень. С помощью ручки будет удобно снимать подшипники, которые сидят не слишком жестко. В другом случае вы всегда можете использовать гаечный ключ.

Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала

Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала

Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала
Съемник подшипников с вала

Ну что, проверим? В качестве испытаний автор пробовал снимать подшипники с якоря дрели и так далее. Теперь все делается легко и при этом гарантированно, что вы не повредите изделие. Помимо подшипников снимать этим приспособлением можно также различные втулки и прочие подобные детали. Если ось окажется слишком тонкой, под снимаемый подшипник можно придумать проставку, которая будет упираться в основу съемника. Ну, или вы можете сделать отдельный съемник для мелких деталей, собирается то он легко.

Перед снятием рекомендуется смазать ось маслом или WD-40, так дело пойдет быстрее. На этом все, удачи и берегите себя!

>

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *