Реле напряжения для автомобиля

Реле-регулятор конструктивно объединяет три согласованно работающих прибора:

  • регулятор напряжения 1
  • ограничитель тока 2
  • реле обратного тока 3

Регулятор напряжения поддерживает постоянным напряжение, генератора при изменяющемся числе оборотов коленчатого вала двигателя. Ограничитель тока предотвращает возрастание тока свыше допустимого. Реле обратного тока включает генератор во внешнюю цепь, когда напряжение на его щетках выше напряжения аккумуляторной батареи, и отключает его, когда напряжение на щетках становится ниже напряжения батареи. Рассмотрим устройство и работу этих приборов.

Регулятор напряжения представляет собой электромагнит, состоящий из ярма 9 с сердечником 8, обмотки 7, выполненной из провода строго подобранного сечения, якоря 6 с двумя контактами 4 и 5, пружины 3, регулирующей силу притяжения якоря, и добавочного сопротивления 2, включенного параллельно контактам якоря.

Когда двигатель не работает или работает на малых оборотах, т.е. когда напряжение генератора небольшое, путь тока следующий: от положительной щетки генератора по проводу на обмотку 7 сердечника 8 регулятора и по массе на отрицательную щетку генератора. Одновременно ток идет через замкнутые контакты 4 и 5 по якорю 6, по ярму 9 (через точку 1) и обмотке возбуждения Ш генератора на отрицательную щетку генератора.

Реле напряжения для автомобиля

Рис. Реле-регулятор: 1 — регулятор напряжения; 2 — ограничитель; 3 — реле обратного тока

С увеличением числа оборотов.коленчатого вала повышается напряжение генератора. Когда оно достигает 14,9 в, магнитный поток электромагнита регулятора увеличивается настолько, что преодолевает сопротивление пружины 3, притягивает якорь 6 и размыкает контакты 4 и 5. В этом случае ток не идет по ярму, а в цепь обмотки возбуждения генератора включается добавочное сопротивление 2. В результате ток и, следовательно, магнитный поток в обмотке возбуждения генератора уменьшаются, уменьшается и напряжение тока, отдаваемого генератором. Как только напряжение генератора снижается до 14,1 в, контакты 4 и 5 регулятора замыкаются и напряжение генератора вновь начинает повышаться.

Реле напряжения для автомобиля

Рис. Схема регулятора напряжения: Я — якорь генератора; Ш — обмотка возбуждения; 1 — масса регулятора; 2 — добавочное сопротивление; 3 — пружина якоря; 4 и 5 — контакты якоря; 6 — якорь; 7 — обмотка; 8 — сердечник; 9 — ярмо

У автомобилей, имеющих четырех-полюсные генераторы (автомобили Урал-375 и др.), в реле-регуляторе применяются не один, а два регулятора напряжения. Каждый из регуляторов напряжения обслуживает одну из обмоток возбуждения генератора. Устроены они одинаково и работают совместно.

При включении во внешнюю цепь нескольких потребителей тока одновременно (ламп фар, звукового сигнала и т. д.) ток, отдаваемый генератором, увеличивается и может возрасти настолько, что обмотки генератора при перегрузке сгорят.

Реле напряжения для автомобиля

Рис. Схема ограничителя тока: Я — якорь генератора; Ш — обмотка возбуждения; 1 — обмотка; 2 — ярмо; 3 — пружина якоря; 4 — якорь; 5 и 6 — контакты; 7 — добавочное сопротивление; 8 — провод

Для предотвращения этого служит ограничитель тока, который работает подобно регулятору напряжения, но отличается от него тем, что имеет не тонкую, а толстую обмотку, рассчитанную на прохождение тока 17—19 а. Когда ток в цепи небольшой, контакты прибора сомкнуты и ток идет:

  • а) на возбуждение генератора: от положительной щетки через ярмо 2, якорь 4, замкнутые контакты 6 и 5, провод 8, обмотку возбуждения Ш и на отрицательную щетку;
  • б) на питание потребителей: от положительной щетки через ярмо 2, обмотку 1 ограничителя тока, потребители, массу автомобиля и на отрицательную щетку.

Когда ток во внешней цепи превышает 17—19 а, магнитное поле сердечника ограничителя тока преодолевает натяжение пружины 3, сердечник притягивает якорь и размыкает контакты. Тогда ток возбуждения идет уже не через контакты, а через добавочное сопротивление 7, в результате чего его сила снижается, а следовательно, уменьшается и ток, отдаваемый генератором во внешнюю цепь. Пружина 3 вследствие ослабления магнитного поля сердечника замыкает контакты 5 и 6 и ток возбуждения вновь возрастает. Таким образом, в результате непрерывного размыкания и замыкания контактов ограничителя тока ток, отдаваемый генератором, автоматически ограничивается заданной величиной.

Реле обратного тока предназначается для включения генератора в цепь и зарядки аккумуляторной батареи, когда напряжение на его щетках превосходит напряжение на клеммах батареи. Когда же напряжение генератора, работающего с небольшим числом оборотов якоря, становится ниже напряжения батареи, реле отключает генератор от внешней цепи. Это необходимо для того, чтобы предотвратить разрядку батареи через обмотку генератора и перегорание обмотки.

Реле обратного тока состоит из ярма 6, электромагнита с якорем 5 и двух контактов — подвижного 4 и неподвижного 3.

Реле напряжения для автомобиля

Рис. Схема реле обратного тока: Я — якорь генератора; Б — аккумуляторная батарея; 1 — тонкая обмотка; 2 — толстая обмотка; 3 — неподвижный контакт; 4 — подвижной контакт; 5 — якорь; 6 — ярмо

Сердечник электромагнита имеет две обмотки: толстую 2 с небольшим числом витков, присоединенную одним концом к неподвижному контакту 3 и другим к положительной щетке генератора, и тонкую 1, соединенную одним концом с массой корпуса реле-регулятора, а другим с толстой обмоткой.

Когда напряжение генератора становится меньше, чем напряжение батареи, магнитный поток сердечника небольшой и контакты 3 и 4 под действием пружины разомкнуты. С увеличением оборотов коленчатого вала напряжение генератора возрастает и, когда оно становится выше напряжения аккумуляторной батареи, контакты реле замыкаются.

Путь тока в этом случае следующий: от положительной щетки генератора по проводу на толстую обмотку 2 и через замкнутые контакты 3 и 4 на якорь 5, ярмо 6 и через аккумуляторную батарею на массу автомобиля и с массы автомобиля на отрицательную щетку генератора; параллельно часть тока идет через тонкую обмотку и массу автомобиля на отрицательную щетку генератора. При этом как по тонкой, так и по толстой обмотке реле ток идет в одном направлении, усиливая притяжение якоря и плотность соединения контактов.

Когда напряжение генератора становится меньше, чем напряжение аккумуляторной батареи, ток от нее идет через ярмо 6, якорь 5, замкнутые контакты 4 и 3, толстую обмотку 2 реле и через генератор на отрицательную клемму батареи. Так как по толстой обмотке ток идет в обратном направлении, он размагничивает сердечник и контакты размыкаются.

Реле-регулятор закрывается крышкой и пломбируется. Он крепится обычно под капотом на передней стенке кабины. Из-под крышки реле-регулятора выступают три клеммы, имеющие буквенную маркировку. Клемма Б соединяется проводом через амперметр с аккумуляторной батареей; клеммы Я и Ш — с соответствующими клеммами генератора. Масса реле-регулятора (винт на основании) соединяется с массой генератора (винт на корпусе). Основные данные генераторов и реле-регуляторов указаны в таблице.

Читать также:  Динамометрический ключ как пользоваться инструкция по применению

Реле напряжения для автомобиля

Машины год от года становятся все умнее – они уже самостоятельно вращают рулем, меняют жесткость подвески, делают водителю массаж пятой точки и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля, скромная «рабочая лошадка» – это реле, практически не изменившее свою конструкцию аж с 1831 года, когда впервые было изобретено… Что обычному автовладельцу полезно знать о реле?

Как устроено и применяется реле

К ак известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

Реле напряжения для автомобиля

В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

Реле напряжения для автомобиля

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

Реле напряжения для автомобиля

Реле напряжения для автомобиля

Реле напряжения для автомобиля

Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

Реле напряжения для автомобиля

Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

Реле напряжения для автомобиля

Реле напряжения для автомобиля

Реле напряжения для автомобиля

К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

Что нужно знать о работе реле?

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…

Реле напряжения для автомобиля

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Реле напряжения для автомобиля

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

Реле напряжения для автомобиля

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Читать также:  Станки для деревообработки своими руками

Реле напряжения для автомобиля

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

Реле напряжения для автомобиля

Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

Реле напряжения для автомобиля

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

Проверка реле

При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.

Реле напряжения для автомобиля

Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Реле напряжения для автомобиля

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Реле напряжения для автомобиля

В этой статье я приведу несколько примеров реле применяемых в автомобилях, их отличия и некоторые варианты использования.

Отечественные реле и их характеристики:

Реле напряжения для автомобиля

  1. Диапазон электропитания: 8. 16В.
  2. Номинальное напряжение: 12В.
  3. Ток управления: не более 0,2А.
  4. Напряжение срабатывания: не менее 8,0В.
  5. Напряжение отпускания: 1,5. 5,0В.
  6. Максимальный ток в силовой цепи: 30А.
  7. Активное сопротивление обмотки: 80±10 Ом

90.3747-10 в пластмассовом корпусе без фланца крепления;
90.3747-в пластмассовом корпусе с фланцем крепления;
113.3747-в металлическом корпусе с фланцем крепления;
113.3747-10-в металлическом корпусе без фланца крепления;
111.3747-в металлическом корпусе с фланцем крепления;
111.3747-10-в металлическом корпусе без фланца крепления.

Силовые реле, импортные и отечественные, выполняют одинаковую функцию.

Основное их различие в качестве и коммутируемых контактах. Существуют реле с четырьмя и пятью контактами, но все реле имеют контакты обмотки, это 85 и 86 контакты.

В некоторых импортных реле между этими контактами устанавливают гасящие резисторы или диоды, а иногда и то и другое. Эти элементы используют для защиты управляющих цепей от перегрузок возникающих в момент размыкания цепи катушки реле.

Реле напряжения для автомобиляРеле напряжения для автомобиля

На следующем рисунке изображено оригинальное реле, используемое в автомобиле Audi с встроенным гасящим резистором.

Если на корпусе реле изображен значок диода, значит при его включении необходимо соблюдать полярность на контактах управления. Часто эти диоды устанавливают в разъеме, (ответная часть — колодка или soket) в который вставляется реле.

Реле напряжения для автомобиля

Реле напряжения для автомобиля

Схема реле содержащее диод и подключение его обмотки:

При подаче напряжения на контакты управления реле срабатывает и замыкает или размыкает электрическую цепь силовыми контактами. Силовые контакты маркируются всегда как 30, 87 и 87а. 30-й контакт всегда присутствует в реле. Он, без подачи напряжения на контакты обмотки, постоянно замкнут на контакт 87а. Если на обмотку подан сигнал, то 30 контакт отключается от 87а и подключается к 87. 87а или 87 контакт могут отсутствовать, тогда реле будет работать только на включение или выключение (замыкание или размыкание) силовой цепи.

Реле напряжения для автомобиляРеле напряжения для автомобиля

Необходимо внимательно следить за маркировкой контактов на реле, т.к. некоторые производители выпускают реле с не стандартным расположением контактов. На рисунке изображено реле фирмы BOSCH, другим расположением контактов. Контакты 30 и 86 поменяны местами.

Реле используют в тех случаях когда исполнительное устройство потребляет больший ток (до 30-40 ампер), чем способен выдать управляющий выход (потребление катушек реле как правило не превышает 200миллиампер). Примеры использования реле для коммутации различных устройств приведены в конце статьи.

Читать также:  Как разобрать бензопилу хускварна китайская
Реле напряжения для автомобиля

Важно отметить, если реле долго эксплуатировалось при коммутации силовых цепей в предельных режимах, то искра проскакивающая при замыкании или размыкании контактов создает нагар между контактами и из-за этого возможно исполнительное устройство не будет работать или будет работать не корректно. Плохой контакт выделяет на себе тепло. При этом в силовых цепях может повышаться потребляемый ток (при плохом контакте ток электродвигателя или лампочки становится импульсно-пусковым), что влечет разогрев мест плохого контакта в коммутируемых цепях и как следствие оплавление пластмассовых деталей крепления контактов. При оплавлении деталей крепления, контакты смещаются и добавляется процесс искрения, что еще больше разогревает место контакта. На рисунке показан появляющийся нагар на контактах отечественного реле. Переключающий контакт отогнут для наглядности. Белые точки — пробой нагара искрой при подключении потребителя, через эти места ответный контакт может привариваться, оставляя подключенным потребитель.

Реле напряжения для автомобиля

Как наиболее надежные и доступные в продаже, себя зарекомендовали импортные реле под маркой Saturn и San Hold, применяются так же реле других производителей.

Реле напряжения для автомобиляРеле напряжения для автомобиля Реле напряжения для автомобиля

Напротив — отечественные реле неудовлетворительны по таким параметрам, как герметичность и износостойкость.

Важно так же покрытие выходных контактов и ответной части (разъема или сокета). Наиболее удачное покрытие контактов реле — лужение. Примеры окисляющихся контактов реле.

Варианты схемных решений подключения реле.Реле напряжения для автомобиля

Схемы инверсии сигналов и управления нагрузкой.

Схемы инверсии сигналов могут применяться для инвертирования сигналов концевиков дверей или багажника при подключении к сигнализации или в других случаях.

Так же данные схемы могут использоваться для умощнения сигнала при подключении нагрузки управляемой дополнительным каналом сигнализации. При подключении соленоида замка багажника, управления дополнительным замком капота, дополнительных противотуманных фар, дополнительных звуковых сигналов или при подключении другого электро — оборудования, необходимо устанавливать защитный предохранитель в силовой цепи (+)12Вольт (правая схема).

Реле напряжения для автомобиляСхема подключения центрального замка при дополнительно установленном активаторе (активаторах) к сигнализациям, не имеющим встроенных реле (интерфейса) центрального замка.Реле напряжения для автомобиля

Схема блокировки двигателя с самоподхватом (самоблокировкой).

Для управления реле блокировки можно использовать секретную кнопку, пару геркон-магнит или штатный орган управления выдающий сигнал управления положительной полярности при включенном зажигании (например силовой сигнал на стеклоподъёмнике или обогрев заднего стекла). При управлении кнопкой или герконом, диод D2 не нужен. При управлении штатным органом для разблокировки, кнопка или геркон не нужны, диод D2 необходим.

Реле напряжения для автомобиля

Приложение 1.
Краткий обзор отечественных стандартных реле в корпусах как изображено ниже на фотографии.

Реле напряжения для автомобиля

Ниже будет приведена информация одного производителя, существуют другие производители и зарубежные аналоги. Для этой части статьи главное дать понять рядовому автолюбителю, что реле могут быть взаимозаменяемы, иметь разные схемы, разное количество контактов в зависимости от назначения.

Отечественные реле этой серии маркируют нормально замкнутый контакт как 88. В импортных реле этот контакт везде назван как 87а

Отличия и разнообразия номеров реле означает разные крепления, конструкция корпуса, степень защиты, напряжение управления катушкой, коммутируемые токи и прочие параметры. Иногда при выборе аналога необходимо учитывать некоторые параметры.

Типовые схемы реле. Цоколевка.

Реле напряжения для автомобиля
Схема 1Реле напряжения для автомобиля
Схема 1а

По схеме 1 выпускаются следующие 5-и контактные (переключающие) реле:

С управлением 12Вольт – 90.3747, 75.3777, 75.3777-01, 75.3777-02, 75.3777-40, 75.3777-41, 75.3777-42

С управлением 24Вольт – 901.3747, 901.3747-11, 905.3747, 751.3777, 751.3777-01, 751.3777-02, 751.3777-40, 751.3777-41, 751.3777-42

По схеме 1а с помехозащитным резистором:

С управлением 12Вольт – 902.3747, 906.3747, 752.101, 752.3777, 752.3777-01, 752.3777-02, 752.3777-40, 752.3777-41, 752.3777-42

С управлением 24Вольт – 903.3747, 903.3747-01, 907.3747, 753.3777, 753.3777-01, 753.3777-02, 753.3777-40, 753.3777-41, 753.3777-42

Реле напряжения для автомобиля
Схема 2
Реле напряжения для автомобиля
Схема 2а

По схеме 2 выпускаются следующие 4-х контактные (замыкающие/включающие) реле:
С управлением 12Вольт – 90.3747-10, , 75.3777-10, 75.3777-11, 75.3777-12, 75.3777-50, 75.3777-51, 75.3777-52, 754.3777, 754.3777-01, 754.3777-02, 754.3777-10, 754.3777-11, 754.3777-12, 754.3777-20, 754.3777-21, 754.3777-22, 754.3777-30, 754.3777-31, 754.3777-32

С управлением 24Вольт – 904.3747-10, 90.3747-11, 901.3747-11, 905.3747-10, 751.3777-10, 751.3777-11, 751.3777-12, 751.3777-50, 751.3777-51, 751.3777-52, 755.3777, 755.3777-01, 755.3777-02, 755.3777-10, 755.3777-11, 755.3777-12, 755.3777-20, 755.3777-21, 755.3777-22, 755.3777-30, 755.3777-31, 755.3777-32

По схеме 2а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 902.3747-10, 906.3747-10
С управлением 24Вольт – 902.3747-11, 903.3747-11, 907.3747-10

Реле напряжения для автомобиля
Схема 3
Реле напряжения для автомобиля
Схема 3а

По схеме 3 выпускаются следующие 4-х контактные (размыкающие/выключающие) реле:
С управлением 12Вольт – 90-3747-20, 904-3747-20, 90-3747-21, 75.3777-20, 75.3777-202, 75.3777-21, 75.3777-22, 75.3777-60, 75.3777-602, 75.3777-61, 75.3777-62

С управлением 24Вольт — 901-3747-21, 905-3747-20, 751.3777-20, 751.3777-202, 751.3777-21, 751.3777-22, 751.3777-60, 751.3777-602, 751.3777-61, 751.3777-62

По схеме 3а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 902-3747-20, 906-3747-20, 902-3747-21, 752.3777-20, 752.3777-21, 752.3777-22, 751.3777-60, 751.3777-61, 751.3777-62,

С управлением 24Вольт – 903-3747-21, 907-3747-20, 753.3777-20, 753.3777-21, 753.3777-22, 753.3777-60, 753.3777-61, 753.3777-62,

ВНИМАНИЕ.
Реле серии 19.3777 имеют корпус аналогичный выше приведенному. Схема этих реле имеет защитный и развязывающий диоды. Такие реле имеют полярное включение обмотки. Здесь в статье эти реле не упоминаются, поскольку имеют ограниченное применение.

Реле современных автомобилей.

Реле напряжения для автомобиля

Отличия и разнообразия номеров реле означает разные крепления, конструкция корпуса, степень защиты, напряжение управления катушкой, коммутируемые токи и прочие параметры. Иногда при выборе аналога необходимо учитывать некоторые параметры.

Реле напряжения для автомобиля
Схема 4
Реле напряжения для автомобиля
Схема 4а

По схеме 4 выпускаются следующие 5-и контактные (переключающие) реле:
С управлением 12Вольт — 98.3747, 982.3747
С управлением 24Вольт — 981.3747, 983.3747

По схеме 4а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 98. 3747-01, 98.3747-011, 982.3747-01
С управлением 24Вольт — 981.3747-01, 983.3747-01

Реле напряжения для автомобиля
Схема 5
Реле напряжения для автомобиля
Схема 5а

По схеме 5 выпускаются следующие 4-х контактные (замыкающие/включающие) реле:
С управлением 12Вольт — 98.3747-10, 982.3747-10
С управлением 24Вольт — 981.3747-10, 983.3747-10

По схеме 5а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт — 98.3747-11, 98.3747-111, 982.3747-11
С управлением 24Вольт — 981.3747-11, 983.3747-11

Реле напряжения для автомобиля
Схема 6
Реле напряжения для автомобиля
Схема 6а

По схеме 6 выпускаются следующие 4-х контактные (размыкающие/отключающие) реле:
С управлением 12Вольт — 98.3747-20, 982.3747-20
С управлением 24Вольт — 981.3747-20, 983.3747-20

По схеме 6а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт — 98.3747-21, 982.3747-21
С управлением 24Вольт — 981.3747-21, 983.3747-21

Приложение 2.

Здесь будут размещены фотографии реле с которыми мне приходилось работать. Это обычные реле из комплекта сигнализаций, и другого дополнительного оборудования.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *