Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

При проблемах с заводом автомобиля, следует убедиться в том, что это связано не с аккумулятором. Наиболее простым и эффективным способом проверки состояния АКБ можно назвать использование мультиметра.

Можно выделить следующую последовательность действий при проверке аккумулятора мультиметром:

  1. Проводим установку прибора в необходимый режим. Мультиметр позволяет проверять несколько показателей, в зависимости от того, какой способ используется для вычисления необходимых данных.
  2. Устанавливаем диапазоны выше, чем указаны в спецификации АКБ. В противном случае, измерить необходимые показатели нельзя.
  3. Щуп, который имеет черный цвет, устанавливаем в гнездо минуса. Все подобные приборы имеют 2 щупа – красного и черного цвета.
  4. Красный щуп подключаем к гнезду красного цвета.
  5. В течение нескольких секунд происходит фиксация основных показателей.
  6. После того, как были получены необходимые данные, разъединяем цепь.

Подобным образом можно провести проверку работу АКБ. Однако, важно не только получить данные, но и знать, что они могут обозначать. Примером можно назвать определение заряда. Мультиметр не может измерить подобный показатель, его нужно получить исходя из полученного напряжения при проверке цепи.

Проверка заряда и емкости

Проверка заряда аккумулятора мультиметромЗаряд аккумулятора можно проверить, только переведя полученные данные от мультиметра. Проверять рекомендуется при условии, что с момента его отключения от автомобиля или подзарядки прошло около 5 часов. Это позволит получить более точные данные. Стоит отметить, что температура окружающей среды не может оказать влияние на точность показаний.

При рассмотрении показателей отметим следующую закономерность:

  1. Напряжение 12.8 В говорит о полном заряде аккумулятора. Данное значение может быть даже несколько выше. Однако, значительное превышение говорит о серьезных неисправностях.
  2. Показатель 12.6 В соответствует 75% заряда.
  3. Напряжение 12.2 В – АКБ имеет только половину заряда.
  4. 12 В на мультиметре говорит о заряде 25 %.

Если напряжение в созданной цепи менее 12 В то заряд опустился ниже 25%.

Еще одним важным показателем можно назвать емкость аккумулятора.

Провести проверку емкости можно следующим образом:

  1. Следует провести полную зарядку АКБ.
  2. Для того, чтобы получить необходимые данные на аккумулятор, следует подать нагрузку, для чего можно соединить несколько автомобильных фар в одну цепь.
  3. Тусклое свечение при показателе меньше чем 12.4 В говорит о том, что в зимнее время возможны проблемы с заводом автомобиля.
  4. Если показатель опустился менее 12 В, значит следует провести замену АКБ.

Показатели мультиметра

Проверка заряда аккумулятора мультиметромМультиметр – востребованный инструмент не только у автомобилиста. Он используется в любых сферах, где приходится проводить измерения тока: напряжения, сопротивления и его силы.

Его многофункциональность характеризуется тем, что в состав прибора входят следующее:

  1. Вольтметр.
  2. Амперметр.
  3. Омметр.

Устройство компактное, его легко можно переносить и хранить в автомобиле. Благодаря постоянному использованию для проверки состояния АКБ, его можно поддерживать в рабочем состоянии на протяжении длительного времени.

Существует несколько вариантов исполнения подобного прибора.

При его выборе рекомендуется обратить внимание на следующее:

  1. Проводится измерение постоянного напряжения показателей в пределах от 0 до 200 мВ, а также 2 В, 20 В, 200 В, 1000 В.
  2. Постоянный ток может измеряться в пределах 2 мА, 20 мА, 200 мА.
  3. Переменное напряжение имеет разбег от 0 до 200 В, 750 В.
  4. Сопротивление можно измерять в пределах от 0 до 200 Ом.

Существуют более сложные варианты исполнения мультиметра.

Измерение напряжение аккумулятора

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Важным показателем АКБ является его напряжение. Именно поэтому многие проводят замер именно этого показателя.

При работающем двигателе, есть возможность провести замер напряжения. Нормальным напряжением считается показатель от 13.5 до 14 В. А вот напряжение выше этого показателя на момент работы двигателя говорит о том, что АКБ имеет низкую зарядку и регулятор напряжения подает с генератора большее количество энергии для его зарядки. Стоит учесть, что зимой это частое явление, так как аккумулятор за ночь может серьезно разрядиться.

Повышение напряжения на аккумуляторе – явление, которого не стоит бояться. Если с техническим состоянием электрооборудования автомобиля все в порядке, через 10 минут показатель напряжения стабилизируется и будет в пределах 14 В.

Однако, если через 10 минут этого не произошло, тогда стоит задуматься о состоянии регулятора напряжения. Постоянная работа при подобных показателях может привести к выкипанию аккумулятора. Еще одно явление, которое определяет проблему с неправильным показателем напряжения – прохождение процесса окисления на контактах.

Для предотвращения подобного явления, нужно зачистить контакты. При падении напряжения ниже 13 В, следует провести замену АКБ, так как подобные данные говорят о его неисправности.

При проведении измерений на момент заглушенного двигателя, можно выделить следующие нюансы:

  1. Напряжение менее 12 В может привести к тому, что автомобиль не заведется, особенно на момент холодов. При падении температуры окружающей среды, масло в двигателе загустевает, также меняются свойства топлива. Поэтому АКБ не может провернуть коленчатый вал, так как требуется больше усилий при подобных условиях.
  2. Нормальным напряжением, которого будет достаточно для завода двигателя, можно считать 13 В.
  3. Измерение следует проводить не сразу после окончания движения, а перед его началом.
  4. Высокий уровень заряда говорит о способности аккумулятора держать напряжение на протяжении длительного времени. Чем меньше уровень заряда, тем быстрее проходит его потеря. Поэтому новые аккумуляторы или те, которые находятся в хорошем техническом состоянии, способны на протяжении длительного промежутка времени сохранять свою работоспособность даже без подзарядки.
Читать также:  Чем заменить динистор db3

Замер утечки тока

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Минимальный ток утечки можно найти практически в любом автомобиле, даже в новых моделях. Это связано с тем, что некоторые системы автомобиля проводят минимальное потребление электричества даже на момент выключенного двигателя или когда ключа нет в зажигании.

В разных источниках показатель подобного тока колеблется в пределах от 10 до 80 мА. Большое значение утечки говорит о том, что электрооборудование автомобиля находится в неисправном состоянии. Значение утечки 60 мА определяет то, что аккумулятор в подобном состоянии может прослужить многие годы при правильной эксплуатации.

Куда более негативное влияние оказывает ситуация, когда аккумулятор не заряжают на протяжении нескольких дней. Провести измерение утечки можно также при помощи мультиметра.

Процедура измерения заключается в следующем:

  1. Устанавливаем режим измерения на 10 А или 20 А. Лучше всего установить больший показатель, если это позволяет используемый прибор.
  2. Проверять рекомендуется при разрыве массы с точки зрения безопасности.
  3. Снимаем минусовую клемму.
  4. Один из щупов подключаем к минусу АКБ.
  5. Другой подсоединяем к снятому проводу.
  6. Получаем определенный результат.

Для точного показателя следует правильно подготовить автомобиль:

  1. Отключаем освещение в салоне, выключаем магнитолу и другие потребители.
  2. Вынимаем ключи из зажигания.

Другие способы проверки аккумулятора мультиметром

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Классическим способом проверки емкости аккумулятора можно назвать применение контрольного заряда:

  1. Для начала проводят полную зарядку аккумулятора.
  2. Затем придают нагрузку так, чтобы ток разрядки был расчетным согласно данным с паспорта.
  3. После этого в цепь включают измерительный прибор.
  4. Измеряют время, которое понадобится для снижения показателя силы тока менее чем 50% от нужного показателя. Подобное время указано в паспорте АКБ.

Современные аккумуляторы в хорошем состоянии теряют силу тока при прохождении примерно указанного расчетного времени. Если этот процесс происходит быстрее, значит аккумулятор теряет свою емкость.

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Мультиметр – универсальный прибор для точного определения напряжения, силы тока или сопротивления и не только. Использование даже недорогих китайских моделей позволяет эффективно проверить аккумулятор любого типа. В этой статье будут описаны основные способы использования тестера для определения работоспособности батарей.

Какие аккумуляторы можно проверить мультиметром

Все виды аккумуляторов характеризуются такими параметрами, как ёмкость, сила тока или напряжение, поэтому с помощью измерительного прибора можно легко проверить любой аккумулятор на работоспособность.

Наиболее часто, по причине большой распространённости, приходится таким способом измерять показатели у автомобильных аккумуляторов, Ni-Cd, Ni-MH, Li-Pol и Li-Ion батарей.

Даже если автомобиль или гаджет оснащается штатными программами измерения заряда батареи, во многих случаях, такие утилиты показывают общую информацию о величине заряда. При этом, точности таких утилит не всегда стоит доверять.

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Проверяем параметры аккумулятора с помощью мультиметра

Для проведения измерительных работ, во многих случаях, не обойтись без демонтажа батареи. Если необходимо протестировать автомобильный АКБ, то его также следует снять с машины.

Напряжение

Все аккумуляторы выдают на клеммах постоянный электрический ток, поэтому для его измерения переключатель режимов мультиметра следует перевести в положение DC. Вольтаж батарей может существенно отличаться от типа аккумулятора, поэтому чтобы получить максимально корректные показатели необходимо правильно выбрать максимальное напряжение, которое может измерить прибор.

На переключателе мультиметра имеется несколько режимов, которыми можно замерить постоянное напряжение. Для большинства аккумуляторов достаточно выставить ограничение на 20 В. Практически все пальчиковые аккумуляторы и батареи телефонов способны выдавать значительно меньшее напряжение.

Исключением из этого правила является только измерение автомобильных АКБ на 24 В, и некоторых батарей ноутбуков, которые при полном заряде могут иметь на своих выводах напряжение, превышающее 20 В.

Обратите внимание. Таким же образом можно измерить напряжение у производственных аккумуляторах или в розетке, только в этом случае надо переключатель на мультиметре переключить на более высокое напряжение, например 200 V.

При измерении важно соблюсти полярность, то есть подключить красный щуп к плюсу аккумулятора, а чёрный – к минусу. При переполюсовке устройства, оснащённые цифровым дисплеем, проинформируют о нарушении полярности знаком минуса перед числом.

На стрелочных приборах такое подключение вызовет движение стрелки в обратном направлении, что совершенно не позволит получить правильные замеры вольтажа. Хотя в целом в этом ничего страшного нет.

Читать также:  Коэффициент запаса прочности стропов из стальных канатов

Сила тока

Для того чтобы измерить силу тока аккумулятора небольшой мощности достаточно перевести прибор в режим измерения этого параметра (А). Прикоснувшись щупами прибора к клеммам батареи можно получить точное значение в миллиамперах.

При проведении измерений на АКБ большей мощности прибор переводится в положение «10А», а положительный выход мультиметра переставляется в соседнюю ячейку.

Если необходимо замерить силу тока на автомобильном аккумуляторе, то эти два способа не годятся, ведь сила разрядного тока таких АКБ может достигать нескольких сотен ампер. Проводить подобные измерения можно только с использованием специального тестера, например, Bosch BAT-131.

Ёмкость

С помощью мультиметра можно рассчитать приблизительно фактическую ёмкость АКБ. Кроме тестера потребуется собрать или приобрести стабилизатор напряжения, который должен соответствовать номинальному вольтажу аккумулятора.

Затем следует подобрать нагрузку, которая может быть запитана от батареи на достаточно продолжительном отрезке времени. Для вычисления ёмкости также следует подготовить секундомер.

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Процесс измерения производится в такой последовательности:

  • Мультиметр переводится в режим измерения силы тока (10 А).
  • Измерительный прибор последовательно подсоединяется в схему, состоящую из источника тока, стабилизатора напряжения и нагрузки.
  • Включается секундомер.

После включения схемы следует зафиксировать значения мультиметра, а с помощью секундомера определить количество времени, которое понадобится для полной разрядки аккумулятора. После умножения силы тока на время можно получить фактическую ёмкость батареи, измеряемую в ампер/часах.

Применение данного метода для измерения ёмкости многих кислотных батарей не рекомендовано, по причине негативного воздействия полного разряда аккумулятора на его работоспособность.

Пример! Если мы заранее знаем, что подключенное к аккумулятору устройство потребляет 10 а/ч, то в зависимости от того, сколько часов оно проработает, такая и будет емкость батареи. Если в нашем случае устройство проработает 10 часов, то емкость аккумулятора составит 100 Ампер.

Внутреннее сопротивление

С помощью мультиметра можно легко измерить внутреннее сопротивление источника тока. Для выполнения этой операции необходимо:

  • Измерить напряжение на клеммах аккумулятора.
  • Подключить нагрузку и измерить падение напряжения и силу тока в цепи.
  • Произвести вычисления по формуле R = U/I, где R – внутреннее сопротивление, U – величина разности напряжения на клеммах аккумулятора до включения нагрузки и после, I – сила тока в цепи.

Этот метод подходит для измерения практически любого типа аккумуляторов и батарей.

Проверка заряда аккумулятора мультиметромВысокий ток утечки

Ток утечки

Измеление тока утечки осуществляется очень просто. Чтобы определить этот параметр необходимо перевести мультиметр в режим измерения силы тока, подключить минусовую клемму батареи к устройству, а плюсовой выход АКБ соединить с подключаемым кабелем через тестер.

Величина тока утечки будет отображена на цифровом дисплее. При измерении тока утечки на автомобиле следует перевести мультиметр в режим измерения сопротивления (10 А), а все потребители электроэнергии должны быть отключены.

Перезаряд

Для определения перезаряда мультиметр следует перевести в режим измерения напряжения. После определения вольтажа следует сравнить показатели номинального значения батареи с полученными в результате измерения. Если последние будут более чем на 20% превышать нормальные показатели, то это будет говорить о том, что аккумулятор перезаряжен.

Перезаряд аккумулятора является достаточно опасным явлением. Кислотные аккумуляторы, в этом случае, начинают закипать с образованием взрывоопасного газа. Литий-ионные батареи могут загореться или взорваться, если их заряжать выше нормы.

Степень заряженности

Для многих видов батарей степень заряженности проверяется по напряжению. Как и в предыдущем случае необходимо знать вольтаж батареи при стопроцентном заряде. Полностью заряженная свинцовая батарея должна иметь на клеммах напряжение 12,7 Вольт.

Проверка заряда аккумулятора мультиметромПолностью заряженный автомобильный аккумулятор

Полной разрядке АКБ будет соответствовать значение 10,5 В. Несложно определить таким образом степень заряженности батареи если показатели вольтажа будет отклоняться от этих значений.

Аналогичным образом, зная номинальные значения напряжения, можно измеряя напряжение с помощью мультиметра примерно определить степень заряженности пальчикового аккумулятора либо батареи для мобильного телефона или переносного компьютера.

Напряжение аккумулятора, ВПлотность электролитаЗаряд батареи, %
10.51.06
11.31.0710
11.51.1020
11.71.1230
11.91.1540
12.01.1750
12.21.2060
12.31.2270
12.41.2480
12.51.2690
12.71.27100

Заключение

С помощью мультиметра можно периодически определять исправность аккумулятора вышеописанными методами. Перед проведением замеров необходимо убедиться в том, что прибор переведён в соответствующий режим измерения.

Нарушение это требования может привести к выходу из строя измерительного устройства. Особенно велика вероятность «спалить» мультиметр, если ампераж батареи будет достаточно велик.

Остались вопросы, не удалось решить проблему или есть чем дополнить статью? Тогда напишите нам об этом в комментариях. Это поможет сделать материал более полным и полезным!

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Пальчиковые батарейки применяются во многих современных приборах в качестве элементов питания. Хотя внешне эти изделия неотличимы друг от друга, их технические параметры, а также стоимость может существенно различаться. Чтобы не попасть впросак, приобретя изделие с небольшим ресурсом, а то и вовсе нерабочее, следует знать, как проверять эти элементы, и уметь делать это на практике. Пригодится это умение и при проверке батареек, скопившихся дома – если одним из них место на свалке, то другие еще могут послужить в устройствах, не отличающихся мощностью. В этой статье мы разберемся, как проверить батарейку мультиметром, и при какой величине остаточного заряда она может эксплуатироваться в электроприборах.

Читать также:  Как паять паяльной кислотой видео

Проверка заряда без нагрузки

Чтобы выявить полностью неисправные элементы, достаточно произвести простую проверку:

  • Выбрать режим мультиметра, соответствующий измерению величины постоянного напряжения.
  • Установить предел измерения, равный 20В.
  • Приложить щупы прибора к контактам проверяемой батареи и замерить напряжение.
  • Снять показания тестера.

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Если напряжение, показанное при проверке батарейки мультиметром, составляет более 1,35В – аккумулятор исправен и подойдет для работы в любом электроприборе. Если заряд элемента меньше этого уровня, но не ниже 1,2В – его можно использовать в нетребовательных устройствах. При более низком уровне заряда использование батареи невозможно, и она подлежит утилизации.

Для полноты картины такой проверки недостаточно, поскольку она показывает величину напряжения без нагрузки (ЭДС).

В качестве нагрузочного элемента можно использовать обычную лампочку, предназначенную для работы в карманном фонарике. Светодиоды для этого не подойдут из-за слишком малого сопротивления. Объем нагрузки должна составлять от 100 до 200 мА – это самый распространенный показатель для большинства современных электрических изделий средней мощности.

Однако для отбраковки явно непригодных к эксплуатации батареек проверки тестером без нагрузки достаточно. Если прибор показывает менее 1,2В – проверка под нагрузкой бессмысленна.

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Проверка электрических батареек мультиметром под нагрузкой

Оставшиеся элементы тестируются повторно. Разберемся теперь, как проверить емкость элемента питания под нагрузкой. Для этого нужно действовать следующим образом:

  • Соединить щупы мультиметра с контактами тестируемой батареи.
  • Параллельно подключить нагрузочный элемент и выждать 30-40 сек.
  • Снять полученный результат.

В зависимости от показаний прибора измеренные элементы нужно рассортировать. Батарейки с остатком 1,1В и менее можно смело отправлять в утиль. Изделия, при проверке которых прибор показал до 1,3В, можно использовать в пультах ДУ. Если же элемент под нагрузкой показывает 1,35В и более – он полностью исправен.

Проверка батареек способом измерения силы тока

Этот метод применяется в отношении новых элементов питания и позволяет оценить их мощность сразу при покупке. Положение мультиметра должно соответствовать постоянному току. Чтобы померить величину заряда на новом аккумуляторе, действовать нужно следующим образом:

  • Тестер для проверки батареек установить на максимальный предел измерений.
  • Взять новый элемент и приложить щупы прибора к его контактам.
  • Через 1-2 сек, после прекращения роста значения тока на индикаторе, щупы нужно убрать.

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Нормальный показатель величины тока для новой батарейки должен составлять 4-6 Ампер. Если он составляет 3-3,9 Ампер – это означает, что эксплуатационный ресурс батареи снижен, но элемент подойдет для использования в портативной аппаратуре.

Показания мультиметра в пределах 1,3-2,9 Ампер говорят о том, что в обычных бытовых приборах батарею лучше не использовать, но она может быть установлена в аппараты, потребляющие незначительное количество тока (к примеру, телевизионные или другие пульты ДУ).

Если же величина тока, показываемого тестером, составляет 0,7-1,1 Ампер, то такой элемент способен работать исключительно в приборах с низким энергопотреблением, при этом качество работы аппаратуры снизится. Его можно использовать в «дистанционках», но лишь в том случае, если более качественных элементов под рукой нет.

Наглядно процесс проверки батареек мультиметром на видео:

Полезные советы

Приведем несколько рекомендаций, касающихся использования батареек, а также их утилизации:

  • Не затягивайте с проверкой и сортировкой скопившихся дома элементов питания. При отсутствии новых батареек или недостаточном их количестве вы сможете при необходимости временно использовать протестированную.
  • Севшие в бытовом приборе элементы питания необязательно менять полностью. Обычно разряд их наступает неодновременно, и проверка выявит аккумуляторы, которые могут эксплуатироваться дальше.
  • Не храните дома непригодные к работе батарейки и, тем более, не держите их в корпусе аппаратуры. Зачастую из них вытекает электролит, и это приводит к порче находящихся рядом вещей.

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

  • Не пытайтесь как-либо повредить корпус элемента питания – находящаяся в нем жидкость (кислота или щелочь) может попасть на кожу, причинив химический ожог.

Кроме того, использованные батарейки не стоит бросать в мусорные баки. Содержащийся в них электролит вреден для окружающей среды, поэтому элементы питания подлежат утилизации в местах, которые предназначены специально для этой цели.

Заключение

В этом материале мы разобрались, как правильно проверить батарейку мультиметром, а также, в каких приборах можно использовать протестированные элементы питания, исходя из результатов измерений. Как вы могли убедиться, чтобы измерить остаток заряда в батарее, достаточно иметь под рукой домашний тестер и располагать несколькими минутами свободного времени.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *