Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Человека отличает от животного мира его умение разнообразно коммуницировать. Развитие речи выделило человека, сделало его культурным и социальным. Речь привела к организации человека и его взаимодействию с окружающими людьми. Вот почему так важно уметь общаться с другими людьми. Выделяют три вида сторон общения – коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Однако главными остаются навыки, которыми должен обладать человек, чтобы успешно контактировать с окружающими.

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Интернет-журнал psytheater.com называет общение способом контакта человека с окружающими. Если бы не существовало речи, тогда люди могли взаимодействовать между собой на уровне жестов, мимики и звуков. Эти виды коммуникации, которые называются невербальными, не исключаются. Однако наиболее простым способом высказать свою мысль и услышать, что думает по этому поводу другой человек, является язык. Вот почему родители с самого детства обучают своих детей речи, поскольку сказать одним словом свою идею намного легче, чем на пальцах или картинками ее передавать.

Речь облегчает взаимодействие между людьми. Вместе с тем здесь возникает множество сложностей, связанных с неумением людей коммуницировать, слышать окружающих, понимать собственные желания, контролировать свои эмоции, которые тоже выливаются в речи. Другими словами, речь порой заменяет не только эмоции, когда какое-то слово произносится с определенной интонацией в голосе, но и даже действия.

Речи обучаются все люди. Как говорится, через умение устанавливать контакты человек может достичь больших результатов. Здесь важно уметь общаться не только с близкими и родными, но и с незнакомыми людьми.

Многие проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни и связаны с негармоничными отношениями, основываются на том, что человек не понимает сам, кому он должен уделять время, внимания и силы, а кому нет. Любимые партнеры довольно часто ссорятся по причине того, что их вторые половинки уделяют время своим родственникам или друзьям. Начальники негодуют по поводу неуважительного отношения к себе своих сотрудников. Люди часто замечают, что с незнакомыми им легче общаться, чем с близкими. Это все является показателями дисбаланса, который возникает по причине того, что сам человек не может понять, кто для него важен в этой жизни, а кто нет.

Все очень просто: есть так называемый ближний круг общения. В него должны входить все те люди, которые вас вдохновляют, дают энергию, силу и питают духовно, материально, физически. Если вы ошибетесь и поставите в этот круг «паразита», который, наоборот, не питает вас, а отбирает что-то частично или полностью, то вы лишитесь гармонии в отношениях.

Чаще всего в ближний круг общения входят:

  1. любимый партнер (если вы являетесь чьим-то супругом/супругой), ваши дети, родители (если вы сами еще являетесь ребенком);
  2. начальник по работе (если вы работаете на кого-то) или деловые партнеры (если вы имеете свой бизнес);
  3. вы сами.

Сюда не входят друзья, если только они не являются теми людьми, которые вам платят деньги или дают вам духовное равновесие, семью и секс. Сюда не входят родители, если вы взрослый человек. Сюда не входят коллеги, соседи, посторонние люди и т.д. Если вдруг вы помещаете в этот круг тех, кто не был обозначен, то происходит дисбаланс. Если не верите, то попробуйте, если уже не ощущаете, как ваша жизнь рушится от неправильной расстановки людей.

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Почему именно эти люди входят в ближний круг общения? Любимый партнер (для взрослого человека) или родители (для ребенка) – это источник вдохновения, безопасности, уюта, любви. Начальник или деловые партнеры – это источник денег. А вы сами… ну, от самого себя никуда не деться. Если вы будете больны, глупы, несчастливы и т. д., тогда вам уже никто другой не будет нужен. Поэтому в первую очередь вы должны ладить с самим собой, а потом уже со всеми окружающими людьми.

Все остальные люди (вне ближнего круга общения) должны занимать второстепенную роль, поскольку они не являются источниками жизненно важных ресурсов. Все, что они вам дают, вы можете получать и в ближнем кругу общения, если только наладите отношения со всеми ее участниками. То есть друзья, коллеги, знакомые заменяемы теми, кто находится в любом из кругов общения.

Что такое стороны общения?

Под сторонами общения понимаются роли, которые выполняют люди в процессе разговора. Данные роли достаточно условные, поскольку человек не может занимать только перцептивную, коммуникативную или интерактивную позиции. Все они подразумевают под собой информационный поток, который исходит от человека, а также поведение в процессе общения.

Перцептивная сторона общения

Перцептивной стороной общения является понимание собеседника человека. Происходит процесс на всех уровнях, доступных и понятных человеку. Пока люди общаются, каждый из них старается понять, познать и сделать для себя ясным один вопрос: кто есть человек напротив?

Чтобы познать другого человека анализируются:

  1. Его внешние данные, чтобы понять смысловую нагрузку его высказываний.
  2. Его эмоциональное состояние, отношение к теме, происходящему.
  3. Его взгляд на то, как он связывает объекты, относится к ним, интерпретирует.
  4. Его убеждения, установки, мировоззрение и пр.
  5. Его систему мышления, ход мыслей.

В процессе должно участвовать как минимум два человека. Каждый из них старается познать вторую личность, чтобы дать себе ответ на главный вопрос о том, кто перед ними находится. Когда человек понимает другого, тогда ему легче решать, что говорить, как реагировать, что советовать, как себя вести и пр. Однако для познания другого человека нужно очень много времени. Здесь в процесс вступает такая функция головного мозга, как додумывание.

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Поскольку у каждого человека есть опыт прошлых контактов с другими людьми, он уже имеет некоторые представления о них, отметил некоторую схожесть между личностями, он может использовать эти знания, чтобы дополнить недостающую информацию. Другими словами, человек выносит предположение о том, кто перед ним находится, на основе того опыта, который у него имеется. Поскольку это происходит автоматически, люди нередко замечают, что ошибаются. Однако первое мнение всегда кажется верным, поскольку человек уже с подобным сталкивался, что позволяет ему подумать, что в этот раз он столкнулся с тем же самым.

Перцептивная сторона общения направлена на понимание другого человека. Зачем это нужно? Для того чтобы дальше прогнозировать свое поведение. Поскольку общение не происходит без желания влиять на собеседника, менять его убеждения, делать своим единомышленником, то человек должен сначала понять, как мыслит и чем руководствуется собеседник, чтобы полученной информацией воспользоваться себе во благо.

Это не есть плохо или хорошо. Просто это происходит автоматически, поскольку каждый человек желает понимать окружающих, чтобы выбирать такую модель общения, которая будет ему выгодна.

Интерактивная сторона общения

Целью любого общения является изменение поведения другого человека, другими словами, влияние. И чтобы это произошло, необходима совместная деятельность во время общения. Люди не просто используют слова, чтобы передать свои мысли, а наполняют их смыслом, эмоциями, нагрузкой, деятельностью. Все это должно повлиять на собеседников, переубедить их и направить в другое русло.

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Интерактивную сторону общения часто регулируют общественные нормы, то есть этикет и правила приличия. Вот почему человек при соблюдении определенного стиля общения должен придерживаться ее правил, которые помогают ему достичь желаемого. Будь то деловое общение или прохождение собеседования, у каждого стиля есть свой регламент, который показывает, что нужно сделать для достижения того или иного результата.

Необходимость придерживаться определенных рамок заставляет людей отвечать за собственное поведение. Те, кто не придерживается рамок, тоже несут ответственность за те результаты, которых они достигают. Так, каждый человек играет определенную роль по определенным правилам. И каждый человек в той или иной ситуации занимает различные роли.

Причинами конфликтов между людьми является неспособность соответствовать общественным правилам, правильно играть роли, придерживаться норм. Порой люди конфликтуют, поскольку не желают вступать в ту деятельность, которая им предлагается. Каждый старается занять роль другого, а не ту, которая ему предлагается. Каждый предлагает свои виды деятельности, которые противоречат с потребностями и желаниями оппонентов.

Коммуникативная сторона общения

Под коммуникативной стороной общения понимается передача и прием информации в самом узком значении слова. Однако люди обычно не только передают свои мысли и идеи путем проговаривания слов, они не только отправляют и получают (воспринимают) информацию. Также в процессе общения происходят еще множество аспектов:

  1. Обмен эмоциями. Человек выражает свои эмоции путем мимики, жестов, интонации в голосе.
  2. Обмен указаниями. Это проявляется в интонации голоса в сопровождении с мимикой и жестами.
Читать также:  Оборудование для мини бизнеса в домашних условиях

В процессе коммуникативного взаимодействия важным становится то, насколько правильно люди используют слова для передачи своих мыслей и как правильно их понимают собеседники. Проблемы возникают тогда, когда человек неправильно подбирает слова, не передающие его главных идей, а также когда собеседники интерпретируют слова не в том значении, которое они под собой несли.

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Достаточно часто люди во время общения пытаются найти скрытый смысл сказанного. Под словами «Что ты сегодня кушал?» многие могут услышать «Я хочу контролировать процесс твоего питания». Хотя на самом деле человек просто поинтересовался съеденным меню собеседника.

Проблема исчезает, когда люди не просто говорят и слушают, но и прибегают к различным уточнениям, вопросам, пересказыванию, переспросам и т. д. Все это позволяет расширить смысл сказанного, которое нередко невозможно передать в одном предложении. Люди достигают большего понимания, если стараются понять то, что они услышали, а не мгновенно решать, что они услышали.

Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.

В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.

Общение начинается с воспри­ятия человека человеком, часто с одновременным формировани­ем межличностных отношений, включающим и психологическое воздействие. В прикладном пла­не эффективность формирова­ния межличностных отношений и оказание психологического воз­действия на партнера по обще­нию может быть затруднено, если межличностное познание не было успешным. В процессе общения должно присутствовать взаимо­понимание между участниками этого процесса. Само взаимопо­нимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок парт­нера по взаимодействию, или как не только понимание, но и приня­тие, разделение этих целей, моти­вов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринима­ется партнер по общению, иными словами, процесс восприятия од­ним человеком другого выступает

1. Понятие социальной перцепции

2. Механизмы взаимопонимания в общении 70

3. Стереотипы восприятия 73

4. Каузальная атрибуция 74

как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. назвав восприятие «социальным» он обра­тил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. В самом общем плане, восприятие другого чело­века означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого инди­вида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Рассмотрим, как в общем виде разворачивается процесс вос­приятия одним человеком (назовем его наблюдателем) друго­го (наблюдаемого). В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информа­тивными являются внешний облик (физические качества плюс «оформление» внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, на­блюдатель определенным образом оценивает их и делает не­которые умозаключения (часто бессознательно) о психологи­ческих свойствах партнера по общению. Сумма приписанных свойств дает необходимую возможность сформировать опреде­ленное отношение к наблюдаемому, которое чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах контину­ума «нравится — не нравится». На основании предполагаемых психологических свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения можно от наблю­даемых ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель стро­ит стратегию поведения по отношению к наблюдаемому. Очень емко суть процесса социального познания охарактеризовал С.Л. Рубинштейн: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку как бы "читаем" его, т. е. расшифровываем значение его внешних данных и рас­крываем смысл получающегося таким образом текста в кон­тексте, имеющем свой внутренний, психологический план».

Таким образом, социальная перцепция — это важный пси­хологический процесс, ответственный за осуществление че­ловеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнози­рование на этой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет ха­рактер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом пер­цептивных процессов для его партнера. Так, шаг за шагом вы­страивается взаимодействие. По сути дела, результаты субъ­ективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь стро­ит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель.

В процессе восприятия человека важная роль принадлежит социально-психологической наблюдательности — свойству личности, позволяющему ей успешно улавливать малозамет­ные, но существенные для понимания особенности. Это инте- гративная характеристика, вбирающая некоторые особенно­сти познавательных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности.

В основе социально-психологической наблюдательности ле­жат различные виды сензитивности. Наблюдательная сензи- тивность связана со способностью воспринимать собеседника с одновременным запоминанием содержания характеристик личности и ситуации общения (по определению А.А. Бодале- ва — это «различительная точность»; Бодалев, 1982). Теорети­ческая сензитивность предполагает выбор и использование наиболее адекватных теорий для более точного понимания и прогнозирования поведения людей. Номотетическая сен- зитивность позволяет понимать представителей различных социальных общностей и прогнозировать их поведение (по А.А. Бодалеву, это «стереотипная точность»). Идеографическая сензитивность связана с пониманием уникальности каж­дой личности и дистанцировании ее от общих характеристик групп (Емельянов, 1985).

Социально-психологическая компетентность предполагает определенный объем знаний и уровень сформированности на­выков и умении, позволяющих адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать людей, прогнозировать их поведение, формировать с ними необходи­мые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся условий. Принято считать, что отношение к лю­дям и себе оценивается труднее, чем к объектам материального мира и ситуациям.

Межличностная компетентность представляет более узкое понятие, являющееся частью социально-психологической ком­петентности, но ограниченное межличностными контактами.

Коммуникативная компетентность предполагает ситуа­тивную адаптивность и свободное владение вербальными и не­вербальными средствами общения (Емельянов, 1985).

При рассмотрении проблем понимания людьми друг друга, часто употребляется термин «аттракция». Аттракция означает механизм понимания партнера по общению на основе глубоко­го чувства к нему. Причем не важно, какого знака это чувство: легче понять друга и врага, чем чужого и чуждого вам челове­ка. Аттракция не гарантирует формирования «объективного» взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состоя­ний, представлений о жизни. Хотя, с точки зрения А. Маслоу, аттракция — это путь к объективности: «. восприятие любя­щего человека. позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познать его, как никогда не смо­жет тот, кто не любит». Источник таких богатых познаватель­ных возможностей аттракции А. Маслоу видит в том, что любя­щий человек менее склонен к управлению, манипулированию, «улучшению» объекта любви. Если принимаешь человека та­ким, какой он есть, считает замечательный психолог-гума­нист, значит, ты объективен в своих оценках.

ф Механизмы взаимопонимания в общении

Выделяют следующие механизмы взаимопонимания: Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от соб­ственного «Я». При идентификации с другим человеком усва­иваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе развития, чаще всего в старшем подростковом или юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, вчув- ствование в другого человека. Термин вошел в обиход психоло­гической науки благодаря Э. Титченеру. Сегодня это чрезвы­чайно многогранный термин, который в том числе означает:

• психический процесс, позволяющий человеку понять пе­реживания другого человека, — эмпатия как механизм познания;

• деятельность человека, которая позволяет особым обра­зом строить общение, — эмпатия как особый вид внима­ния к другому человеку;

• способность, свойство личности—эмпатия как характери­стика человека, точнее можно сказать—«эмпатийность».

Читать также:  Схемы esr метров на к572пв5

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколь­ко он допускает право на существование этих точек зрения. Большое значение имеет и личный опыт разнообразных ду­шевных переживаний, потому что трудно вообразить чувство другого, которое сам никогда не испытывал.

Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющая­ся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эм­патию, не только в виде понимания состояния другого челове­ка, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отре- агироиания. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе кото­рого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентифика­цию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действен­ной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки пар­тнеру по общению (иногда такой стиль поведения называет­ся помогающим). Между тремя формами эмпатии существу­ют сложные взаимозависимости (Обозов, 1979). В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная). Вме­сте с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является, по нашему представлению, чисто когни­тивным процессом.

Эмпатия, эмпатийность в отношении с партнером может рассматриваться как одно из наиболее важных профессио­нальных качеств психолога, педагога, социального работника, менеджера. В большинстве случаев высокая профессиональ­ная эмпатийность — результат специального обучения навы­кам самоанализа, развития сензитивности, способности к эм- патическому вниманию (слушанию).

Рефлексия — это осмысление субъектом того какими сред­ствами, почему он произвел то или иное впечатление на пар­тнера по общению. Другими словами это представление о том, что думают обо мне другие. Это и познание другого через то, что он думает обо мне, и познание себя гипотетическими гла­зами другого.

Обратная связь — это получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения. Другими сло­вами это реагирование на действия партнера. Эффективная обратная связь предполагает описание поведения человека без приписывания мотивов действий, оценки установок или лич­ностных черт. Фраза «Ты всегда стараешься произвести на нас впечатление» — содержит оценку, в то время как высказывание «Я заметил, что, когда кто-нибудь еще поступает хорошо, ты стремишься заговорить о своих собственных достижениях» — содержит описание поведения.

Обратная связь тем более объективна, чем больше в ней ин­формации о партнере и его конкретном поступке, и чем меньше о взаимоотношениях. Объективная обратная связь вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание понять, изменить поведение, помогает партнеру лучше разо­браться в своем собственном поведении и его последствиях.

Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже извест­ным или кажущимся известными явлениям, социальным сте­реотипам. Стереотипизация — необходимый и полезный ин­струмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека, сделать его понят­ным, а следовательно, прогнозируемым. Однако стереотипи- зация может и ограничивать восприятие человека, а следова­тельно и его поведение.

(3 Стереотипы восприятия

На эффективность общения большое влияние оказывают также стереотипы восприятия. С точки зрения восприятия человека человеком для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в чувствах, особенностях личности, мотивах и потребностях своего собеседника. Источником ин­формации о них служит внешность собеседника, его речь и невербальное поведение. Однако при оценке ролей и личност­ных особенностей окружающих мы как правило опираемся на сложившийся у нас эталон. В основе эталонов лежит вера в устойчивую связь между некоторыми чертами внешности и определенными ролевыми и личностными особенностями че­ловека. Отождествляя собеседника с эталоном по некоторым наблюдаемым признакам, мы приписываем ему одновременно и множество других черт, которые по нашему мнению встреча­ются у людей подобного рода. Таким образом, отнесение чело­века к определенной категории позволяет домыслить большое количество необходимых, но отсутствующих сведений. Вместе с тем, стереотипное восприятие людей по эталонам связано с целым рядом специфических ошибок:

• эффектом проекции — когда приятному для нас собесед­нику мы склонны приписывать свои собственные досто­инства, а неприятному—свои недостатки, т. е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко пред­ставлены у нас самих;

• эффектом средней ошибки—тенденцией смягчать оцен­ки наиболее ярких особенностей другого человека в сто­рону среднего;

• эффектом порядка — когда при противоречивой инфор­мации больший вес придается данным, полученным пер­выми, а при общении со старыми знакомыми, наоборот, доверять больше последним сведениям;

• эффектом ореола—когда к человеку складывается опре­деленное отношение по его какому-либо поступку, ореол может иметь как положительную, так и отрицательную окраску;

• эффектом стереотипизации, который заключается в приписывании человеку черт, характерных для опреде­ленных социальных групп (например, профессиональ­ным: учителю, продавцу, математику мы приписываем определенные черты личности).

Социальный стереотип — устойчивое представление о ка­ких-либо явлениях или признаках, свойственных представи­телям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают опреде­ленные социальные стереотипы. Наиболее известны этниче­ские или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легко­мысленности французов или загадочности славянской души.

Стереотипы могут играть и положительную роль во взаимо­отношениях с людьми, так как они экономят энергию, способ­ствуют более быстрой реакции автоматически реагировать во многих случаях. Вежливость с собеседником—выработанный у многих стереотип, который позволяет устанавливать контакт.

(4 Каузальная атрибуция

В социальной психологии существует целый раздел, посвя­щенный изучению закономерностей восприятия причин по­ступков — каузальная атрибуция. Механизм каузальной атри­буции относится к ситуации социального познания и означает причинное объяснение поступков. Способность толкования поведения присуща каждому человеку, она составляет багаж его житейской психологии. В любом общении мы каким-то об­разом, даже не задаваясь специальными вопросами, получаем представление о том, «почему» и «зачем» человек что-то сделал. Можно сказать, что человеку дано одновременно с восприяти­ем поступка другого человека воспринимать и его «настоящую» причину.

Приписывание осуществляется либо на основе сходства по­ведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в ана­логичной ситуации (в этом случае может действовать меха­низм идентификации). Но, так или иначе, возникает целая си­стема способов такого приписывания (атрибуции).

В социальной психологии существует целый раздел, посвя­щенный изучению закономерностей восприятия причин по­ступков, — каузальная атрибуция. В этом разделе четко выде­ляются теоретическая и экспериментальная линии изучения процесса каузальной атрибуции. Теория пытается возвести в ранг научного анализа те неосознаваемые когнитивные про­цессы, которые происходят в голове у «наивного испытуемо­го», занимающегося причинным приписыванием. Наиболее известны схемы каузального анализа, созданные Э. Джонсом и К. Дэвисом, а также Г. Келли.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей:

1) степени уникальности или типичности поступка;

2) от степени его социальной «желательности» или «нежела­тельности».

В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное по­ведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. На­против, уникальное поведение допускает много различных ин­терпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик.

Во втором случае: под социально «желательным» понима­ется поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и потому сравнительно легко и однозначно объясняе­мое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участ­ником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Кел­ли выделил три таких типа:

Читать также:  Пайка проволоки в домашних условиях

1) личностную атрибуцию — когда причина приписывает­ся лично совершающему поступок;

2) объектную атрибуцию — когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственную (или ситуационную) атрибуцию— когда причина совершающегося приписывается обстоя­тельствам.

В жизни мы время от времени пользуемся всеми тремя схе­мами, но тяготеем, испытываем личную симпатию к одной — двум. Причем, что очень важно: используемая схема пред­ставляется нам самим не субъективным психологическим пристрастием, а отражением объективной реальности, так сказать, истиной в последней инстанции: «именно так и есть, я же знаю».

Однако наиболее интересный и практически значимый раз­дел каузальной атрибуции — это изучение истинности совер­шаемых нами приписываний, происхождение закономерных ошибок и искажений.

Было выявлено, что наблюдатель поведения чаще исполь­зует личностную атрибуцию для описания причин поступка участника, а участник причину своего поведения чаще всего объясняет обстоятельствами. Так, например, при приписыва­нии причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в не­удаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблю­датель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя. Таким образом, объясняя чье-либо поведение, мы недооцени­ваем влияние ситуации и переоцениваем степень проявления черт и установок индивида. Это явление получило название «фундаментальная ошибка атрибуции».

Из-за этой ошибки наблюдатели часто склонны переоцени­вать роль и ответственность личности в происходящем. Люди часто объясняют свое собственное поведение с точки зрения ситуации, но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение. Мы можем сказать: «Я злюсь, потому что все идет не так, как хочется», но другие, видя наше поведение, мо­гут подумать: «Он (она) ведет себя агрессивно, потому что он (она) злой человек».

Э. Джонс и Р. Нисбет в своем обширном труде по данному во­просу приходят к выводу, что причина различий во взглядах деятеля и наблюдателя кроется в апелляции того и другого к различным аспектам информации. Для наблюдателя внешняя среда постоянна и устойчива, а действия актора изменчивы, непонятны, поэтому на них он и обращает внимание, прежде всего. Для актора его действия спланированы и простроены, а среда непостоянна, поэтому он концентрирует внимание на себе. В результате деятель воспринимает свои поступки как реакцию на внешние сигналы (ситуационная атрибуция), а на­блюдатель видит активность актора, изменяющего постоян­ную среду (личностная атрибуция).

(D Задания для самостоятельной работы

• Понаблюдайте как люди объясняют свои поступки и поступки других. Опишите в лабораторной работе пример каузальной атрибуции, кото­рый вы наблюдали.

• Выявите в своих практиках общения проявление стереотипов воспри­ятия и опишите это явление в лабораторной работе.

• Прочитайте в книге Д. Майерс «Социальная психология» раздел «Ин­терпретация других» с. 100-115.

CD Вопросы для самоподготовки

1. Что такое социальная перцепция?

2. Какие существуют эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия?

3. Как можно определить понятие «каузальная атрибуция»?

4. Что означает «фундаментальная ошибка атрибуции»?

Общение – тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленной совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.

В социальной психологии в структуре общения выделяются три его непосредственные составные части:

¨коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;

¨перцептивная сторона, т.е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними взаимопонимания;

¨интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий партнеров общения.

Коммуникативная сторона общения. Под коммуникативной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникацияпредполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней (10% – слова, 30% – тембр, мелодичность, ритмика, 60% – невербальное общение).

В речи выражаются социально-психологические особенности человека, особенности его мышления, направленность, отношение к объективной реальности.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации. К ним, в частности, относятся: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон, темп речи, паузы, плач, смех и т.д.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами. Взглядом выражается внимание, одобрение или несогласие, эмоциональное состояние, начало или окончание фраз.

Важную роль играют жесты, жестикуляция, усиливающие, а иногда и подменяющие собой отдельные слова и фразы (указательные, описывающие, замещающие жесты).

Существенную роль играют позы участников диалога (как они сидят, стоят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга.

Не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации.

Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. в это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие.

Личную или персональную зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. обычно оно используется во время общения в официальной или в неофициальной обстановке со знакомыми людьми.

Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. она чаще всего соблюдается при общении с людьми, которых мы мало знаем, во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приеме посетителей.

И, наконец, общественная зона от 4 м. И более, соблюдаемая во время выступления перед большими группами людей.

Перцептивная сторона общения. В процессе общениямежду его участниками происходит активное взаимное восприятие сторон. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

В процессе межличностного восприятия всегда присутствуют не только представления о другом человеке, но и представления о самом себе, которые, взаимно обогащаясь, помогают взглянуть на собеседника, на самого себя как бы через призму тех образов, которые постоянно возникают во взаимодействии с различными людьми.

Соотнеся себя со своим партнером, начинаешь лучше понимать его мотивы, поступки, более адекватно реагировать на них в эмоциональном плане.

Важную роль в процессе общения и установления взаимопонимания являются такие социально-психологические явления, как: эмпатия, рефлексия, стереотипизация и др.

Эмпатия предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что переживает другой человек (собеседник), сочувственное отношение к нему.

Рефлексия процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и выводов, примерно такого типа: «я думаю, что он думает, будто я думаю…и т.д.». Т.е. содержательной стороной рефлексии является процесс мышления, охватывающий не только ход собственных мыслей, но и ход мыслей, представлений своего партнера по общению.

Здесь нужно обратить внимание на такую особенность, что, не смотря на то, что в диалоге участвует два собеседника, в него незримо оказываются вовлеченными как минимум 6 участников:

1. Субъект А, каков он есть на самом деле.

2. Субъект А¢, каким А сам себя представляет.

3. Субъект А¢¢, каким его воспринимает партнер по общению.

Аналогично и с субъектом Б.

Идеальным представляется случай, когда все три участника с каждой стороны полностью совпадают и предстают в одном лице.

Интерактивная сторона общения. В процессе общения организуется взаимодействие людей.

Особенно наглядно процесс такого взаимодействия можно увидеть, используя так называемый трансакционный анализ.

Трансакция это единица общения. Согласно теории трансакционного анализа, каждый человек в процессе общения в различных жизненных ситуациях независимо от возраста занимает одну из трех условных коммуникативных ролей или позиций: Родителя, Взрослого и Ребенка.

Позиция Родителя всегда содержит в себе некую доминанту по отношению к другим позициям, особенно Ребенка, и выражается в обязательном требовании: «Надо!» Позиция Ребенка, напротив, предполагает подчиненное ролевое поведение с сохранением права выражать только желание: «Хочу!» Позиция Взрослого может быть выражена словом: «Могу!», совмещающимся с «Хочу!» и «Надо!»

В социальной психологии описываются следующие основные типы взаимодействия людей: это отношения кооперации и конкуренции.

Отношения кооперации всегда предполагают координацию совместных усилий, включенность всех участников в процесс взаимодействия на пути к достижению поставленной цели.

Отношения конкуренции представляют собой конфликтный тип отношений участников взаимодействия, преследующих различные цели. Конфликты подразделяются на деструктивные и продуктивные.

Деструктивные конфликты приводят к полному рассогласованию сотрудничества, формируя негативные установки у их участников по отношению друг к другу.

В продуктивном конфликте при различных целях и позициях сохраняется потребность найти совместные взаимоприемлемые подходы и способы разрешения конфликта.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector