Обоснование безопасности грузоподъемной траверсы

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) грузоподъемных кранов позволяет оценить их фактическое состояние и соответствие действующим требованиям, когда техрегламентом не предусмотрена иная форма оценки. Ее осуществление доступно только тем организациям, которые обладают лицензией Ростехнадзора нового образца.

Наша компания имеет не только переоформленную лицензию, но и аттестованных по новым требованиям экспертов, которые готовы грамотно и качественно провести ЭПБ, чтобы сэкономить ваше время и денежные средства путем сокращения рисков аварий, связанных с функционированием кранов с завершающимся расчетным сроком безопасной эксплуатации.

Если же Вас интересует общая информация, перейдите в раздел экспертизы промышленной безопасности .

Краны – объекты ЭПБ

Согласно приказу Ростехнадзора №533 от 12.11.2013 г. и техническому регламенту ТР ТС 010/2011 , краны делятся на подлежащие и неподлежащие экспертизе промышленной безопасности.

Краны, требующие проведения ЭПБ:

  • Все грузоподъемные типы (башенный, козловой и прочие):
  • манипуляторы;
  • подъемники, применяемые в строительстве;
  • краны-экскаваторы, ограниченные работой с крюком, подвешенным на канате или электромагнитах;
  • сменные грузозахватные устройства и приспособления (грейферы, траверсы, захваты, стропы и прочее);
  • съемные кабины и люльки, используемые для перемещения людей.

Краны, не требующие проведения ЭПБ:

  • мостового и консольного типа грузоподъемностью до 10 т включительно,
  • стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  • стрелового типа с постоянным вылетом или без поворотного механизма;
  • мобильные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  • использующиеся в качестве тренажеров на учебных полигонах;
  • установленные на технологических машинах и используемые исключительно в целях их ремонта;
  • манипуляторы, установленные на фундаменте, и манипуляторы грузоподъемностью до 1 т. или с грузовым моментом до 4 т. м включительно;
  • грузовые подъемники для строительства;
  • мостовые краны-штабелеры;
  • краны-трубоукладчики.

Не подлежат ЭПБ краны, область применения которых связана с оборонными интересами государства и его безопасностью; атомной энергетикой (исключая ПС общепромышленного назначения); грузоподъемными устройствами с ручным приводом (лифты, канатные дороги, эвакуаторы, фуникулеры и прочие); с установкой в шахтах, на судах и других плавсредствах; с работой, исключающей применение грузозахватных устройств.

Видеокомментарий руководителя отдела промышленной безопасности грузоподъемных механизмов

Случаи, требующие экспертизы

Краны, относящиеся к категории опасных производственных объектов, подпадают под действие Федерального закона №116 . В соответствии с его положениями их ЭПБ проводится:

  1. Перед началом эксплуатации;
  2. До применения на ОПО подъемных сооружений, предназначенных для собственных нужд;
  3. По завершении расчетного срока или при превышении нагрузочных циклов, установленных производителем и указанных в техпаспорте объекта;
  4. При отсутствии расчетного срока службы, если по факту объект эксплуатируется свыше 20 лет;
  5. После конструкционных изменений объекта или замены материалов его несущих элементов;
  6. После восстановительного ремонта и устранения неисправностей, возникших по причине аварии на ОПО.

Что делают на этапе подготовки

В процессе подготовки к ЭПБ заказчик предоставляет экспертной компании технический паспорт и сведения о параметрах исследуемого грузоподъемного механизма. Он также издает внутренний приказ о проведении ЭПБ с указанием лиц, ответственных за технику безопасности и обеспечение контроля над качеством выполнения предполагаемых работ. Заказчик подготавливает пакет документов, который помимо техпаспорта включает в себя:

  1. Действующий акт сдачи-приемки в эксплуатацию кранового пути;
  2. Предыдущий акт нивелировки крановых путей, а также проверки изоляции (при ее наличии);
  3. Документы, связанные с ремонтом или реконструкцией, сертификаты металла, если он использовался;
  4. Справку о характере работ, выполняемых исследуемым объектом;
  5. Журнал, содержащий сведения о текущих ремонтах и техобслуживании;
  6. Руководство и другие документы по эксплуатации ГПМ;
  7. Акты и заключения предыдущих экспертиз.
Читать также:  Советские сверлильные станки модели

Кроме документов собственник крана или использующее его предприятие подготавливает на период проведения ЭПБ кран, грузы для тестирования и выделяет опытного оператора грузоподъемной машины.

Основные этапы

  1. На предварительном этапе экспертная компания, основываясь на законодательных требованиях, запрашивает сведения об исследуемом объекте, проектно-техническую документацию, техпаспорта, сертификаты, протоколы предыдущих испытаний и прочие материалы необходимые для проведения ЭПБ.
  2. Полученная документация исследуется в целях определения ее полноты, правдивости и соответствия требованиям промышленной безопасности. При необходимости эксперты выезжают к месту нахождения объекта для его визуального осмотра. Они наблюдают за ним в процессе функционирования и проводят его техническое обследование с помощью прогрессивных методов неразрушающего контроля.
  3. Заключение ЭПБ подготавливается экспертной компанией, излагающей в нем аргументированные выводы о соответствии/не соответствии объекта требованиям промышленной безопасности и возможности его дальнейшей эксплуатации. Для изучения выводов копия документа передается заказчику, который в течение 14 дней имеет возможность направить свои замечания экспертной компании. После согласования документ печатается в двух экземплярах, заверяется печатью и подписью руководителя экспертной компании. Затем документы прошиваются, на них указывается дата, количество сшитых страниц и один экземпляр вручается заказчику.
  4. На финальном этапе экспертным центром составляется заявление о внесении заключения ЭПБ в официальный реестр Ростехнадзора от имени предприятия-заказчика и на электронный носитель записывается экспертиза. Затем все три документа: заявление, заключение экспертизы и ее запись на электронном носителе подаются для регистрации в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения заказчика, не позднее 3 месяцев со дня подписания приказа на проведение ЭПБ. Положительному экспертному заключению присваивается индивидуальный номер, после чего выдается письмо, подтверждающее его регистрацию в официальном реестре, означающее возможность дальнейшей безопасной эксплуатации объекта.

Эксперты нашей компании, аттестованные в соответствии с новыми требованиями, готовы качественно провести экспертизу промышленной безопасности крана с регистрацией заключения в Ростехнадзоре.

Траверса — быстросъёмное приспособление для захвата груза. Применяется на подъёмных кранах для работы с различными грузами, служит промежуточным звеном между крюком крана и грузом. Позволяет избежать повреждений груза при его перемещении.

Траверсы используются в:

  • металлургии;
  • промышленности;
  • автомобилестроении;
  • сельском хозяйстве.

Декларация соответствия ЕАЭС на траверсы

Приспособления для грузоподъемных операций, в том числе траверсы, подлежат обязательному декларированию для подтверждения соответствия требованиям технического регламента:

  • ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».

Схемы декларирования:

  • 1Д, 3Д — для серийного выпуска;
  • 2Д, 4Д — для партии или единичного экземпляра;
  • 5Д — для оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, а также при невозможности проведения испытаний до установки оборудования на месте эксплуатации;
  • 6Д — для серийного выпуска (при наличии у изготовителя сертифицированной системы менеджмента).

Заявитель самостоятельно формирует комплект документов, осуществляет производственный контроль (1Д, 3Д, 5Д, 6Д), проводит испытания образцов в испытательной лаборатории (1Д, 2Д) или аккредитованном испытательном центре (1Д, 2Д, 3Д, 4Д), получает и регистрирует декларацию.

Получить декларацию ЕАЭС может любой резидент Евразийского экономического союза. Срок действия декларации может распространятся на конкретное количество траверсов, либо при серийном выпуске, от 1 года до 5 лет. Заявителю необходимо протоколы испытаний, протоколы исследований, сертификаты типа (при схеме 5Д) и другие доказательные материалы, которые использовались при декларировании, сохранить у себя в течении 10 лет.

Классификация траверсов по кодам ОКП и ТН ВЭД

Коды по ОКП:

  • 457700 Оборудование гаражное для автотранспортных средств и прицепов;
  • 522523 Траверсы строительные.
Читать также:  Геометрические параметры фрезы концевой

Коды в ТН ВЭД:

  • из группы 8428 Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие;
  • 8425 19 000 9 прочие;
  • 8426 99 000 0 прочие;
  • 8431 39 000 0 прочие;
  • 8431 49 800 9 прочие.

Обоснование безопасности грузоподъемной траверсыПодъём и безопасное перемещение крупногабаритных грузов при помощи одного крюка мостового крана либо кран-балки во многих случаях опасно из-за возможного соскальзывания стропы или захвата с гнезда крюка. В этих ситуациях используются различные грузоподъёмные траверсы, являющиеся промежуточным приспособлением между крюком и грузом.

Классификация траверс и варианты их исполнения

Классификация грузоподъёмных траверс может быть выполнена в соответствии с положениями РД 36-62-00, в котором устанавливаются требования по материалам, из которых должны производиться траверсы, а также по технологии их производства. Поскольку область применения грузоподъёмных траверс весьма разнообразна, то большинство производителей разрабатывает конструкции данных устройств под конкретные требования заказчика.

Специального ГОСТа на все виды траверс нет, но, согласно отраслевым ТУ, для всех конструкций должны оговариваться условия их эксплуатации при внешних температурах окружающего воздуха, а также порядок безопасного обслуживания и сроки осмотра.

Безопасность работ с использованием грузоподъёмных траверс обеспечивается совокупным действием следующих факторов:

  1. Снижением (а то и полным снятием) растягивающих усилий, действующих на груз – эти усилия воспринимаются траверсой.
  2. Уменьшением угла между стропами, что уменьшает вероятность их разрушения.
  3. Удобств манипулирования краном при сложных траекториях перемещения груза, что особенно касается грузов с пониженной жёсткостью – автомобилей, бетонных конструкций и пр.
  4. Уменьшением вероятности опрокидывания груза при больших ветровых нагрузках.

Обоснование безопасности грузоподъемной траверсы

Виды траверс определяются:

  • Количеством точек зацепления строп. По этому параметру различают пространственные и плоские конструкции. Первый вариант применяется при транспортировке таких грузов как пачки листового металла или стеновые бетонные панели, где требуемое количество строп обычно не более двух. Грузоподъёмные траверсы пространственного типа предназначены для перемещения полногабаритного оборудования и машин, где необходимое число строп не должно быть менее четырёх;
  • Способом присоединения к крановому крюку. Это могут быть проушины, кронштейны или косынки. К качеству такого соединения предъявляются особые требования: оно может быть сварным или сборным, но в любом случае периодически подвергается проверке с целью выявления возможных трещин, очагов коррозии или люфтов в соединении;

Обоснование безопасности грузоподъемной траверсы

  • Требуемой жёсткостью. Плоскостные траверсы производятся в виде ферм или балок. Для их изготовления применяется профильный прокат – трубы, швеллеры или уголки. Преимущество таких приспособлений – малая парусность, что особенно важно при работе на открытых площадках. Объёмные в плане траверсы изготавливают их квадратных или прямоугольных труб, что объясняется относительно малым весом конструкции при значительном моменте сопротивления сечения;
  • Способом фиксирования строп в самой траверсе. В частности, для возможности поворота груза в процессе его перемещения изготавливают поворотные, балансирные траверсы, которые обеспечивают поворот огибающих роликов в пространстве строповыми канатами. Это облегчает манипулирование грузом. Балансирные траверсы используются также при совместном подъёме груза двумя кранами, ими можно поднимать грузы, точки зацепления которых по вертикали неодинаковы. При отсутствии таких требований грузоподъёмные траверсы выпускают в неповоротном варианте.

Обоснование безопасности грузоподъемной траверсы

Плоскостные и пространственные грузоподъёмные траверсы

Ввиду сниженной жёсткости таких устройств их длина не должна превышать 3,5…4 м. Линейные траверсы в виде балок состоят из четырёх частей – собственно балки (в пазах которой перемещаются грузовые кольца строп), двух консольно расположенных связей, опорной стойки и подвески. Количество строп может варьироваться от двух до четырёх (последний вариант используется в том случае, если траверса – балансирная). Иногда на консолях таких траверс предусматривают гнёзда под установку дополнительных секций, но это рекомендуется лишь при подъёме габаритных грузов малого веса, и лишь внутри помещений. Безопаснее в таких случаях применять не составные, а цельные траверсы.

Читать также:  Горизонтально сверлильный станок 2р82

Обоснование безопасности грузоподъемной траверсы

Линейные грузоподъёмные траверсы трубного типа конструктивно проще. Они представляют собой горизонтальную балку, к противоположным концам которой монтируются две стальные передвижные обоймы под стропы. Противоположный конец стропа прикрепляется к проушине, приваренной к верхней плоскости трубчатой балки.

Обоснование безопасности грузоподъемной траверсы
Грузоподъёмность плоских траверс ограничивается 4…6 т, однако выпускаются и особые конструкции таких приспособлений, позволяющие увеличить допускаемую нагрузку до 8…12 т. Обоймы траверс в этом случае – треугольные, причём в каждой точке треугольника имеются захваты, которые позволяют разнести по ширине точки прикрепления строп.

Надёжность линейных траверс зависит от способа захвата груза. Применяются следующие типы захватов:

  1. Пальцевые, предназначенные для перемещения длинномерных грузов, круглых в плане.
  2. Вильчатые, которыми удобно перемещать пакетированные грузы с хотя бы одной гладкой плоскостью.
  3. Грейферные, при помощи которых возможно перемещение высоких длинномерных конструкций, с последующим механическим расцеплением.
  4. Рычажно-эксцентриковые, которые фиксируют транспортируемый груз с помощью возникающих сил трения. Их можно изменять в зависимости от веса груза.

Маркировка плоских траверс – 2СКТ, 2СКТ (тип В), 3СКТ. В траверсах 2СКТ подъём выполняется за центральную часть, в 2СКТ (тип В) – за две противоположные точки, траверсы типа 3СКТ (только трубного исполнения) снабжаются регулируемыми по размерам обоймами.

Обоснование безопасности грузоподъемной траверсы

Пространственные траверсы обычно маркируются 4СКТ, 5СКТ, 6СКТ, 7СКТ или 8СКТ. Маркировка 4СКТ соответствует траверсам т-образного типа, которые поднимают груз за три точки. Траверсы типа 5СКТ имеют н-образное исполнение, которое позволяет захватывать груз за четыре и более точек опоры. Исполнения 6СКТ и 7СКТ различаются лишь допускаемыми нагрузками на элементы траверс: для 7СКТ такие нагрузки могут быть выше, поскольку средняя часть приспособления дополнительно усиливается стальной растяжкой. Такие траверсы иногда называют траверсами – спредерами.

Пространственные траверсы имеют рамный тип, а потому считаются наиболее надёжными. Их преимуществом является также разнообразие креплений и захватов.

Траверсы 8СКТ изготавливаются разборными. При соединении нескольких элементов в сборе такие приспособления могут поднимать груз весом до 16 т, и размерами более 10 м. Всё зависит от возможностей крана и условий, в которых он действует.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector