Класс точности в машиностроении

Посадки группируются по классам точности, которые относятся к размерам от 1 до 500 мм.

Стандартами установлены семь основных классов точности: 1, 2, 2а, 3, За, 4 и 5 (табл. 1).

Посадки 1-го класса точности применяют при изготовлении точных деталей и точных инструментов.

Посадки 2-го и 2а классов точности применяют, когда требования к однородности посаок меньше, чем по 1-му классу.

Посадки 3-го и За классов точности — при изготовлении деталей с большими допусками в общем машиностроении.

Посадки 4-го и 5-го классов точности — при изготовлении грубых деталей и выполнении заготовок инструментов.

В табл. 2 приведены классы точности и посадки, применяемые при изготовлении деталей штампов для холодной штамповки и пресс-форм для переработки пластмасс.

1. Виды посадок и их обозначение

Посадки в системе отверстияКлассы точности
1-й2-й3-йЗа4-й5-й
Прессовая 1-яПР11Пр13
Прессовая 2-яПр21Пр23
Прессовая 3-яПр33
ГорячаяГр
ПрессоваяПp
ЛегкопрессоваяПл
ГлухаяГ1ГГ
ТугаяТ1ТТ
НапряженнаяН1НН
ПлотнаяП1ПП
СкользящаяС11С-ВСС33СС44C55
ДвиженияД1Д
ХодоваяX1XХ3Х4Х5
ЛегкоходоваяЛЛ4
ШирокоходоваяШШ3Ш4
Тепловая ходоваяТх

2. Классы точности и посадки, применяемые для деталей штампов холодной штамповки и пресс-форм

Степень точности размеров той или иной детали задается указанным в чертеже классом точности. ГОСТ на допуски и посадки устанавливает 13 классов точности: 1, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Самым точным является класс 1, а в последующих (в порядке возрастания) классах точность снижается. Допуск на изготовление деталей по 1-му классу самый узкий, а предельные размеры близки к номинальному. В других классах допуск постепенно увеличивается. Классы точности 7, 8, 9, 10 и 11 имеют сравнительно большие допуски и обычно устанавливаются на свободные размеры деталей, не предназначенных для сопряжения.

В каждом классе точности ГОСТ устанавливает перечень возможных посадок для систем отверстия и вала. В соответствующих таблицах допусков и посадок по классам точности даются отклонения на размеры вала и отверстия для любого номинального размера. ГОСТ устанавливает также порядок обозначения посадок и классов точности на чертежах. Посадка обозначается буквами, стоящими справа от номинального размера, а класс точности выражается цифровым индексом у соответствующей буквы. Если буквенные обозначения не имеют цифровых индексов, это значит, что размер должен быть выполнен по 2-му классу точности. Необходимо помнить, что в числителе всегда ставят цифру, относящуюся к отверстию, а в знаменателе — цифру, относящуюся к валу. Например, если на чертеже дано обозначение 50х33, это означает, что номинальный размер сопряжения 50 мм, посадка выполняется по системе отверстия по 3-му классу точности, а вал обрабатывается с допуском, соответствующим ходовой посадке по 3-му классу точности. При этом значения отклонений для вала и отверстия выбирают по таблице допусков 3-го класса точности для системы отверстия по номинальному размеру 50 мм. Для рассматриваемого примера отклонения соответствуют: для основного отверстия 50+0,05, а для вала 50—0,032—0,1. Пример обозначения 40ПВ показывает, что номинальный размер сопряжения 40 мм, посадка осуществляется по 2-му классу точности в системе вала, а отверстие выполняется с отклонением для плотной посадки (П) по 2-му классу точности. По соответствующей таблице допусков в системе вала для 2-го класса точности находим по номинальному размеру 40 мм следующие значения: для вала размер 40—0,017, для отверстия 40+0,018—0,008 . (В таблицах допусков предельные отклонения обозначают в микронах; 1 мкм = 1/1000 миллиметра).

Читать также:  Как проверить ток зарядки аккумулятора мультиметром

Работоспособность деталей зависит не только от точности размеров, но и от степени обработки их поверхностей. При любом виде обработки на поверхности детали остаются следы инструмента, которым она обрабатывается, т. е. некоторая шероховатость.

ГОСТ 2789—73 устанавливает 14 классов шероховатости. Классы с 1-го по 6-й содержат только один разряд, а все остальные — три разряда. Параметрами шероховатости являются: Ra—среднее арифметическое отклонение профиля и Rz— высота неровностей профиля по десяти точкам. Оба параметра измеряются в микронах; для классов с 1-го по 5-й, 13-го и 14-го установлен параметр Rz, а для остальных Ra.

Значение параметра шероховатости указывают в обозначении шероховатости: для параметра Ra — без символа (например, 0,5); для параметра Rz — после символа (например, Rz32).

При указании диапазона шероховатости в обозначении шероховатости приводят пределы значения параметра, размещая 1,00 0,080 их в две строки: 1,00 0,63. Чем выше класс шероховатости, тем лучше обработка поверхности.

Вопросы для повторения
1. Что такое взаимозаменяемость деталей и каково ее значение при ремонте судовых механизмов?

2. Что такое допуск, отклонение, класс точности? Какие классы точности приняты в машиностроении?

3. Что называется посадкой? Каковы основные виды посадок?

4. Что такое система отверстий и система вала и в чем их различие?

5. Какое значение имеет чистота обработки (степень шероховатости) поверхностей деталей?

Класс точности в машиностроении

Класс точности в машиностроении

До́пуск (машиностроение) — разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями параметров (размеров, массовой доли, массы), задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства. Назначается (выбирается) исходя из технологической точности или требований к изделию (продукту). Любое значение параметра, оказывающееся в заданном интервале, является допустимым.

В Российских стандартах допуск — абсолютная величина.

Содержание

Обозначения [ править | править код ]

  • Допуск IT = International tolerance;
  • Верхние и нижние отклонения, ES = Ecart Superieur, EI = Ecart Interieur,
  • Для отверстий большие буквы (ES, D), для валов малые (es, d).

Класс точности в машиностроении

Термины [ править | править код ]

  • Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. п.) в выбранных единицах измерения.
  • В машиностроении существует три вида размеров:
  • Номинальный размер — размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяются предельные размеры. Обозначается нижним индексом н справа от обозначения размера: Dн, dн, Lн, lн, Bн, bн — номинальные диаметры, соответственно отверстия, вала, номинальные длины, соответственно отверстия, вала, номинальные ширины, соответственно отверстия, вала, и т. д. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Номинальный размер определяют, исходя из функционального назначения детали или узла, в результате расчета деталей на прочность и т. д., и указывают на чертеже.
  • Действительный размер — размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью. Обозначается нижним индексом д справа от обозначения размера: Dд, dд, Lд, lд, Bд, bд — действительные диаметры, соответственно отверстия, вала, действительные длины, соответственно отверстия, вала, действительные ширины, соответственно отверстия, вала, и т. д.
  • Предельные размеры — два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший — наименьшим предельным размером. Обозначают предельные размеры нижними индексами справа от обозначения размера max и min: Dmax, dmax, Lmax, lmax, Bmax, bmax — наибольшие предельные диаметры, соответственно отверстия, вала, наибольшие предельные длины, соответственно отверстия, вала, наибольшие предельные ширины, соответственно отверстия, вала, и т. д.; Dmin, dmin, Lmin, lmin, Bmin, bmin — наименьшие предельные диаметры, соответственно отверстия, вала, наименьшие предельные длины, соответственно отверстия, вала, наименьшие предельные ширины, соответственно отверстия, вала, и т. д.
  • Отклонение размера — алгебрарическая разность между этим размером (действительным или предельным) и соответствующим номинальным размером.
  • Верхнее предельное отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
  • для отверстия ES = Dmax— Dн
  • для вала es = dmax— dн
  • Нижнее отклонение EI, ei — алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
  • для отверстия EI = Dmin— Dн
  • для вала ei = dmin— dн
  • Действительное отклонение — алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.
  • для отверстия Eд= Dд— Dн для вала eд= dд— dн Отклонения, в отличие от размеров, которые всегда выражаются положительными числами, могут быть и положительными (со знаком плюс), если размер больше номинального, и отрицательными (со знаком минус), если размер меньше номинального. Если размер равен номинальному, то его отклонение равно нулю.
  • Основное отклонение — одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
  • Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Отрицательные отклонения откладываются внутрь детали, положительные — наружу.
  • Допуск Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями. Допуск является абсолютной величиной без знака.
  • Стандартный допуск IT — любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.
  • Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.
  • Квалитет (степень точности) — совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.
  • Единица допуска i, I — множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска. i — единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I — единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм.
  • Вал — термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
  • Отверстие — термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
  • Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю.
  • Основное отверстие — отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.
  • Посадка — характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
  • Номинальный размер посадки — номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
  • Допуск посадки — сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
  • Зазор — разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала.
Читать также:  Пресс механический для макулатуры

Линейные размеры, углы, качество поверхности, свойства материала, технические характеристики [ править | править код ]

Линейные размеры, углы, качество поверхности, свойства материала, технические характеристики указываются:

  1. в виде числового значения допуска;
  2. в виде двух предельных отклонений между которыми находится действительный размер ( ∅ 30 − 0 , 11 + 0 , 31 , 50 + 0 , 2 , 60 ∘ ± 3 ′ <displaystyle varnothing 30_<-0,11>^<+0,31>,

60^<circ >pm 3′>Класс точности в машиностроении) ;
сочетанием букв (буквы) основного отклонения и номера квалитета ( ∅ 40 H 7 , 20 k 6 , 36 J S 7 <displaystyle varnothing 40H7,

36JS7>Класс точности в машиностроении);

  • в виде наибольшего и наименьшего предельных значений;
  • знаком «больше или равно» ( ≥ <displaystyle geq >Класс точности в машиностроении) или «меньше или равно» ( ≤ <displaystyle leq >Класс точности в машиностроении);
  • процентом.
  • Для устранения излишнего многообразия числовые величины рекомендуют приводить в соответствие (например, округлять расчетные значения) с предпочтительными числами. На основе рядов предпочтительных чисел разработаны ряды нормальных линейных размеров (ГОСТ 6636-69) [1] .

    Нормальные линейные размеры, мм:

    3,23,43,63,84,04,24,54,85,05,3
    5,66,06,36,77,17,58,08,59,09,5
    1010,51111,5121314151617
    18192021222425262830
    3234/35 [2]3638404245/474850/5253/55
    5660/6263/6567/7071/727580859095
    100105110120125130140150160170
    180190200210220240250260280300
    320340360380400420450480500530
    560600630670710750800850900950

    Предельное отклонение угла конуса [ править | править код ]

    Предельное отклонение угла конуса:

    • если конус задан конусностью — обозначается символами A T D <displaystyle AT_>Класс точности в машиностроениии числовым значением степени точности;
    • если конус задан углом — обозначается символами A T α ′ <displaystyle AT’_<alpha >>Класс точности в машиностроениии числовым значением степени точности.
    Читать также:  Д814б характеристики и аналоги

    Допуск формы и расположение поверхностей [ править | править код ]

    Допуск формы и расположение поверхностей указывается в виде условных обозначений (графически с числовым значением допуска) или текстом.

    Знаки видов допусков форм и расположения поверхностей

    Группа допускаВид допускаЗнак
    Допуск формыДопуск прямолинейностиКласс точности в машиностроении
    Допуск плоскостностиКласс точности в машиностроении
    Допуск круглостиКласс точности в машиностроении
    Допуск цилиндричностиКласс точности в машиностроении
    Допуск профиля продольного сеченияКласс точности в машиностроении
    Допуск расположенияДопуск параллельностиКласс точности в машиностроении
    Допуск перпендикулярностиКласс точности в машиностроении
    Допуск наклонаКласс точности в машиностроении
    Допуск соосностиКласс точности в машиностроении
    Допуск симметричностиКласс точности в машиностроении
    Позиционный допускКласс точности в машиностроении
    Допуск пересечения осейКласс точности в машиностроении
    Суммарный допуск формы и расположенияДопуск радиального биения, торцового биения, биения в заданном направленииКласс точности в машиностроении
    Допуск полного радиального биения, полного торцового биенияКласс точности в машиностроении
    Допуск формы заданного профиляКласс точности в машиностроении
    Допуск формы заданной поверхностиКласс точности в машиностроении

    Квалитет [ править | править код ]

    Квалитет (в русском от нем. Qualität , которое от лат. qualitas — качество) — характеристика точности изготовления изделия (детали), определяющая значения допусков.

    Квалитет является мерой точности. С увеличением квалитета допуск увеличивается, а точность понижается.

    • Допуск по квалитету обозначается буквами IT с указанием номера квалитета, например IT8 — допуск по 8-му квалитету.
    • Квалитеты с 01 до 4-го используются для изготовления калибров и контркалибров.
    • Квалитеты от 5-го до 12-го применяют для изготовления деталей, образующих сопряжения — относительные положения составных частей изделия, характеризуемые соприкосновением их поверхностей или зазором между ними, заданными конструкторской документацией. Примером таких сопряжений могут быть, ГЦС — гладкие цилиндрические соединения).
    • Квалитеты от 13-го до 17-го используют для параметров деталей, не образующих сопряжений и не оказывающих определяющего влияния.
  • Основная закономерность построения допусков размеров (допуск обозначается IT = International tolerance),
    • IT, мкм = K * i,
    • где K — квалитет (число единиц допуска), i — единица допуска, мкм.
    • На диаметры от 1 до 500 мм единица допуска функционально связана с номинальным размером i = 0.45 D 3 + 0.001 D <displaystyle i=0.45<sqrt[<3>]>+0.001D>Класс точности в машиностроении, мкм.
    • Соответствующие значения допуска регламентируются стандартом на допуски и посадки (Limits and Fits) ISO 286-1:2010 [3] , а также ГОСТ 25346-89. [4] .
    • Значение допусков для размеров основного отверстия до 500 мм:

      Оцените статью
      Добавить комментарий

      Adblock detector