Как разобрать перфоратор штурм

Содержание
  1. Поэтапная разборка перфоратора своими руками
  2. Что может послужить поводом для разборки перфоратора
  3. Как правильно разбирать редуктор перфоратора
  4. Как разбирать перфоратор для его смазки
  5. Как правильно разбирать патрон инструмента
  6. Рекомендации по разборке и сборке перфоратора
  7. Основные неисправности перфоратора и их внешние признаки
  8. Механические поломки
  9. Неисправности в редукторе
  10. Неисправность патрона
  11. Неисправен переключатель режимов
  12. Электрические неисправности
  13. Отсутствие напряжения в питающей сети, обрыв кабеля
  14. Неисправность кнопки пуска
  15. Стирание щеток
  16. Поломка регулятора оборотов
  17. Неисправность мотора
  18. Необходимые инструменты и материалы
  19. Быстрый поиск поломки
  20. Правила работы или как оградить устройство от поломок
  21. Ремонт своими руками
  22. Ремонт бочкового перфоратора
  23. Замена кнопки включения
  24. Замена щеток
  25. Замена подшипников
  26. Замена патрона
  27. Ремонт пьяного подшипника
  28. Ремонт растровой втулки и ударного болта
  29. Замена гильзы
  30. Устройство перфоратора и его механизм
  31. Диагностика неисправностей перфоратора
  32. Сбои в механической части: коронка не вытаскивается из ствола, бур не долбит, сверло не вращается и другие
  33. Сбои в электрике: не вращается мотор, искрят щётки на коллекторе и прочие виды поломок
  34. Порядок разборки и сборки устройства
  35. Снятие патрона
  36. Видео: как извлечь застрявший в патроне бур
  37. Демонтаж переключателя режимов
  38. Как проверить кнопку пуска и щётки
  39. Как разобрать электродвигатель
  40. Как разобрать и проверить редуктор: как снять пластиковый корпус, вынуть «пьяный подшипник» и другие элементы
  41. Видео: как починить перфоратор и заменить ударный болт
  42. Возможные неисправности, причины их появления и способы устранения
  43. Перфоратор не бьёт
  44. Перфоратор не крутится и не сверлит
  45. Бур не держится в патроне и вылетает
  46. Видео: почему вылетают свёрла из перфоратора
  47. Искрят щётки
  48. Перфоратор сильно греется
  49. Перфоратор не держит патрон
  50. Замена основных узлов перфоратора
  51. Как сменить подшипники
  52. Как меняется кнопка пуска
  53. Как вытащить и поменять щётки
  54. Как произвести ззамену патрона
  55. Особенности в ремонте бочкового перфоратора
  56. Видео: как отремонтировать перфоратор с вертикальным расположением двигателя
  57. Повседневный уход и хранение перфоратора

Перфоратор — это инструмент, который требует серьезного отношения во время его эксплуатации и разборки. Для этого необходимо знать его устройство, все узлы, входящие в конструкцию инструмента. Быстрая ориентация в приборе и знание о том, как разобрать перфоратор, позволит избежать лишних расходов как в финансовом плане, так и в трудовом отношении.

Как разобрать перфоратор штурм

Перфоратором, в отличие от обычной дрели, можно без проблем сверлить бетон и другие прочные материалы.

Любой, даже самый незначительный, сбой в работе прибора может привести к поломкам более серьезного характера. Быстро отыскать поломку инструмента позволит его поэтапная разборка. Важно знать причину поломки и способы, которые позволят ее устранить. Разборка инструмента предполагает соблюдение определенной последовательности.

Поэтапная разборка перфоратора своими руками

Для начала осматривается верхний узел перфоратора, который разбирают в первую очередь на составляющие. Съем всех деталей производят в следующем порядке:

Когда снята последняя деталь, потребуется выкрутить все винтики, удерживающие корпус. Далее снимают накладку на ручку при ее наличии, после чего требуется отсоединить от стартера каждый провод. Затем производят извлечение щеткодержателя.

Как разобрать перфоратор штурм

Схема устройства перфоратора.

На следующем этапе разъединяют редуктор и корпус до появления зазора, через который следует извлечь переключатель. Далее прибор следует зафиксировать в вертикальном положении с использованием тисков. Это позволит достать из него все детали.

Можно воспользоваться услугами соответствующего сервиса для разборки перфоратора. Делая это самостоятельно, можно сэкономить массу времени и финансовых средств на ремонт оборудования. Во время выполнения работ следует придерживаться поэтапной инструкции:

  1. Разборку начинают с верхнего узла, предварительно сняв наконечник, шайбу, а в конце — пружину с шариком.
  2. Когда шарик снят, можно начинать выкручивание винтиков, которые позволяют удерживать корпус.
  3. После этого снимают накладку на ручку при ее наличии, затем следует отсоединить каждый из проводов стартера.
  4. Извлекают щеткодержатель.
  5. Разъединяют редуктор с корпусом до образования зазора, чтобы можно было извлечь переключатель.

Как разобрать перфоратор штурм

Режимы работы перфоратора.

Заключительный этап разборки перфоратора предполагает вертикальную фиксацию инструмента с применением тисков, затем из него достают все детали и запчасти.

Производить разборку инструмента следует с предельной внимательностью, поскольку обязательно требуется запомнить места расположения отдельных деталей и последовательность их извлечения. Следует выбрать специальное место для них, иначе они могут потеряться, закатившись куда-либо, а перфоратор так и не будет отремонтирован.

Что может послужить поводом для разборки перфоратора

Если даже перфоратор находится в исправном состоянии, то его все равно необходимо периодически прочищать для профилактики. С этой целью прибор разбирают, заменяя при этом изношенные детали. Процесс разборки инструментов от разных изготовителей примерно одинаков, за исключением некоторых нюансов.

Перед осуществлением разборки прибора устанавливаются причины поломок, которые могут зависеть и от поверхности устройства. Например, очень часто отмечается неудовлетворительное состояние пластмассового пыльника на патроне вследствие его износа.

Как разобрать перфоратор штурм

Причинами разборки перфоратора могут служить нестабильность работы, запах гари, странные звуки при работе инструментом.

Это является причиной потери стопоров. Чтобы проблема была предотвращена, необходимо в процессе работы с инструментом пользоваться длинными сверлами.

Основными предпосылками для осуществления ремонта прибора и его разборки могут являться следующие:

  1. Нестабильность работы инструмента.
  2. Возникновение странных звуков при включении прибора.
  3. Появление запаха гари.
  4. При отсутствии видимых причин прибор не долбит.

При выявлении данных признаков неисправностей встает вопрос о необходимости ремонта прибора.

Как правильно разбирать редуктор перфоратора

Следует с большой аккуратностью развести в разные стороны редуктор с корпусом прибора, чтобы между ними образовалась щель, составляющая от 30 до 50 мм. Для начала следует перевести переключатель в положение «удар со сверлением», только затем осуществляют снятие переключателя. После этого снимают корпус с редуктора.

Редуктор является элементом, передающим вращение патрону от электродвигателя. Это связано с приведением ударного механизма в рабочее состояние. В редуктор входит набор шестерен, которые имеют различную форму. Она может быть цилиндрической, червячной или конической.

Как разобрать перфоратор штурм

Разборка редуктора перфоратора: 1 — кольцо специальное, 2 — втулка освобождающая, 3 — кольцо, 4 — шарик, 5 — пружина. Щит подшипника из кожуха: 22 — замыкающая пружина, 29 — кольцо, 30 — пружина, 31 — фиксатор.

Узел прибора, включающий редуктор, имеет электронное устройство, которое способно регулировать число оборотов. Также им регулируется частота ударов. Данному элементу необходим периодический осмотр, смазка и замена изношенных деталей. Перед разбором редуктора перфоратора разбирают патрон, затем следует осуществить отсоединение рычага, переключающего режимы. Для этого может понадобиться плоская отвертка.

Например, чтобы отремонтировать якорь редуктора либо его статор, на задней крышке инструмента откручивают три болта и снимают крышку. Инструмент должен быть отключен от электросети перед началом работ. Обязательно обращают внимание на состояние щеток. Вместе с тем требуется прозвонить кнопку включения и кабель.

При обнаружении пробоя после прозвона переходят к осмотру кабеля, так как следует проверить, имеются ли в нем перегибы. При отсутствии визуальных повреждений проверяют каждую жилку кабеля, раскрутив его. После проникновения внутрь редуктора следует сделать осмотр таких деталей и запчастей, как:

Как разобрать перфоратор штурм

Поэтапная разборка и смазка перфоратора пистолетного типа.

Важно обратить особое внимание на зубчики шестерни. При обнаружении изношенных элементов их заменяют новыми составляющими. Если они отсутствуют, то производят тщательную чистку с применением уайт-спирита либо бензина.

Необходимо отметить, что производить ремонт перфораторов легкого класса не настолько сложно, как более серьезное оборудование, в котором разбираются только профессионалы. Выбирая инструмент любого класса, лучше приобрести модель, которая имеет пылесос. Данное устройство позволяет экономить время, которое уходит на чистку инструмента. Поскольку количество пыли будет наименьшим, то использование инструмента будет безопаснее.

Другой проблемой является пробой обмоток, что тоже связано с появление пыли. В данном случае инструмент разбирают, если требуется тщательная очистка и замена всех элементов, которые нельзя отремонтировать.

Как разбирать перфоратор для его смазки

Для профилактики устройство требуется очищать раз в две недели, пропитывая его с использованием лака либо смазки. Выбор смазочного материала производится очень внимательно. Основные правила, которые необходимо помнить при осуществлении смазки:

Как разобрать перфоратор штурм

Виды насадок и удлинителей для перфоратора.

  1. Следует покупать раствор, который произведен тем же изготовителем, что и сам перфоратор.
  2. Можно воспользоваться маслом, применяемым для дизельного двигателя, если не имеется лака либо специального масла.
  3. Необходимо производить замену щеток, которые чаще подвергаются износу.

Подвергать разборке перфоратор для замены щеток необходимо даже в том случае, если инструмент представляет собой достаточно дорогую модель. Для замены щеток перфоратор разбирают по тому принципу, который описан выше. После этого находят щетки, которые изношены, удаляют их из конструкции, ставят на место другие.

Лучше всего использовать угольно-графитовые щетки, которые являются оптимальным и не слишком дорогим вариантом. Применяют графитовые щетки, которые отличает долгий срок службы. Угольные служат относительно недолго, но с другими частями перфоратора они контактируют на качественном уровне.

Как правильно разбирать патрон инструмента

Вначале необходимо определить вид патрона перфоратора, установленного в приборе. Различные модели оснащают разными патронами, которые могут являться цанговыми SDS, быстроразжимными и кулачковыми. При наличии кулачкового патрона для крепления сверла служит ключ, которого нет в цанговых и быстроразжимных.

Как разобрать перфоратор штурм

Порядок разборки перфоратора: стук по головке винта для ослабления, откручивание винта отверткой, зажим патрона в тисках и прокручивание шпинделя.

Начиная осуществлять замену патрона, обязательно изучают способ крепления детали. Крепление может производиться с помощью шпинделей либо винтовых стержней. При сильно крепкой фиксации невозможно не использовать дополнительное оборудование.

В качестве простого способа замены можно обойтись молотком, отверткой либо ключом. Разбирая патрон инструмента, осуществляют следующие виды действий:

  1. Для ослабления фиксации винта требуется постучать по его головке.
  2. Необходимо открутить винт, используя отвертку.
  3. Патрон зажимают в тисках и прокручивают шпиндель.
Читать также:  Печь из двух газовых баллонов длительного горения

Рекомендации по разборке и сборке перфоратора

Для устранения неисправностей инструмента своими руками все действия должны осуществляться согласно определенному порядку:

Как разобрать перфоратор штурм

Если при визуальном осмотре перфоратора не видно поломок, то следующим этапом является его разборка.

  1. Требуется предельно внимательно снять рычаг переключателя, поскольку неправильная разборка может быть связана с поломкой хрупких деталей.
  2. Производится отсоединение резинового колпачка, который иногда меняют, чтобы защитить ствол прибора.
  3. При наличии разборного патрона необходимо действовать следующим образом:
  • снять щетки;
  • отвинтить винты;
  • снять корпус;
  • разобрать распадающиеся запчасти и детали;
  • сделать последующий осмотр;
  • сделать замену неисправных элементов и их последующую смазку.

Зачастую патрон инструмента разбирают, производя отладку либо замену деталей и запчастей, смазку или чистку.

Разборку производят на основе знания конструкций патронов. Когда инструмент находится в разобранном состоянии, то всегда возникает вопрос о том, как его можно собрать. Это делается по инструкции, объясняющей, как разобрать прибор, только в обратной последовательности.

Электрический перфоратор – это, пожалуй, самое популярное устройство, которое применяю на стройке, ремонте и пр.

Этот инструмент эксплуатируется в довольно жестких условиях – вибрация, повышенная запыленность, скачки напряжения и другие. Все это, рано или поздно приводит к тому, что инструмент выйдет из строя и потребует ремонта.

Электрический перфоратор – это сложное инженерное изделие, которое состоит из узлов, обеспечивающих движение патрона, с установленным в нем буром. По сути, перфоратор – это устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую.

Как разобрать перфоратор штурм

Основные неисправности перфоратора и их внешние признаки

В зависимости от условий эксплуатации в этом устройстве могут возникать неполадки, как в механической, так и в электрической части.

Схема перфоратора довольно близка к электрической дрели. Одно из отличий заключается в том, что вместообыкновенной зубчатой пары, передающей крутящий момент на инструмент, в перфораторе смонтирован полноценный редуктор. Он предназначен для преобразования крутящего момента, создаваемого на электрического двигателя в возвратно-поступательное движение патрона.

Как разобрать перфоратор штурм

Неполадки, требующие ремонта, могут возникнуть, практически в любом узле устройства. Но перед тем, как начинать ремонт требуется диагностировать поломку и выявить причины, приведшие к ее появлению.

Следует отметить, что выявление поломки не составляет особого труда, но иногда для этого приходится разбирать корпус перфоратора.

Как и любое техническое устройство, электрический перфоратор обладает некоторыми слабыми местами в конструкции. Именно они и являются причиной возникновения поломок, требующие ремонта. Нередки случаи, когда перфоратор выходит из строя по вине, рабочего, который его эксплуатирует на запредельных режимах и с нарушением правил эксплуатации.

Необходимо понимать, что основные неисправности возникают в электрической или механической части. В механической части чаще всего случаются следующие неполадки:

  • устройство не выполняет свои основные функции – сверление и бурение;
  • заедание бура в патроне;
  • насадка не устанавливается в патроне;
  • посторонние шумы при работе устройства.

Как разобрать перфоратор штурм

В электрике чаще всего проявляются следующие дефекты:

  • не работает двигатель;
  • излишнее искрение щеток;
  • появление гари или запаха горелой изоляции.

Начало ремонта начинают с очистки корпуса устройства. Это необходимо, как минимум для того, чтобы грязь не попала в разобранный перфоратор.

Механические поломки

При ремонте электрического перфоратора часто возникает потребность в его разборе. Но перед тем, как его начать, надо лишний раз убедиться в том, что неполадки возникли именно в механической части устройства. Разберем подробно, какие неполадки встречаются и как их можно устранить

Неисправности в редукторе

Несвоевременное обслуживание, некачественно выполненный ремонт, эксплуатация перфоратора в запредельных режимах может привести к тому, что из строя может выйти любая деталь, входящая в состав этого механизма. Для выявления дефектов редуктора необходимо выполнить его разборку, промыть детали и после этого выполнить тщательный их осмотр.

Как разобрать перфоратор штурм

Выявленные поврежденные детали необходимо заменить на новые. Затем выполнить сборку редуктора, разумеется, в него требуется уложить смазку. Кстати, марка смазки, должна быть указана в руководстве по эксплуатации.

Неисправность патрона

Если насадка не входит в рабочее положение, то скорее всего причина кроется в патроне. Для устранения этого дефекта нет нужды в разборке инструмента. Как правило, помехи для установки насадки заключаются в том, что внутрь патрона попал какой-либо мусор.

Неисправен переключатель режимов

Для выявления неисправностей в устройстве переключения режимов перфоратор все же придется разбирать. В принципе, дефект можно выявить путем тщательного осмотра механизма переключения.

Как разобрать перфоратор штурм

Ремонт переключателя режимов

В принципе, перечислены основные узлы, в которых чаще всего возникают поломки и требуют ремонта. Между тем существует еще несколько видов дефектов, которые могут возникать по разным причинам. Например, отсутствует режим ударного молотка. То есть, бур вместе с патроном вращается, но ударного действия на рабочую поверхность не оказывает. Чаще всего причиной, в таком случае, выступает плавающий подшипник. Другой причиной этой неисправности может стать повреждение стального бойка. В обоих случаях требуется замена дефектной детали.

Нередки случаи, когда при включении инструмента, двигатель работает, но патрон не вращается. Это происходит чаще всего потому, что заклинило редуктор. Кстати, долго держать перфоратор во включенном состоянии, при неработающем патроне недопустимо, может сгореть обмотка двигателя. Перфоратор придется разбирать и устранять дефекты в редукторе. Они могут быть вызваны или повреждением шестерен, или попаданием в него мусора.

Еще один дефект заключается в том, что патрон не может зафиксировать бур. Такая проблема может возникнуть у инструмента, который уже длительное время эксплуатируется. Причина этой неполадки кроется в износе крепления корпуса фиксатора.

Электрические неисправности

Серьезные проблемы могут вызвать и неисправности, связанные с электротехнической частью перфоратора. Кстати, отказ в работе может быть вызвать тривиальным отсутствием напряжения в розетке.

Кстати, поиск неисправностей надо начинать с меньшего. То есть, надо проверить наличие питания в электрической сети, целостность провода и розетки.

По большому счету, если инструмент не подает ни каких признаков жизни, вероятность того, что из строя вышла именно электротехническая часть инструмента. К основным дефектам электрики можно отнести следующие:

Отсутствие напряжения в питающей сети, обрыв кабеля

Для проверки можно подключить любой электрический прибор. Если напряжение в сети присутствует, то необходимо проверить целостность кабеля.

Как разобрать перфоратор штурм

Для выявления этого дефекта его осматривают, затем, с использованием тестера, прозвонить его. Для устранения разрыва кабеля можно его или спаять, или сделать скрутку. Но лучше всего его заменить.

Неисправность кнопки пуска

Причиной этого дефекта может быть элементарное окисление контактов в кнопке. Для проверки этого предположения необходимо демонтировать заднюю крышку кожуха. При отсутствии видимых следов окисления целесообразно использовать тестер. Для исправления этой неисправности можно зачистить контакты, но лучше кнопку включения заменить.

Стирание щеток

При длительном и интенсивном использовании перфоратора происходит износ щеток, через которые поступает электрический ток на двигатель. При большом износе, они начинают искрить и появляется запах гари. Щетка должна иметь длину не менее 8 мм.

По достижении этого и меньшего размера их заменяют. Процедура замены довольно проста и с ней справиться любой человек, даже не знакомый с основами электротехники.

Поломка регулятора оборотов

При выявлении этой неполадки целесообразно заменить узел целиком. Но, справедливости ради, надо отметить, что этот дефект встречается не часто.

Неисправность мотора

Наверное, это самый страшный дефект, который может произойти с электрическим инструментом. Пользователь должен понимать, что самостоятельный ремонт двигателя лучше не проводить. Для этого существуют специализированные мастерские, оснащенные всем необходимым ремонтным и диагностическим оборудованием.

При работе двигателя на коллекторе образуется определенный слой нагара. Его можно удалить самостоятельно и после этого попробовать его включить. Если эта операция не помогает, то необходимо прозвонить якорь и статор. Существуют определенные требования к сопротивлению в обмотках.

Как разобрать перфоратор штурм

Ремонт этих узлов допустимо выполнять только в условиях электротехнической мастерской. Допустимо выполнять эту работу и дома, но только при наличии специального оборудования и определённых знаний в части работы электродвигателя. Эта операция, выполненная в домашних условиях существенно удешевит ремонт перфоратора в целом.

Важно! Ремонт устройства выполняют при инструменте отключенном из электрической сети.

Необходимые инструменты и материалы

Для ремонта и восстановления работоспособности инструмента потребуются некоторые ключи, как обычные рожковые, так и шестигранники, отвертки с разными шлицами. Для изъятия подшипников будет востребован съемник.

Разборка и сборка перфоратора должна производиться с использованием кинематической и электрической схем перфоратора.

Быстрый поиск поломки

Для диагностики неисправного перфоратора чаще всего нет необходимости в использовании специального оборудования и инструментов, за исключением, может быть тестера и устройства для перемотки двигателя.

Установить причину поломки можно с помощью обыкновенного осмотра.

Да и для выявления неполадок в механизме инструмента желательно знать и понимать его устройство и принцип работы.

Правила работы или как оградить устройство от поломок

Для обеспечения длительной и эффективной работы электрического перфоратора достаточно соблюдать несколько простых правил. В частности:

  • При работе нецелесообразно сильно давить на инструмент, в этом, как минимум нет необходимости и более того, при излишнем давлении инструмент быстрее выходит из строя.
  • Недопустима работа электроперфоратора в холостом режиме.
  • Во время работы с пористыми материалами имеет смысл отключать ударный механизм. При работе с особо твердыми материалами целесообразно использовать смазку.
  • При работе, особенно длительной, необходимо отслеживать нагрев корпуса, особенно в том месте, где установлен редуктор. При заметном нагреве необходимо остановить выполнение работ и ждать пока он остынет. Воду для охлаждения использовать нельзя, ее применение может повредить детали редуктора.
  • Работа с инструментом должна проводится в следующем режиме – как минимум 10 минут перерыва после получасовой работы.

Ремонт своими руками

Ремонт перфоратора своими руками можно выполнить только частично. Но, например, такой узел как электродвигатель все же лучше выполнять в специальной мастерской.

Читать также:  Трансформатор для паяльной станции

Как разобрать перфоратор штурм

Лучше всего ремонт производить в гарантийной мастерской той компании, в которой он был приобретён.

Для смазки узлов перфоратора необходимо использовать только те материалы, которые рекомендованы производителем.

Ремонт бочкового перфоратора

Бочковой перфоратор отличается от традиционного тем, что электродвигатель расположен вертикально и он не может работать в режиме сверления.

Как разобрать перфоратор штурм

Бочковой перфоратор SDS-plus Intertool DT-0182

Поэтому, в силу особенностей конструкции, для того, что бы добраться до определенных узлов придется выполнить дополнительные операции, в частности для осмотра электродвигателя необходимо снять нижнюю часть кожуха или крышку. А для замены щеток, в корпусе предусмотрены специальные технологические отверстия.

Замена кнопки включения

Для замены этой кнопки придется разобрать корпус, отсоединить ее и на штатное место установить новую.

Замена щеток

Для замены щеток необходимо обеспечить доступ к щеточному узлу. Для замены необходимо освободить щетки из замка, на их место установить новые.

Замена подшипников

Если при работе перфоратора слышны посторонние звуки, то высока вероятность того, что подшипник дошел до определенной степени износа. То есть его необходимо заменить.

Как разобрать перфоратор штурм

Для этого, необходимо выполнить полную или частичную разборку корпуса и получить доступ к узлу, в котором он установлен. Для его демонтажа может потребовать съемник. Кстати, некоторые подшипники могут быть закреплены при помощи стопорных колец.

Замена патрона

Для замены, выработавшего свой ресурс патрона в первую очередь необходимо учитывать какая фирма выпустила это изделие. Все дело в том, что схемы закрепления патронов у разных производителей имеют свои особенности.

Как разобрать перфоратор штурм

Замена патрона на перфораторе

Например, для демонтажа патрона в перфораторе от Bosch необходимо проделать следующие манипуляции – ослабить стопорное кольцо, вытащить патрон и на его место установить новый.

Ремонт пьяного подшипника

В некоторых моделях этого инструмента ударное воздействие оказывается при помощи пьяного подшипника. При интенсивной эксплуатации он может подвергнуться разрушению.

Для его ремонта потребуется отвертка с плоским шлицем. Подшипник после разбора корпуса его необходимо извлечь из корпуса, разобрать, заменить изношенные детали и установить его на место.

Ремонт растровой втулки и ударного болта

Для ремонта ударного механизма перфоратора необходимо извлечь растровую втулку, для этого необходимо освободить пружину и стопорное кольцо. После этого ударный болт заменяют на новый, или отправляют на восстановление.

Замена гильзы

Гильза выходит из строя достаточно редко. Для ее замены, старую необходимо удалить из алюминиевого корпуса и вместо нее установить новую.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Исправно работающий перфоратор является прекрасным помощником в хозяйстве и на производстве. Этот универсальный инструмент, обладающий множеством функций, позволяет комфортно решать даже самые сложные задачи. Если перфоратор сломался, вовсе не обязательно сразу нести его в ремонт. Домашний мастер может самостоятельно разобрать и починить этот инструмент. Как отремонтировать перфоратор своими руками?

Устройство перфоратора и его механизм

В отличие от дрели, а также ударной дрели, перфоратор обладает усиленной ударной функцией, что ставит его на порядок выше в тех ситуациях, когда необходимо применение значительного механического воздействия на обрабатываемые материалы.

Достигается это конструктивными особенностями устройства перфоратора. Прибор снабжён самостоятельным механизмом генерирования мощного пневматического толчка рабочего инструмента, и эта его способность освобождает мастера от применения физических усилий при сверлении и долблении бетона и камня.

Как разобрать перфоратор штурм Ударный механизм перфоратора в разрезе

Преобразование вращательного движения электродвигателя в поступательное колебание ударного механизма выполняется за счёт создания компрессии между поршнями. Это движение передаётся на ударник. Боёк, изготовленный из стали высокой прочности, в свою очередь, отправляет энергию сжатого воздуха непосредственно на рабочий инструмент — бур, зубило или лопатку. Такое устройство агрегата позволяет повысить мощность удара до огромной разрушительной силы — 20 кДж.

В зависимости от расположения двигателя различают дрелеобразные и бочковые виды перфораторов.

  1. Первый тип устройств похож на дрель, в них мотор расположен в одной оси со сверлом.
  2. У перфораторов второго типа двигатель установлен перпендикулярно оси сверления.

Бочковые перфораторы отличаются большими габаритами, но при этом имеют более совершенную систему охлаждения, что позволяет эксплуатировать инструмент длительное время без остановок. Приборы в виде дрели гораздо компактнее, они удобны при работе в стеснённых обстоятельствах, когда доступ к объекту ограничен.

Диагностика неисправностей перфоратора

Если в процессе эксплуатации становятся очевидными неполадки в работе перфоратора, следует отключить его от электропитания и произвести наружный осмотр. Если внешние признаки поломки не найдены, придётся разбирать корпус и искать проблему внутри.

Одной из причин выхода прибора из строя является обрыв в сетевом шнуре. В этом случае двигатель перфоратора не включается. Для его диагностики надо тщательно осмотреть кабель, соединяющий инструмент с сетью. Он не должен быть повреждённым, переломанным или оплавленным. Исправный сетевой шнур остаётся холодным во время работы. Если провод не в порядке, его следует заменить на равноценный. Сечение токопроводящих элементов должно соответствовать потребляемой инструментом мощности.

Для тестирования электрических цепей рекомендуется использовать мультиметр. С помощью этого прибора можно не только выявить обрыв сетевого питания, но и «прозвонить» катушки обмоток двигателя, определить наличие напряжения на кнопке запуска.

Условно все неисправности перфоратора можно разделить на две категории — механические и электрические.

Сбои в механической части: коронка не вытаскивается из ствола, бур не долбит, сверло не вращается и другие

К механической категории неисправностей относятся сбои в работе, которые возникают при работающем двигателе:

  • бур не долбит;
  • сверло не вращается;
  • коронка не вытаскивается из ствола (заклинивает);
  • зубило не держится в патроне (выскакивает);
  • слышны посторонние звуки внутри механизма, скрежет, вибрация.

Сбои в электрике: не вращается мотор, искрят щётки на коллекторе и прочие виды поломок

О проблемах с электрической частью перфоратора свидетельствуют следующие признаки:

  • мотор при включении не вращается;
  • усиленно искрят щётки на коллекторе;
  • от корпуса исходит запах горелой изоляции;
  • из инструмента во время работы идёт едкий дым.

Для того чтобы выяснить и устранить причину всех этих явлений, перфоратор необходимо разобрать.

Порядок разборки и сборки устройства

Самостоятельно приступать к разборке следует только при наличии соответствующих инструментов и оборудования. Для ремонта перфоратора своими руками понадобятся:

  • отвёртки с разными шлицами;
  • тиски;
  • гаечные и торцовые (шестигранные) ключи;
  • съёмники для подшипников.

Кроме того, нужны будут запасные детали для замены, резиновые сальники и прокладки. Для смазывания шестерней механизмов понадобятся:

  • густая смазка;
  • ветошь;
  • очищающий растворитель.

В случае самостоятельного ремонта электродвигателя кроме мультиметра потребуются:

  • запасные угольные (или графитовые) щётки;
  • медный провод необходимого сечения;
  • шаблон для перемотки катушек.

Снятие патрона

Разборка перфоратора начинается со снятия патрона. Как правило, это патрон системы SDS-plus, который разбирается при помощи отвёртки с плоскими шлицами. При этом в патроне не должно быть бура или зубила.

Бывают случаи, когда бур заклинивает и достать его не так просто. Тогда нужно при помощи резинового молотка аккуратно обстучать патрон по окружности и залить несколько капель смазки типа WD-40 внутрь. По истечении нескольких минут повторить попытку, бур должен легко извлечься. После этого можно приступать к разборке самого патрона. Порядок действий:

  1. Оттянуть пластиковую юбку вниз.
  2. Отвёрткой снять резиновый защитный пыльник.
  3. Разжать и извлечь стопорное кольцо, находящееся за пыльником.
  4. Снять пластиковый пыльник, пружину, стопорящие пластины и шарики.
  5. Очистить все детали от старой смазки и сложить в чистом месте.

Видео: как извлечь застрявший в патроне бур

Демонтаж переключателя режимов

Чтобы снять переключатель режимов работы, необходимо:

  1. Перевести тумблер в положение «удар» (пиктограмма с изображением молотка) и провернуть его ещё примерно на 1 см ниже.
  2. Освободить рычаг из гнезда.
  3. Вытянуть рычаг на себя.

Как проверить кнопку пуска и щётки

Чтобы добраться до щёток коллектора и кнопки управления пуском, необходимо снять заднюю крышку. Для этого из пластмассового корпуса откручиваются (в зависимости от модели) два или три шурупа.

Если причина неисправности крылась в износе щёток, можно устранить её, установив новую пару. Рабочая длина щётки должна быть не менее 8 мм. Трущаяся поверхность — без следов окалины или сколов.

Кнопка пуска проверяется при помощи мультиметра. Нужно помнить, что система регулировки оборотов двигателя также расположена внутри пускового механизма. Если на корпусе кнопки видна оплавившаяся пластмасса, её следует сменить целиком, так как исправно функционировать она уже не будет.

Внимание! Категорически запрещено проверять работу кнопки при включённом в сеть инструменте!

После замены кнопки необходимо установить крышку корпуса на место, не забыть надёжно закрутить винты. Только после этого можно проверять работу перфоратора.

Как разобрать электродвигатель

Чтобы разобрать электродвигатель, необходимо отсоединить корпус электромотора от редуктора. Между собой они крепятся четырьмя винтовыми шурупами. Если их открутить, механическая часть легко отделяется от пластмассового кожуха. Ротор мотора при разборке вынимается из направляющей втулки, освобождая доступ к редуктору. Соответственно, появляется возможность обследовать электротехнические детали двигателя.

Мотор состоит из подвижного ротора и жёстко закреплённого статора. Ротор вращается под действием электродвижущей силы, возникающей на обмотках, состоящих из витков медного проводника. Осмотр обмоток заключается в том, чтобы определить целостность изоляции, отсутствие короткого замыкания между витками. Это делается при помощи мультиметра путём последовательных измерений сопротивления на ламелях. В случае обнаружения межвиткового замыкания якорь подлежит замене либо ремонту. Обмотки статора возможно перемотать самостоятельно в домашних условиях, используя специальный шаблон.

Якорь же, как правило, меняется целиком, вместе с подшипниками и воздухозаборной пластиной.

Читать также:  Чертежи для лазерного гравера

Как разобрать и проверить редуктор: как снять пластиковый корпус, вынуть «пьяный подшипник» и другие элементы

Для того чтобы определить неисправность редуктора, его нужно полностью разобрать. Для этого снимается пластиковый корпус, редуктор тщательно очищается от старой смазки. От корпуса редуктора отсоединяются:

  • плавающий подшипник;
  • ведущий шестерёночный вал;
  • растровая втулка;
  • гильза с поршнем.

Плавающий подшипник, именуемый также «пьяным подшипником», крепится в алюминиевом корпусе редуктора с помощью скобы, которую необходимо отжать при помощи плоской отвёртки. Освобождённый подшипник вынимается и при необходимости заменяется. Кроме того, следует обратить внимание на то, что внутри «пьяного подшипника» расположен игольчатый подшипник, на котором вращается шестерёнка привода. При работе перфоратора в режиме удара он испытывает большие нагрузки, и поэтому часто выходит из строя. Новый подшипник приобретается отдельно либо в сборе с промвалом.

Растровая втулка содержит в себе ударный болт, который крепится внутри при помощи металлического стопорного кольца. По бокам втулки имеются два технологических отверстия, через которые осуществляется доступ к стопорному механизму. После снятия фиксации кольца ударный болт свободно вываливается из втулки. Внутри него находится непосредственно ударник, выполненный из высоколегированной стали.

При ремонте или замене ударного болта необходимо заменить также и уплотнительные резиновые втулки, которые обеспечивают герметичность механизма. Все детали ударника подлежат обильному смазыванию специальной смазкой.

В пластмассовом кожухе редуктора на выходе растровой втулки имеется ещё один игольчатый подшипник, который должен быть хорошо смазан.

Видео: как починить перфоратор и заменить ударный болт

Возможные неисправности, причины их появления и способы устранения

Чтобы отремонтировать перфоратор своими руками, следует сначала определить внешние проявления неисправностей.

Перфоратор не бьёт

Если перфоратор при переключении в режим удара перестал бить, но при этом бур вращается, наиболее вероятно, что повреждён плавающий подшипник. Решением проблемы будет замена его новым.

Вторая возможная причина — нарушение работы ударного механизма. Часто при перегрузках в работе раскалывается стальной боёк, это приводит сначала к ослабеванию удара, а затем и к полному его отсутствию. Боёк необходимо заменить.

Третий вероятный повод — износ или поломка поршневой группы перфоратора. Заменить следует гильзу и поршень.

Перфоратор не крутится и не сверлит

Если при нажатии кнопки пуска патрон в режиме сверления не вращается, предварительно причину можно определить по звуку. Если электромотор гудит, но не крутит патрон, скорее всего, что-то не даёт ротору вращаться внутри редуктора. Что случилось с двигателем, придётся выяснять, разбирая механическую часть инструмента.

Если же при включении двигатель не гудит, более вероятно, что произошла поломка мотора. Вскрыв крышку прибора, необходимо определить, что именно привело к такому явлению. Это может быть обрыв цепи питания, поломка кнопки пуска или короткое замыкание в обмотках катушек. При помощи тестера определяется конкретная причина и делается соответствующий ремонт.

Бур не держится в патроне и вылетает

Недержание оснастки перфоратора может случиться в процессе длительной эксплуатации. Бур или зубило, вставленное в патрон, не держится и вылетает во время работы. Таким инструментом не только невозможно продолжать долбление, это ещё и очень опасно — вылетевшее зубило может нанести травму.

Причина недержания оснастки кроется в износе или поломке патрона. Патрон необходимо разобрать и определить, в чём заключается проблема. Возможно, деформировались шарики, появилась выработка на ограничительном кольце или просела фиксирующая пружина. Обычно после замены испорченной детали патрон снова начинает функционировать нормально.

Видео: почему вылетают свёрла из перфоратора

Искрят щётки

Искрение щёток — довольно распространённое явление при работе инструментом в условиях повышенной запылённости. Как правило, искрение является следствием выработки материала самих щёток. Исправить ситуацию поможет замена последних на новые, искры вылетать больше не будут.

Если же нет, причину нужно искать в обмотках статора или ротора. Вполне возможно, что большое количество пыли, проникающей в двигатель, привело к истиранию защитного лака, покрывающего медные проводники. А это влечёт за собой короткое замыкание. Наличие межвиткового замыкания проверяется электротехническими приборами (мультиметром).

Профилактическое обслуживание инструмента: замена щёток, смазка подшипников рабочего вала ротора и дополнительное покрытие лаком обмоток на катушках снизят вероятность поломок.

Кроме того, следует учитывать, что пыль может налипать на смазку подшипника, находящегося рядом с коллектором. Чтобы это предотвратить, коллектор обезжиривают при помощи тампона, смоченного в спирте или растворителе.

Перфоратор сильно греется

Если перфоратор во время работы чрезмерно нагревается, это явный признак нарушения нормальной работы электродвигателя. Прежде всего для предотвращения перегрева надо соблюдать режим эксплуатации прибора:

  • делать паузы через определённые промежутки времени;
  • после нагрузок давать инструменту возможность поработать на холостом ходу.

При сверлении рекомендуется применять периодический режим: максимальную мощность прикладывать не более 1 минуты, затем на 3–4 секунды включать холостой ход.

Если же температура корпуса не снижается, то нужно сделать ревизию электромотора. Ощутив характерный запах из-под кожуха инструмента, нужно немедленно прекратить работу и отключить прибор из сети. Разбирать его можно только после полного остывания.

Перфоратор не держит патрон

Иногда бывает ситуация, когда на работающем перфораторе слетает патрон вместе с оснасткой. Это происходит вследствие износа крепления корпуса патрона на конце растровой втулки, которое представляет собой стопорное кольцо. При его поломке фиксация нарушается и во время толчка слетает резиновый пыльник, за которым следуют пружина и шарики.

Восстановить нормальную работу патрона можно установкой нового стопорного кольца. Делается это быстро и не требует никаких дополнительных приспособлений кроме обычной отвёртки.

Замена основных узлов перфоратора

Замену ключевых элементов лучше всего производить до того, как деталь приходит в негодность. Это предохранит инструмент от более тяжёлых повреждений, исправление которых обойдётся дороже и отнимет больше времени. Наиболее часто приходится выполнять замену:

Как сменить подшипники

Если во время профилактического осмотра на подшипнике заметны потёки смазки, он трещит или хрустит при прокручивании вручную, это значит, что его пора заменить. Демонтаж подшипника производится при помощи специального съёмника, состоящего из винтовой части и приспособления для захвата корпуса гильзы подшипника. Затяжка резьбы создаёт усилие, которое снимает подшипник с вала.

Установка нового подшипника на рабочее место производится с набивкой резиновым или деревянным молотком. При установке важно не допустить перекоса оси подшипника относительно оси вала. Смазка на деталь наносится после установки.

Как меняется кнопка пуска

Чтобы заменить кнопку пуска, необходимо снять крышку, закрывающую электрооборудование перфоратора. Затем следует отсоединить контакты проводников, подключённых к ней, и вытащить корпус кнопки из посадочного места. На это место установить новую кнопку, подсоединить контакты и собрать всё в обратном порядке.

Как вытащить и поменять щётки

Замена угольных щёток коллектора осуществляется электромонтажной отвёрткой. Если открутить крышку, появится доступ к щёткам. Каждая деталь поочерёдно извлекается из гнёзд щёткодержателя. В некоторых моделях различается устройство прижимного механизма, как правило, это спиралевидная пружина, которую надо во время замены снять.

Внимание! Перед заменой щёток перфоратор должен быть обязательно отключён от сети питания.

Как произвести ззамену патрона

В большинстве случаев патрон можно отремонтировать. Если износ отдельных деталей превысил допустимые пределы или повреждены резиновый пыльник и пластмассовая юбка, целесообразнее поменять патрон целиком.

Процедура замены патрона понятна из описанного выше порядка разборки перфоратора.

Особенности в ремонте бочкового перфоратора

Все описанные процедуры по сборке и разборке механизмов перфораторов справедливы и для бочковой его разновидности. Однако существуют несколько нюансов, которые надо учитывать при его ремонте. Вертикальное расположение двигателя под прямым углом к ударному механизму несколько меняет порядок разборки. Так, для получения доступа к редуктору и поршню необходимо снять пластмассовую крышку, расположенную в верхней части кожуха инструмента. Это облегчает ремонт механической части прибора, если вдруг пропадает функция удара.

Доступ к электротехнической части такого перфоратора осуществляется после снятия нижнего кожуха. А замена щёток упрощена, так как по бокам стакана есть отверстия, через которые они легко снимаются.

Следует отметить, что многие профессиональные бочковые перфораторы не имеют режима сверления. Так как их предназначение в большей степени состоит в бурении и долблении тяжёлых бетонных поверхностей, они оборудованы патроном SDS-max с хвостовиком 18 мм. Принципиального отличия в устройстве патрона SDS-plus нет, но заметно отличаются размеры. L-образные перфораторы признаны более надёжными в эксплуатации и относятся к рангу профессионального инструмента.

Видео: как отремонтировать перфоратор с вертикальным расположением двигателя

Повседневный уход и хранение перфоратора

Для того чтобы инструмент служил долго и исправно, нужно соблюдать простые правила.

  1. Перед началом работы провести беглый осмотр технического состояния инструмента. Ни в коем случае не игнорировать признаки неисправности, если таковые обнаружатся.
  2. По окончании работы очистить перфоратор от пыли и мусора. Желательно продуть струёй воздуха из пылесоса.
  3. При транспортировке в холодное время года перед началом работы дать прибору не менее 20 мин на «акклиматизацию» прибора. Смазка должна оттаять и стать эластичной.
  4. Работать с соблюдением норм эксплуатации, описанных в техническом паспорте инструмента.

Хранить перфоратор следует в сухом и тёплом месте. При длительной консервации рекомендуется упаковывать в полиэтиленовый мешок и картонную коробку. Не допускать попадания влаги на электрические детали, в том числе и конденсата из воздуха.

Осведомлён — значит, вооружён. Зная тонкости устройства механизма перфораторов, можно отремонтировать инструмент самостоятельно и в самые сжатые сроки. Однако если своевременно заглядывать под кожух перфоратора, чистить и смазывать механизмы, то вполне возможно, что к ремонту вовсе не придётся прибегать. Регулярное техническое обслуживание прибора поможет продлить срок его службы.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector