Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Содержание
  1. Как найти межвитковое замыкание
  2. Самодельный прибор для определения виткового замыкания
  3. Межвитковое замыкание якоря
  4. Способ №2 проверки якоря на витковое замыкание
  5. Межвитковое замыкание трансформатора
  6. Межвитковое замыкание статора
  7. Сообщений с 1 по 20 из 36
  8. 1 Тема от Пользователь 2015-11-13 23:45:14
  9. Тема: витковые замыкания трансформаторов
  10. 2 Ответ от Пользователь 2015-11-14 09:41:24
  11. Re: витковые замыкания трансформаторов
  12. 3 Ответ от XZX64 2015-11-14 09:47:57
  13. Re: витковые замыкания трансформаторов
  14. 4 Ответ от Пользователь 2015-11-14 12:25:59
  15. Re: витковые замыкания трансформаторов
  16. 5 Ответ от Lekarь 2015-11-14 14:27:54
  17. Re: витковые замыкания трансформаторов
  18. 6 Ответ от doro 2015-11-14 14:51:40 (2015-11-14 15:18:22 отредактировано doro)
  19. Re: витковые замыкания трансформаторов
  20. 7 Ответ от Пользователь 2015-11-14 15:58:56
  21. Re: витковые замыкания трансформаторов
  22. 8 Ответ от Lekarь 2015-11-14 19:54:10
  23. Re: витковые замыкания трансформаторов
  24. Что собой представляет оборудование?
  25. Метод прозвонки
  26. Под напряжением
  27. Замер амперметром
  28. Типичные неисправности
  29. Несколько обмоток
  30. Нюансы диагностики

Электродвигатели часто выходят из строя, и основной причиной для этого является межвитковое замыкание. Оно составляет около 40% всех поломок моторов. От чего возникает замыкание между витками? Для этого есть несколько причин.

Основная причина – излишняя нагрузка на электродвигатель, которая выше установленной нормы. Статорные обмотки нагреваются, разрушают изоляцию, происходит замыкание между витками обмоток. Неправильно эксплуатируя электрическую машину, работник создает чрезмерную нагрузку на электродвигатель.

Нормальную нагрузку можно узнать из паспорта на оборудование, либо на табличке мотора. Лишняя нагрузка может возникнуть из-за поломки механической части электромотора. Подшипники качения могут послужить этой причиной. Они могут заклинить от износа или отсутствия смазки, в результате этого возникнет замыкание витков катушки якоря.

Замыкание витков возникает и в процессе ремонта или изготовления двигателя, в результате брака, если двигатель изготавливали или ремонтировали в неприспособленной мастерской. Хранить и эксплуатировать электромотор необходимо по определенным правилам, иначе внутрь мотора может проникнуть влага, обмотки отсыреют, как следствие возникнет витковое замыкание.

С витковым замыканием электродвигатель работает неполноценно и недолго. Если вовремя не выявить межвитковое замыкание, то скоро придется покупать новый электродвигатель или полностью новую электрическую машину, например, электродрель.

При замыкании витков обмотки двигателя повышается ток возбуждения, обмотка перегревается, разрушает изоляцию, происходит замыкание других витков обмотки. Вследствие повышения тока может послужить причиной выхода из строя регулятора напряжения. Витковое замыкание выясняется сравнением обмоточного сопротивления с нормой по техусловиям. Если оно снизилось, обмотка подлежит перемотке, замене.

Как найти межвитковое замыкание

Замыкание витков легко определить, для этого есть несколько методов. Во время работы электродвигателя обратите внимание на неравномерный нагрев статора. Если одна его часть нагрелась больше, чем корпус двигателя, то необходимо остановить работу и провести точную диагностику мотора.

Существуют приборы для диагностики замыкания витков, можно проверить токовыми клещами. Нужно измерить нагрузку каждой фазы по очереди. При разнице нагрузок на фазах надо задуматься о наличии межвиткового замыкания. Можно перепутать витковое замыкание с перекосом фаз сети питания. Чтобы избежать неправильной диагностики, надо измерить приходящее напряжение питания.

Обмотки проверяют мультиметром путем прозвонки. Каждую обмотку проверяем прибором отдельно, сравниваем результаты. Если замкнуты оказались всего 2-3 витка, то разница будет незаметна, замыкание не выявится. С помощью мегомметра можно прозвонить электромотор, выявив наличие замыкания на корпус. Один контакт прибора соединяем с корпусом мотора, второй к выводам каждой обмотки.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Если нет уверенности в исправности двигателя, то необходимо произвести разборку мотора. При разборе нужно осмотреть обмотки ротора, статора, наверняка будет видно место замыкания.

Наиболее точным методом проверки замыкания между витками обмоток является проверка понижающим трансформатором на трех фазах с шариком подшипника. Подключаем на статор электромотора в разобранном виде три фазы от трансформатора с пониженным напряжением. Кидаем шарик подшипника внутрь статора. Шарик бегает по кругу – это нормально, а если он примагнитился к одному месту, то в этом месте замыкание.

Можно вместо шарика применить пластинку от сердечника трансформатора. Ее также проводим внутри статора. В месте замыкания витков, она будет дребезжать, а где замыкания нет, она просто притянется к железу. При таких проверках нельзя забывать про заземление корпуса двигателя, трансформатор должен быть низковольтным. Опыты с пластинкой и шариком при 380 вольт запрещаются, это опасно для жизни.

Самодельный прибор для определения виткового замыкания

Сделаем дроссель своими руками для проверки межвиткового замыкания в обмотке двигателя. Нам понадобится П-образное трансформаторное железо. Его можно взять, например, от старого вибрационного насоса «Ручеек», «Малыш». Разбираем его нижнюю часть, хорошо нагреваем ее. Там имеются катушки, залитые эпоксидной смолой.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора
Эпоксидку разогреваем и выбиваем катушки с сердечником. С помощью наждака или болгарки срезаем губки сердечника.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора
Намотаны эти катушки как раз на П-образном трансформаторном железе.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Не нужно соблюдать углы. Нужно сделать место, в которое легко ляжет маленький и большой якорь.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора

При обработке необходимо учесть, что железо слоеное. Нельзя обрабатывать его так, чтобы камень его задирал. Нужно обрабатывать в таком направлении, чтобы слои лежали друг к другу, чтобы не было задиров. После обработки снимите все фаски и заусенцы, так как придется работать с эмалированным проводом, нежелательно его поцарапать.

Теперь нам надо сделать две катушки для этого сердечника, которые разместим с обеих сторон. Замеряем толщину и ширину сердечника в самых широких местах, по заклепкам. Берем плотный картон, размечаем его по размерам сердечника. Учитываем размер паза в сердечнике между катушками. Проводим неострым краем ножниц по местам сгиба, чтобы удобнее было сгибать картон. Вырезаем заготовку для каркаса катушек. Сгибаем по линиям сгиба. Получается каркас катушки.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Теперь делаем четыре крышки для каждой стороны катушек. Получаем два картонных каркаса для катушек.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Рассчитываем количество витков катушек по формуле для трансформаторов.

13200 делим на сечение сердечника в см 2 . Сечение нашего сердечника:

3,6 см х 2,1 см = 7,56 см 2 .

13200 : 7,56 = 1746 витков на две катушки. Это число не обязательное, отклонение 10% в обе стороны никакой роли не сыграет. Округляем в большую сторону, 1800 : 2 = 900 витков нужно намотать на каждую катушку. У нас есть провод 0,16 мм, он вполне подойдет для наших катушек. Наматывать можно как угодно. По 900 витков можно намотать и вручную. Если ошибетесь на 20-30 витков, то ничего страшного не будет. Лучше намотать больше. Перед намоткой шилом делаем отверстия по краям каркаса для вывода провода катушек.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора

На конец провода надеваем термоусадочный кембрик. Конец провода вставляем в отверстие, загибаем, и начинаем намотку катушки.

Заполнение получилось малым, поэтому можно мотать и проводом толще. На второй конец припаиваем проводок с кембриком и вставляем в отверстие. Не заматываем катушку, пока не провели испытание.

Читать также:  Инструменты для чеканки по металлу

Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Обе катушки намотаны. Надеваем их на сердечник таким образом, чтобы провода шли вниз и были с одной стороны. Катушки абсолютно одинаково намотаны, направление витков в одну сторону, концы выведены одинаково. Теперь необходимо один конец с одной катушки и один с другой соединить, а на оставшиеся два конца подать напряжение 220 вольт. Главное не запутаться и соединить правильные провода. Чтобы понять порядок соединения, нужно мысленно разогнуть наш П-образный сердечник в одну линию, чтобы витки в катушках располагались в одном направлении, переходили от одной катушки во вторую. Соединяем два начала катушек. На два конца подаем напряжение.

Сравним дроссель фабричный и самодельный.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Проверяем заводской дроссель металлической пластинкой на вибрацию места витковых замыканий якоря двигателя и отмечаем их маркером. Теперь то же самое делаем на нашем самодельном дросселе. Результаты получились идентичные. Наш новый дроссель работает нормально.

Снимаем наши катушки с сердечника, обмотки фиксируем изолентой. Пайку также изолируем лентой. Одеваем готовые катушки на сердечник, припаиваем к концам проводов питание 220 В. Дроссель готов к эксплуатации.

Межвитковое замыкание якоря

Для проверки якоря воспользуемся специальным прибором, который представляет трансформатор с вырезанным сердечником. Когда мы кладем якорь в этот зазор, его обмотка начинает работать как вторичная обмотка трансформатора. При этом, если на якоре имеется межвитковое замыкание, от местного перенасыщения железом металлическая пластинка, которая будет находиться сверху якоря, будет вибрировать, либо примагничиваться к корпусу якоря.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Включаем прибор. Для наглядности мы специально замкнули две ламели на коллекторе, чтобы показать каким образом производится диагностика. Помещаем пластинку на якорь и сразу видим результат. Наша пластинка примагнитилась и начала вибрировать. Поворачиваем якорь, витки смещаются, и пластинка перестает вибрировать.

Теперь удалим замыкание ламелей для проверки. Повторяем проверку и видим, что обмотка якоря исправна, пластинка не вибрирует ни в каких местах.

Способ №2 проверки якоря на витковое замыкание

Этот способ подходит для тех, кто не занимается профессиональным ремонтом электроинструмента. Для точной диагностики межвиткового замыкания требуется скоба с катушкой.

Мультиметром можно выяснить лишь обрыв катушки якоря. Лучше для этой цели применять аналоговый тестер. Между каждыми двумя ламелями замеряем сопротивление.

Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Сопротивление должно быть везде одинаковое. Бывают случаи, когда обмотки не сгорели, коллектор нормальный. Тогда замыкание витков определяют только с помощью прибора со скобой от трансформатора. Теперь устанавливаем мультиметр на 200 кОм, один щуп замыкаем на массу, а другим касаемся каждой ламели коллектора, при условии, что нет обрыва катушек.

Если якорь не прозванивается на массу, то он исправный, либо может быть межвитковое замыкание.

Межвитковое замыкание трансформатора

У трансформаторов есть распространенная неисправность – замыкание витков между собой. Мультиметром не всегда можно выявить этот дефект. Необходимо внимательно осмотреть трансформатор. Провод обмоток имеет лаковую изоляцию, при ее пробое между витками обмотки есть сопротивление, которое не равно нулю. Оно и приводит к разогреву обмотки.

При осмотре трансформатора на нем не должно быть гари, обуглившейся бумаги, вздутия заливки, почернений. Если известен тип и марка трансформатора, можно узнать, какое должно быть сопротивление обмоток. Мультиметр переключают в режим сопротивления. Сравнивают измеренное сопротивление со справочными данными. Если отличие составляет больше 50%, то обмотки неисправны. Если данные сопротивления не удалось найти в справочнике, то наверняка известно количество витков, тип и сечение провода, можно вычислить сопротивление по формулам.

Чтобы проверить трансформатор блока питания с выходом низкого напряжения, подключаем к первичной обмотке напряжение 220 В. Если появился дым, запах, то сразу отключаем, обмотка неисправна. Если таких признаков нет, то измеряем напряжение тестером на вторичной обмотке. При заниженном на 20% напряжении есть риск выхода из строя вторичной обмотки.

Если есть второй исправный трансформатор, то путем сравнения сопротивлений выясняют исправность обмоток. Чтобы проверить более подробно, применяют осциллограф и генератор.

Межвитковое замыкание статора

Часто на неисправном двигателе имеется межвитковое замыкание. Сначала проверяют обмотку статора на сопротивление. Это ненадежный метод, так как мультиметр не всегда может точно показать результат замера. Это зависит и от технологии перемотки двигателя, от старости железа.

Клещами тоже можно измерить сопротивление и ток. Иногда проверяют по звуку работающего мотора, при условии, что подшипники исправны, смазаны, редуктор привода исправен. Еще проверяют межвитковое замыкание осциллографом, но они имеют большую стоимость, не у каждого имеется этот прибор.

Внешне осматривают двигатель. Не должно быть следов масла, подтеков, запаха. Измеренный по фазам ток, должен быть одинаковый. Хорошим тестером проверяют обмотки на сопротивление. При разнице в замерах более 10% есть вероятность замыкания витков обмоток.

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта , буду рад если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное.

Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал

Как определить межвитковое замыкание трансформатора Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений с 1 по 20 из 36

1 Тема от Пользователь 2015-11-13 23:45:14

  • Пользователь
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2012-09-01
  • Сообщений: 851
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Тема: витковые замыкания трансформаторов

Вопрос такой:
1) Акктуальны поиск и обнаружение витковых замыканий трансформаторов?
2) Методики обнаружения витковых замыканий тансформаторов?

2 Ответ от Пользователь 2015-11-14 09:41:24

  • Пользователь
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2012-09-01
  • Сообщений: 851
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: витковые замыкания трансформаторов

Газовая защита. Для генераторов и шунтирующих реакторов можно ещё поиграться поперечной дифзащитой.
Опыт показывает, если Т (АТ) при внутреннем повреждении отключается от ДЗТ, его, почему-то, немножко раздувает и его можно смело выбрасывать на помойку.

– это защиты (онлайн, непрерывно)

– меня интереуют методы (приборы) обнаружения витковых замыканий трансформаторов при плановом техническом обслуживании трансформаторов – чем меряется?

3 Ответ от XZX64 2015-11-14 09:47:57

  • XZX64
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2015-05-18
  • Сообщений: 159
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: витковые замыкания трансформаторов

4 Ответ от Пользователь 2015-11-14 12:25:59

  • Пользователь
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2012-09-01
  • Сообщений: 851
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: витковые замыкания трансформаторов

Омметр «Виток» – измеряет сопротивление, прктически не обнаруживает витковые замыкания (малое количество витков)
———–
просто я посмотрел – оказывается совсем просто определить наличие витковых замыканий по переходному процессу:
– подаем постоянное напряжение на обмотку
– смотрим как нарастает ток (t=L/R – постоянная времени переходного процесса)

витковые замыкания регистрируются по сильному (на порядки) уменьшению постоянной времени t – быстрый переходный процесс в витковых замыканиях.

—————-
собственно вопрос: такой прибор был бы интересным, полезным энергетикам?

Читать также:  Густая силиконовая смазка для пластиковых шестеренок

5 Ответ от Lekarь 2015-11-14 14:27:54

  • Lekarь
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2014-12-26
  • Сообщений: 3,433
  • Репутация : [ 4 | 0 ]

Re: витковые замыкания трансформаторов

Вопрос такой:
1) Акктуальны поиск и обнаружение витковых замыканий трансформаторов?
2) Методики обнаружения витковых замыканий тансформаторов?

Присоединяйтесь. Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 Ответ от doro 2015-11-14 14:51:40 (2015-11-14 15:18:22 отредактировано doro)

  • doro
  • свободный художник
  • Неактивен
  • Откуда: г. Краснодар
  • Зарегистрирован: 2011-01-08
  • Сообщений: 7,946

Re: витковые замыкания трансформаторов

А чем, собственно, не устраивает анализ по потерям холостого хода? Другое дело, при пониженном напряжении снижение переходного сопротивления может и не проявиться.
Самое радикальное средство выявления любых дефектов в баке трансформатора (или выключателя) – тепловизор. У нас как-то после работы газовой защиты трансформатора на сигнал приехали тепловизионщики и показали: вот здесь – дефект изоляции стяжной шпильки железа. Витковое замыкание выявить для них – раз плюнуть. Помню, когда впервые приехали на ТЭЦ и ткнули: у этого выключателя – проблемы в контакте. руководители группы ремонта (аналог службы подстанций на ТЭЦ) встали на дыбы: как так, двух месяцев не прошло после капремонта с полной разборкой силовой части. Ан нет, при повторной разборке выявилась заметная коррозия контакта в одной из фаз. В квалификации слесарей не сомневаюсь, но за эти два месяца прошли два близких КЗ с током, близким к предельному для этого типа выключателей.
Кстати, по ходу дела. Построил свой немалый дом. Для энергосбережения строители порекомендовали выполнить теплоизоляцию дома прокладкой из пенопласта. Поскольку к тому времени уже был готов к этому решению (шурин – профессиональный теплотехник по опыту строительства своего дома буквально в цифрах привел обоснование эффективности такого решения), согласился. И подрядчик, дабы закрепить это предложение (связанное с некоторым удорожанием проекта, когда каждый рубль был на счету), предложил пригласить специалистов соответствующего профиля, дал телефон, который мне показался знакомым. Да, действительно – тепловизионная лаборатория электротехнической службы Кубаньэнерго.

7 Ответ от Пользователь 2015-11-14 15:58:56

  • Пользователь
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2012-09-01
  • Сообщений: 851
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: витковые замыкания трансформаторов

это типа состав масла?

это уже повреждения, и не указывает на тип повреждения
да и в измерительных трансформаторах не сработает
—————-
"тепловизор" – это надо в бак лезть, да нагружать, хлопотно, да и можно не заметить при слабой нагрузке

8 Ответ от Lekarь 2015-11-14 19:54:10

  • Lekarь
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2014-12-26
  • Сообщений: 3,433
  • Репутация : [ 4 | 0 ]

Re: витковые замыкания трансформаторов

это уже повреждения, и не указывает на тип повреждения
да и в измерительных трансформаторах не сработает
—————-
"тепловизор" – это надо в бак лезть, да нагружать, хлопотно, да и можно не заметить при слабой нагрузке

Вот так познания )))))))) Вы "типа" почитайте про устройство трансформатора и методы контроля его исправности. Ну так на досуге, когда есть свободное время.

В этом видеоролике канала Паяльник ТВ мы рассмотрим простейшие способы, как проверить обмотки и способ получения двухполярного питания из обычного трансформатора. Самый лучший вариант – это наличие двух одинаковых обмоток. В данном случае у каждой амплитудное напряжение по 12 вольт, а сопротивление их по 100 миллиОм.

Здесь очень важно сделать правильное соединение. Друг с другом обмотки соединяются теми концами, фазы которых противоположны, то есть сдвинуты на 180 градусов. И тогда на двух других концах получается сумма напряжений обеих обмоток. Эти концы подключаются к входам обычного диодного моста, а выходы моста подключаются к 2 сглаживающим конденсаторам, которые соединены так, чтобы один из них через верхние диоды заряжался положительным напряжением с концов обмоток относительно земли, а другой отрицательным через нижние диоды. А земля, которая здесь является средней точкой, подключена к другим контактам. В качестве нагрузки здесь используются два резистора. Отдельно на плюс и на минус питания.

Теперь посмотрим на эту схему в действии.

Особое наблюдение установим за положительным и отрицательным напряжениями на выходе. Без нагрузки показатели очень быстро достигли уровня плюс и минус 12 вольт и отсутствуют пульсации. А после подключения нагрузки появились пульсации и напряжение немного просело.

Давайте теперь нагрузим и минус двухполярного питания и понаблюдаем, как будет влиять на пульсации изменения сопротивления нагрузки. Итак, последнее уменьшено в несколько раз и пульсации от этого существенно выросли. Теперь уменьшим потребляемый ток, вернув прежнее сопротивление, и посмотрим на пульсации на плюсе питания поближе.

Получается амплитуда пульсации примерно 700 милливольт. Этот результат мы запомним для сравнения с другими вариантами. А теперь пришло время применить эту схему к реальному трансформатору.

Допустим, имеется трансформатор без опознавательных знаков. Нужно проверить его работоспособность, сколько здесь обмоток и на какое напряжение. Самый простой способ это сделать – включить в сеть 220 или 110 вольт в зависимости от входного напряжения, на которое он рассчитан. И измерить его на вторичных обмотках. Так как есть риск закоротить их при измерении, будем использовать то. что попадается нам под руку. В нашем случае это термоусадка. Сначала наденем ее на выводы вторичных обмоток. Поставим режим измерения в данном случае до двухсот вольт. Следующим моментом его надо включить. Но так как это заведомо рабочий трансформатор, включим не через лампочку. Если же это неизвестный трансформаторах и мы не знаем его работоспособность, лучше всего включить через лампочку, то есть в разрыв одного из проводов подключаем её.

Теперь давайте измерять попарно. Чаще всего в трансформаторах именно попарные обмотки, которые выведены рядом.

Здесь примерно 9 вольт. Мы определили одну из обмоток. Это первые два – 9 вольт. Измеряем вторые два. Тоже 9 вольт.

То есть мы нашли вторую обмотку. Третья и четвертая пары тоже по 9 вольт. Остается проверить, что они не соединены.

Далее на видео с 6 минуты.

Часто нужно ознакомиться заранее с вопросом о том, как проверить трансформатор. Ведь при выходе его из строя или нестабильной работе будет сложно искать причину отказа оборудования. Это простое электротехническое устройство можно продиагностировать обычным мультиметром. Рассмотрим, как это сделать.

Что собой представляет оборудование?

Как проверить трансформатор, если не знаем его конструкцию? Рассмотрим принцип действия и разновидности простого оборудования. На магнитный сердечник наносят витки медной проволоки определенного сечения так, чтобы оставались выводы для подающей обмотки и вторичной.Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Передача энергии во вторичную обмотку производится бесконтактным способом. Тут уже становится почти ясно, как проверить трансформатор. Аналогично прозванивается обычная индуктивность омметром. Витки образуют сопротивление, которое можно измерить. Однако такой способ применим, когда известна заданная величина. Ведь сопротивление может измениться в большую или меньшую сторону в результате нагрева. Это называется межвитковое замыкание.

Такое устройство уже не будет выдавать эталонное напряжение и ток. Омметр покажет только обрыв в цепи или полное короткое замыкание. Для дополнительной диагностики используют проверку замыкания на корпус тем же омметром. Как проверить трансформатор, не зная выводов обмоток?

Это определяется по толщине выходящих проводов. Если трансформатор понижающий, то выводные проводники будут толще подводящих. И соответственно, наоборот: у повышающего вводные провода толще. Если две обмотки выходные, то толщина может быть одинаковой, про это следует помнить. Самый верный способ посмотреть маркировку и найти технические характеристики оборудования.

Трансформаторы делятся на следующие группы:

  • Понижающие и повышающие.
  • Силовые чаще служат для уменьшения подводящего напряжения.
  • Трансформаторы тока для подачи потребителю постоянной величины тока и ее удержания в заданном диапазоне.
  • Одно- и многофазные.
  • Сварочного назначения.
  • Импульсные.

В зависимости от назначения оборудования изменяется и принцип подхода к вопросу о том, как проверить обмотки трансформатора. Мультиметром можно прозвонить лишь малогабаритные устройства. Силовые машины уже требуют иного подхода к диагностике неисправностей.

Метод прозвонки

Метод диагностики омметром поможет с вопросом о том, как проверить трансформатор питания. Прозванивать начинают сопротивление между выводами одной обмотки. Так устанавливают целостность проводника. Перед этим проводят осмотр корпуса на отсутствие нагаров, наплывов в результате нагрева оборудования.Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Далее замеряют текущие значения в Омах и сравнивают их с паспортными. Если таковых не имеется, то потребуется дополнительная диагностика под напряжением. Прозвонить рекомендуется каждый вывод относительно металлического корпуса устройства, куда подключаются заземление.

Перед проведением замеров следует отключить все концы трансформатора. Отсоединить от цепи их рекомендуется и в целях собственной безопасности. Также проверяют наличие электронной схемы, которая часто присутствует в современных моделях питания. Её также следует выпаять перед проверкой.

Бесконечное сопротивление говорит о целой изоляции. Значения в несколько килоом уже вызывают подозрения о пробое на корпус. Также это может быть за счет скопившейся грязи, пыли или влаги в воздушных зазорах устройства.

Под напряжением

Испытания с поданным питанием проводятся, когда стоит вопрос о том, как проверить трансформатор на межвитковое замыкание. Если мы знаем величину питающего напряжения устройства, для которого предназначен трансформатор, то замеряют вольтметром значение холостого хода. То есть провода выводные находятся в воздухе.Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Если значение напряжения отличается от номинального, то делают выводы о межвитковом замыкании в обмотках. Если при работе устройства слышны треск, искрение, то такой трансформатор лучше сразу выключить. Он неисправен. Существуют допустимые отклонения при измерениях:

  • Для напряжения значения могут отличаться на 20%.
  • Для сопротивления нормой является разброс значений в 50% от паспортных.

Замер амперметром

Разберемся, как проверить трансформатор тока. Его включают в цепь: штатную либо собственно изготовленную. Важно, чтобы значение тока было не меньше номинального. Замеры амперметром проводят в первичной цепи и во вторичной.Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Ток в первичной цепи сравнивают со вторичными показаниями. Точнее, делят первые значения на замеренные во вторичной обмотке. Коэффициент трансформации следует взять из справочника и сравнить с полученными расчетами. Результаты должны быть одинаковыми.

Трансформатор тока нельзя замерять на холостом ходу. На вторичной обмотке в таком случае может образоваться слишком высокое напряжение, способное повредить изоляцию. Также следует соблюдать полярность подключения, что повлияет на работу всей подключенной схемы.

Типичные неисправности

Перед тем как проверить трансформатор микроволновки, приведем частые разновидности поломок, устраняемых без мультиметра. Часто устройства питания выходят из строя вследствие короткого замыкания. Оно устанавливается путем осмотра монтажных плат, разъемов, соединений. Реже происходит механическое повреждение корпуса трансформатора и его сердечника.Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Механический износ соединений выводов трансформатора происходит на движущихся машинах. Большие питающие обмотки требуют постоянного охлаждения. При его отсутствии возможен перегрев и оплавление изоляции.

Разберемся, как проверить импульсный трансформатор. Омметром можно будет установить только целостность обмоток. Работоспособность устройства устанавливается при подключении в схему, где участвует конденсатор, нагрузка и звуковой генератор.Как определить межвитковое замыкание трансформатора

На первичную обмотку пускают импульсный сигнал в диапазоне от 20 до 100 кГц. На вторичной же обмотке делают замеры величины осциллографом. Устанавливают присутствие искажений импульса. Если они отсутствуют, делают выводы об исправном устройстве.

Искажения осциллограммы говорят о подпорченных обмотках. Ремонтировать такие устройства не рекомендуется самостоятельно. Их настраивают в лабораторных условиях. Существуют и другие схемы проверки импульсных трансформаторов, где исследуют присутствие резонанса на обмотках. Его отсутствие свидетельствует о неисправном устройстве.

Также можно сравнивать форму импульсов, поданных на первичную обмотку и вышедших со вторичной. Отклонение по форме также говорит о неисправности трансформатора.

Несколько обмоток

Для замеров сопротивления освобождают концы от электрических соединений. Выбирают любой вывод и замеряют все сопротивления относительно остальных. Рекомендуется записывать значения и маркировать проверенные концы.Как определить межвитковое замыкание трансформатора

Так мы сможем определить тип соединения обмоток: со средними выводами, без них, с общей точкой подключения. Чаще встречаются с отдельным подключением обмоток. Замер получится сделать только с одним из всех проводов.

Если имеется общая точка, то сопротивление замерим между всеми имеющимися проводниками. Две обмотки со средним выводом будут иметь значения только между тремя проводами. Несколько выводов встречается в трансформаторах, рассчитанных на работу в нескольких сетях номиналом 110 или 220 Вольт.

Нюансы диагностики

Гул при работе трансформатора является нормальным, если это специфичные устройства. Только искрение и треск свидетельствуют о неисправности. Часто и нагрев обмоток – это нормальная работа трансформатора. Чаще это наблюдается у понижающих устройств.

Может создаваться резонанс, когда вибрирует корпус трансформатора. Тогда следует его просто закрепить изоляционным материалом. Работа обмоток значительно меняется при неплотно затянутых или загрязненных контактах. Большинство проблем решается зачисткой металла до блеска и новой обтяжкой выводов.

При замерах значений напряжения и тока следует учитывать температуру окружающей среды, величину и характер нагрузки. Контроль подводящего напряжения также необходим. Проверка подключения частоты обязательна. Азиатская и американская техника рассчитана на 60 Гц, что приводит к заниженным выходным значениям.

Неумелое подключение трансформатора может привести к неисправности устройства. Ни в коем случае не подсоединяют к обмоткам постоянное напряжение. Витки быстро оплавятся в противном случае. Аккуратность в замерах и грамотное подключение помогут не только найти причину поломки, но и, возможно, устранить ее безболезненным способом.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector