- Принцип работы регулятора напряжения генератора
- Схема
- Возможные причины неисправности
- Основные признаки неисправности
- Как самостоятельно проверить реле-регулятор генератора мультиметром или лампой
- Общие рекомендации по ремонту и эксплуатации
- Что это, где находится, как работает
- Самые распространённые причины поломки
- Как проверить регулятор напряжения генератора мультиметром и прочими способами
- Проверка снятой детали
- Видео о схеме работы с регулятором на автомобиле ВАЗ 2109
- Ремонт или замена?
Диагностика и ремонт генераторов фирмы Nippon Denso
Рассмотрим диагностику и типовые неисправности генератора Nippon DENSO, которые устанавливает на свои автомобили концерн TOYOTA.
Эти генераторы имеют номинальное напряжение 14 вольт и различные размеры статора.
Номинальные выходные токи: 45, 55, 65, 70, 75, 80, 90, 120 Ампер.
Обозначение штекерных выводов в колодке (IG, L) могут быть указаны на бирке на самом генераторе, на его цилиндрической части.
Помимо "массы", генераторы имеют следующие внешние выводы:
S – вывод регулятора напряжения для соединения с "плюсом" батареи
IG – вывод регулятора напряжения для питания цепей регулятора напряжения через выключатель
L – вывод встроенного регулятора напряжения для соединения с лампой контроля исправностинеисправности зажигания
FR – вывод регулятора напряжения для соединения с БУ (блоком управления двигателем)
B – силовой вывод для соединения с «плюсовым» проводом бортовой сети автомобиля
На наружном торце крышки со стороны контактных колец расположены:
Они закрыты металлическим кожухом, который служит и механической защитой, и теплоотводом.
Так вот, приезжает однажды Клиент и говорит:
– У меня нет зарядки на автомобиле!
– И почему Вы так решили?
– На панели приборов горит лампа аккумулятора!
Однако это спорный вопрос, потому что в данном случае может просто не быть контроля заряда.
![]() фото 1 | ![]() фото 2 |
Фото 1 Индикатор зарядки горит
Фото 2 Индикатор зарядки не горит
Чтобы определиться, в чем же все-таки дело, делаем первичную диагностику:
![]() Фото 3 | ![]() Фото 4 |
Проверяем уровень зарядки на АКБ Фото 3 зарядка присутствует
Фото 4 зарядка отсутствует
![]() |
Общий вид генератора на автомобиле

Проверка напряжения на выводе +В
Так как мы рассматриваем генераторы, которые устанавливаются на относительно «свежих» автомобилях TOYOTA, надо помнить, что они имеют несколько видов разъемов, отличающихся между собой формой, количеством проводов, но суть у них одна. На фото ниже показаны некоторые варианты:
![]() | ![]() |
(Схема из книги Vista Ardeo издательства Легион Автодата)
На схеме четко видно, какой вывод куда следует. А так же в нижнем левом углу схемы показано два разъема генератора, «четырех-пиновый и трех-пиновый».
Вывод S служит для контроля напряжения на аккумуляторной батарее и напряжение на нем – это «обратная связь» для регулятора.
При отсутствии напряжения на данном выводе, генератор будет работать, но будет отсутствовать контроль заряда, то есть лампа аккумулятора будет гореть постоянно, а также будет присутствовать «перезаряд» аккумуляторной батареи (нет обратной связи), то есть напряжение свыше 14,5 вольт.
На некоторых автомобилях присутствует предохранитель, который называется ALT S .
Так же при падении напряжения на этом выводе будет «перезаряд» аккумуляторной батареи.
Вывод L служит для контроля заряда, то есть он напрямую связан с лампой индикатора зарядки, он также проверяется простой «контролькой» относительно “-” (минуса) при включенном зажигании, лампа индикатора и «контрольки» светятся в пол-накала.
Если же ни та, ни другая не подсвечиваются – у нас или обрыв проводки, либо просто лампа индикатора зарядки сгорела.
Вывод IG служит для возбуждения генератора, при его отсутствии генератор не будет работать.
Вывод М связан с блоком управления двигателем, о его значении ничего не могу сказать, так как генераторы с таким регулятором в ремонт не приходили.
Ну и соответственно проверка силового «плюса» генератора. При его отсутствии генератор будет просто крутиться «вхолостую» не давая зарядки.
Если выводы L и IG мы смотрим (проверяем) при включенном зажигании, то напряжение на выводе S присутствует постоянно.
![]() |
Внешний вид регуляторов напряжения

Внешний вид разъема на автомобиле

Проверка вывода S

При необходимости замеряем
напряжение на выводе S

Проверка вывода IGN

Если при первичной диагностике не было выявлено отсутствия напряжения на том или ином выводе, то принимаем решение о снятии генератора, предварительно проверив натяжение приводного ремня.
Ставим аккумуляторную батарею на зарядку, снимаем генератор.
![]() | ![]() |
После снятия генератора осматриваем его на наличие механических повреждений после чего приступаем к разборке генератора.
![]() | Генератор без защитного чехла. |
![]() |
![]() Проводимость диодов от + к – | ![]() И отсутствие проводимости от – к + |
Проверяем сопротивление обмотки возбуждения (ротор), должно быть от 2,5до 4 Ом, для надежности проверяем ток, потребляемый обмоткой возбуждения: 3-4,5 А.
Если же сопротивление обмотки меньше нормы и, как следствие, ток потребления выше 5 Ампер,обмотка меняется, попутно меняется регулятор напряжения, так как он рассчитан на ток не выше 5 Ампер, поэтому при такой неисправности обмотки регулятор «вылетает» немедленно.
![]() | ![]() |
А также проверяем обмотку возбуждения на замыкание на корпус, для этого мы используем 220 вольт.
![]() | ![]() |
Нехитрое приспособление для проверки замыкания обмоток статора и ротора на корпус. Щупы для проверки идут в разрыв питания лампы 220 вольт, соответственно, если есть замыкание – лампа загорается.
Далее проверяем статор на замыкание на корпус также с помощью 220вольт.
Осматриваем статор на наличие механических повреждений, разрушения изоляции.
Регулятор раньше проверяли на самодельном стенде, но потом отказались от данной процедуры из за высокой трудоемкости. Если все вышеперечисленное исправно, а генератор не работает, то соответственно автоматически меняем регулятор.
Ставим генератор на стенд ( Новгородской фирмы ГСТ-К)
Проверяем его в различных режимах: диагностика, токоскоростная характеристика, вольт-амперная характеристика.
![]() | ![]() |
Общий вид стенда
![]() Меню | ![]() Выбираем нужный режим |
![]() Обычный тест | ![]() Токоскоростная характеристика |
![]() Вольт-Амперная характеристика | ![]() Так же есть возможность прос- |
После чего делаем распечатку полученных параметров и устанавливаем генератор на автомобиль.
Все запчасти устанавливаемые на генератор – БУ, то есть «контрактные».
Перед ремонтом очень важно внимательно поговорить с Клиентом, что бы попытаться выяснить и понять для себя причину выхода из строя генератора. Генераторы фирмы DENSO достаточно надежные и выходят из строя редко, не считая износа щеточного узла, а по халатности владельцев автомобилей, бывает и другое: посаженная «в ноль» аккумуляторная батарея, помытый «от души» двигатель и т.д.
P.S Данная статья не является «законченным техническим решением», а только отображает частный случай.
Выход из строя реле-регулятора – наиболее частая причина неисправности автомобильных генераторов. Именно поэтому с проверки регулятора обычно начинают контроль работоспособности узлов генератора.
p, blockquote 1,0,0,0,0 –>
p, blockquote 2,0,0,0,0 –>
В большинстве случаев это можно сделать самостоятельно даже без его снятия.
p, blockquote 3,0,0,0,0 –>
p, blockquote 4,0,0,0,0 –>
Принцип работы регулятора напряжения генератора
p, blockquote 5,0,0,0,0 –>
Генератор – один из наиболее консервативных узлов автомобилей. Разработанная в середине 60-х годов схема осталась практически неизменной вплоть до наших дней за исключением элементной базы.
p, blockquote 6,0,0,0,0 –>
Схема
В общем виде схему автомобильного генератора можно изобразить так:
p, blockquote 7,0,0,0,0 –>
p, blockquote 8,0,0,0,0 –>
Она содержит следующие основные узлы:
p, blockquote 9,0,0,0,0 –>
- выпрямительный мост 5 и 6;
- выпрямительный мост питания реле-регулятора 7;
- реле-регулятор 11;
- щетки обмотки возбуждения 10;
- обмотка возбуждения (якорь) 9;
- обмотка статора 8;
- индикаторная лампа 4;
- аккумуляторная батарея 3;
- контактная группа замка зажигания 1;
- конденсатор 2 (может отсутствовать).
Общий принцип работы генераторов переменного тока придумал гениальный Тесла. Постоянный ток через обмотку возбуждения индуцирует магнитное поле. Во время вращения катушки возбуждения (якоря) внутри обмотки статора в последних генерируется переменное напряжение.
p, blockquote 10,0,0,0,0 –> adsp-pro-1 –>
Это напряжение преобразуется в постоянное выпрямителем, выполненным на диодном мосте 5 и 6. Выпрямленное напряжение заряжает аккумуляторную батарею.
p, blockquote 11,0,0,0,0 –>
Чем выше ток в обмотке возбуждения, тем будет выше напряжение генератора.
p, blockquote 12,0,1,0,0 –>
Какую функцию выполняет реле-регулятор? По существу, он является усилителем с обратной связью. То есть, как только повышается напряжение, его схема уменьшает ток через обмотку возбуждения.
p, blockquote 13,0,0,0,0 –>
Соответственно, напряжение генератора уменьшается. Тогда он повышает ток обмотки, напряжение генератора увеличивается. И так до бесконечности. В конечном счете, напряжение генератора стабилизируется на определенном уровне. Весь этот процесс стабилизации длится доли секунды.
p, blockquote 14,0,0,0,0 –>
Реле-регуляторы классифицируют по элементной базе исполнения:
p, blockquote 15,0,0,0,0 –>
- релейные;
- транзисторно-релейные;
- транзисторные (в автомобилях до 90-х годов);
- интегральные (в современных автомобилях);
- микропроцессорные с программным управлением (Audi, BMW).
p, blockquote 16,0,0,0,0 –>
По конструктивному исполнению:
p, blockquote 17,0,0,0,0 –>
- внешние, закрепляемые на элементах кузова;
- встроенные;
- встроенные, совмещенные со щетками.
p, blockquote 18,0,0,0,0 –>
В современных автомобилях чаще всего используют устройства, совмещенные со щетками. В этом есть свой недостаток: когда изнашиваются щетки, приходится менять и реле-регулятор. И наоборот, отказ реле-регулятора может привести к замене здоровых щеток.
p, blockquote 19,0,0,0,0 –>
Некоторые специалисты меняют только щетки, расположенные совместно с реле-регулятором. Это не лучший вариант из соображений надежности, тем более стоимость реле-регуляторов распространенных автомобилей не так велика и может быть даже ниже стоимости замены щеток.
Возможные причины неисправности
p, blockquote 21,0,0,0,0 –>
В качестве основных причин неисправностей реле-регуляторов напряжения генераторов рассматриваются:
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
- межвитковое замыкание обмотки возбуждения. Наиболее опасная причина неисправности. После замены реле-регулятора генератор определенное время работает без проблем. Но регулятор работает при повышенных токах и через пару месяцев вновь перегорает. В этом случае необходимо снимать генератор и везти его на тестирование;
- выход из строя выпрямительного моста (пробой диодов). Менее опасен, тем более данная неисправность вызывает перегрев генератора, и диоды меняются в первую очередь;
- переполюсовка или перепутывание полюсов аккумулятора. В этом случае выходят из строя и выпрямительные диоды;
- разрушение щеток;
- короткое замыкание на управляющем выводе реле-регулятора;
- естественный износ.
Последствия неисправного реле-регулятора могут быть существенны:
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
- повышенное напряжение генератора может привести к выходу из строя электронных блоков автомобиля, поэтому нельзя снимать клеммы аккумулятора при заведенном двигателе;
- внутреннее замыкание реле-регулятора приводит к перегреву обмотки возбуждения и, в конечном счете, более дорогостоящему ремонту;
- разрушение щеток реле-регулятора может вызвать окончательную поломку генератора, его заклиниванию, обрыву ремня и более серьезным последствиям.
Основные признаки неисправности
p, blockquote 24,0,0,0,0 –>
Самый первый признак неисправности — отсутствие свечения контрольной лампочки (индикатора) на приборной панели при включении зажигания.
p, blockquote 25,1,0,0,0 –>
В возрастных машинах, где схема заряда аккумулятора аналогична, показанной на первом рисунке, автолюбителям еще рано паниковать. Возможно, это просто перегорела лампочка или нарушился контакт, и эти случаи довольно часты. Автовладельцы снимают генератор, везут на тестирование, а зря.
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
Второй признак – индикатор «аккумулятор» не гаснет после запуска двигателя. Это уже свидетельствует о нарушении процесса заряда и возможной неисправности генератора.
p, blockquote 27,0,0,0,0 –>
Еще один признак неисправности – яркость ближнего-дальнего света зависит от оборотов двигателя. Кстати, такую проверку рекомендуется производить регулярно. Для этого необходимо в темное время суток остановиться в неоживленном месте напротив какого-нибудь здания и на нейтралке погазовать, включив дальний свет. Изменение яркости свидетельствует о возможных проблемах с системой заряда.
p, blockquote 28,0,0,0,0 –>
Запах горелой обмотки в салоне также признак неисправности генератора, но его можно не почувствовать.
p, blockquote 29,0,0,0,0 –>
Как самостоятельно проверить реле-регулятор генератора мультиметром или лампой
p, blockquote 30,0,0,0,0 –>
В случае подозрения на неисправность системы заряда аккумулятора проверку следует начинать с контроля напряжения на АКБ при заведенном двигателе. Оно должно быть в пределах 13,3 – 14,5 Вольт. Напряжение более 15 Вольт – верный признак неисправности реле-регулятора.
p, blockquote 31,0,0,0,0 –>
Далее проверку следует продолжить прозвонкой управляющего провода, идущего на реле-регулятор. Обычно к генератору идет один толстый провод на +Заряда и один тонкий на вывод реле-регулятора.
p, blockquote 32,0,0,0,0 –>
Видео — как проверить реле-регулятор без регулируемого источника питания:
p, blockquote 33,0,0,0,0 –>
p, blockquote 34,0,0,0,0 –>
Иногда есть еще один для управления тахометром. Следует прозвонить управляющий провод на массу. Сопротивление ниже 10 Ом также будет свидетельствовать о неисправности реле-регулятора.
p, blockquote 35,0,0,0,0 –>
Следующие проверки следует производить на снятом с генератора реле-регуляторе. В большинстве случаев это можно и следует делать, не демонтируя генератор. Реле-регулятор обычно крепится на генераторе двумя-тремя болтиками или винтами.
p, blockquote 36,0,0,0,0 –>
p, blockquote 37,0,0,0,0 –>
После этого необходимо собрать простенькую схему.
p, blockquote 38,0,0,1,0 –>
p, blockquote 39,0,0,0,0 –>
или другой ее вариант
p, blockquote 40,0,0,0,0 –>
p, blockquote 41,0,0,0,0 –>
В качестве лампочки можно взять обычную салонную лампу. Ее свечение будет свидетельствовать об исправности реле-регулятора. На снятом реле также следует проверить состояние щеток.
p, blockquote 42,0,0,0,0 –>
В интернете можно найти схемы проверки практически для любого вида реле-регуляторов напряжения генераторов.
p, blockquote 43,0,0,0,0 –> adsp-pro-2 –>
В том случае, если результаты проверки оказались отрицательными, следует менять регулятор. Обычно его стоимость не превышает 2000 рублей для распространенных марок.
p, blockquote 44,0,0,0,0 –>
Общие рекомендации по ремонту и эксплуатации
p, blockquote 45,0,0,0,0 –>
При малейшем подозрении на неисправность системы заряда аккумулятора (изменении яркости свечения ламп, моргании индикаторной лампы, трудности запуска двигателя, перегреве устройства и других) следует немедленно проверить работоспособность генератора, особенно в холодное время года.
p, blockquote 46,0,0,0,0 –>
Для того, чтобы генератор прослужил дольше, соблюдайте следующие простые правила:
p, blockquote 47,0,0,0,0 –>
- не допускайте чрезмерного загрязнения генератора (он имеет технологические отверстия для проветривания, туда может попадать грязь), производите очистку его поверхности;
- периодически производите проверку натяжения ремня;
- следите за состоянием обмоток статора, это можно сделать через технологические отверстия, они должны быть не потемневшими;
- плохой контакт управляющего провода может привести к выходу из строя реле-регулятора;
- для предотвращения перезаряда аккумулятора и выхода из строя электронных систем автомобиля периодически проверяйте напряжение на аккумуляторе при заведенном двигателе (напряжение заряда).
И пусть ваш генератор прослужит дольше!
p, blockquote 48,0,0,0,0 –>
Следует знать какое должно быть сопротивление высоковольтных проводов зажигания при их замене.
Не все знают что нужно для самостоятельной диагностики автомобиля.
Видео — как проверить регулятор напряжения генератора VALEO в автомобилях РЕНО:
p, blockquote 50,0,0,0,0 –> p, blockquote 51,0,0,0,1 –>
Может заинтересовать:
Очень часто эти регуляторы идут в сборе со щеточным узлом, по крайней мере на половине из всех современных генераторов, которые приносят ко мне в ремонт именно так. И меняются при износе щеток, поэтому проверять или тем более ремонтировать его сейчас никто не будет. А щетки генератора вполне могут выхаживать и по десять лет. Вот раньше, еще когда все на Жигулях, Москвичах и Волгах ездили, были релейные, а позже и транзисторные реле-регуляторы, их паяли и причем достаточно успешно ремонтировали. А сейчас даже сам автомобиль в случае чего укажет на неисправность лампочкой чек-енжин, останется только считать ошибку и поменять.
Ну во-первых, прежде, чем куда либо лезть, надо посмотреть напряжение на аккумуляторе с выключенным двигателем и сравнить его с запущенным. При нормально заряженном аккумуляторе оно должно быть близко к 12,6 вольта при неработающем двигателе и 13,5 — 14,5 вольта при работающем. Потом оставляем включенным мультиметр параллельно клеммам аккумулятора и последовательно подключаем все нагрузки: вентилятор печки, ближний свет, дальний свет, магнитолу, противотуманки и все что еще есть. Смотрим на мультиметр, напряжение должно упасть очень мало, у меня от 14,3 подает до 14,1 вольта. По теории может упасть до 13,5 вольта (в зависимости от мощности генератора), но не менее. Вот если оно резко падает, тогда и занимаемся реле-регулятором.
Было время проверял реле-регулятор с помощью зарядного устройства. Принцип такой: берем зарядное устройство с регулируемой нагрузкой, аккумуляторную батарею, лампу на 12 В и провода, естественно. Подключаем зарядное к аккумулятору и к этим же проводам реле-регулятор. К его щеткам подключаем лампу, лучше использовать небольшие крокодильчики, чтобы не повредить щетки. При нормальном напряжении лампа будет гореть. Повышаем напряжение с помощью зарядного устройства и при пороге 14,5 В лампа должна погаснуть. При уменьшении напряжения, лампа должна загореться. Если все так, реле-регулятор исправно. Этот способ применим для любых типов реле — со щетками или без.
Самый простой метод проверки — это если аккумулятор внезапно сел. Это значит зарядка не идет, а зарядка не идет в двух случаях — генератор или реле-регулятор не исправны. Отсюда и копать начинаем.
Недозарядка или перезарядка, а отсюда и закипание аккумулятора связаны в первую очередь с работой реле-регулятора генератора. Если вы проглядели этот момент, то чаще всего это приводит к выходу из строя АКБ. Поэтому следите за состоянием АКБ – как авто заводится после ночной стоянки, нет ли белых потеков на аккумуляторе, если это есть самое время проверить реле-регулятор.
Реле-регулятор – это просто стабилизатор напряжения, не позволяющий превысить порог в 14,5 В. Их два вида с одинаковым принципом работы: один совмещен со щетками и крепится на генератор, второй отдельный на кузове авто.
Есть два пути проверки не снимая с авто и проверка снятого.
Не снимая с авто можно заметить выход из строя реле по косвенным признакам либо недозаряд либо перезаряд. При недозаряде вы не запустите движок, при перезаряде следы от выкипания электролита.
Но самый правильный метод – это использовать мультиметр, он и самый точный — померить напряжение на незаведенной машине на АКБ и сравнить его с запущенным двигателем. На незаведенном должно быть 12,6 -12,7, а вот если ровно 12 у вас уже недозаряд. При работающем двигателе 13,2 – 14,5. Если больше то реле-регулятор менять.
Однако не всегда виновато реле-регулятор, возможен выход из строя генератора. Если регулятор не в генераторе, то просто меняем, если щеточный узел, то снимаем генератор.
У меня на «Ниве», помню, пару раз были проблемы с реле и оба раза диодный мост пробивало. В чем конкретная причина я так тогда и не выяснил, тем более, что вскоре генератор полностью «сдох».
Внутри каждого автомобиля находится миниатюрная электростанция — генератор, который отвечает за выработку электропитания. Если в нём что-нибудь сломается, аккумулятор начнёт работать неправильно. Результат — внезапно заглохший двигатель. Почему-то это всегда случается в самый неподходящий момент. Чтобы не остаться без машины где-нибудь в глуши, периодически проверяйте регулятор напряжения генератора.
Что это, где находится, как работает
Эта часть авто отвечает за поддержание напряжения бортовой сети в определённых пределах. Регулятор контролирует окружающую температуру, частоту вращения ротора, уровень электрической нагрузки и другие параметры. Он также защищает чувствительные элементы генератора от перегрузок, отвечает за активацию обмотки возбуждения и других систем.
Изделие находится непосредственно в генераторе. Вне зависимости от модели машины принцип работы регулятора одинаков — при росте или снижении напряжения компонент уменьшает или увеличивает ток возбуждения для возвращения показателей на нужный уровень.
Так выглядит регулятор напряжения
Самые распространённые причины поломки
- Замыкание диодного моста или щёток генератора. Результат — отключение генератора или переход на неконтролируемое напряжение.
- Сдвиг напряжения стабилизации. В этом случае стабильность напряжения сохраняется, но оно постоянно либо пониженное, либо завышенное.
- Окисление или обгорание контактов.
- Изменение размеров зазора между контактами.
- Ослабление натяжения пружин.
- Проблемы с обмотками — обрывы или замыкания.
Поломки можно определить на ранней стадии — для этого обратите внимание на соотношение расхода топлива с эффективностью работы авто. Если машина потребляет гораздо больше горючего, чем нужно, но работает хуже, вероятнее всего, проблема именно в регуляторе. Верная примета — сила свечения фар в тёмное время суток. Если при ночной езде вы замечаете, что интенсивность свечения габаритных огней и приборов сильно снизилась, пора проверять регулятор.
Как проверить регулятор напряжения генератора мультиметром и прочими способами
Внимание! Нарушение техники безопасности в этом вопросе может привести к серьёзным поломкам! Ни в коем случае не проверяйте работоспособность изделия методом короткого замыкания. Не запускайте генератор при выключенном аккумуляторе. Не соединяйте клемму «30» с «массой» или клеммой «67».
- Ваш главный помощник в этом вопросе — мультиметр или вольтметр с классом точности не ниже 1.0. Перед началом диагностики проверьте, правильно ли натянут ремень генератора. Для этого нужно нажать на его центр с усилием примерно в 10 кгс. Если ремень прогнулся больше чем на 15 мм, проблема в нём. Также перед тестированием нужно прогреть двигатель на средних оборотах в течение примерно 15 минут. Обязательно включите фары во время прогревания.
Вам понадобится вольтметр с диапазоном шкалы от 0 до 15 В. Замер напряжения осуществляется между выводами «массы» и клеммы «30». Для разных автомобилей показатели нормального напряжения могут быть разными, но в большинстве случаев значение должно составлять примерно 14 В. Если результат выходит за рамки того, что указывает производитель — регулятор, вероятнее всего, повреждён.
Как правильно проверять регулятор напряжения
Подключаем измерительный прибор
Проверка снятой детали
Можно тестировать и снятый с генератора элемент. Для этого нужно включить лампу 1–3 Вт, 12 В между щётками щёткодержателя. Необходимо по очереди подключить источники питания к выводам D+ и «масса». Сначала присоединяем источник на 12 В, затем — на 15–16 В. Если всё нормально, то при подключении первого варианта лампа будет гореть, а со вторым гаснуть. Если она горит и там, и там, значит, есть пробой в регуляторе. Совсем не горящая лампа свидетельствует об обрыве или отсутствии контакта между составными элементами. Чтобы проверить наличие контакта, подключите лампу не к щёткам, а к выводам D+ и DF.
Видео о схеме работы с регулятором на автомобиле ВАЗ 2109
Ремонт или замена?
Целесообразнее купить новый регулятор. Если он выходит из строя, составные части элемента серьёзно повреждены. Конечно, можно попытаться вернуть работоспособность, но в таком случае вы рискуете остаться со сломанным генератором где-нибудь за городом.
Кстати! На автомобилях ВАЗ в качестве временной меры можно попробовать следующий способ:
- извлекаем лампу головного света из правой фары;
- устанавливаем одну из её спиралей на клеммы, снятые с вышедшего из строя регулятора.
Если все сделано правильно, аварийная лампа погаснет, а нужная засветится и вы сможете добраться до сервисного центра. Однако помните, что «народные» методы применяются на свой страх и риск.
Диагностика регулятора требует умелого обращения с мультиметром, но ничего сложного в ней нет. Не забывайте периодически проверять работоспособность этой части авто, и генератор не доставит вам неприятных сюрпризов.