Что такое предусилитель звука

«Пред» — среда обитания

Меня периодически привлекают для написания статей о самом загадочном «звере» в домашней аудиосистеме. Как правило, СМИ его «притягивают за уши» то к МР3-плееру, то к караоке, то к профессиональной студии звукозаписи. Да, предварительный усилитель может озвучить всё это и многое другое, но набор столь широких возможностей не повод для отметания его амплуа. От всякого предусилителя или AV-процессора мы вправе ждать немедленный эффект, если только у нас есть некий стереоусилитель мощности. Этот эффект ни много ни мало сравним с любовью к подлинному искусству вместо простой привычки потреблять музыку в сжатых форматах. AV-процессоры и хорошие предусилители стоят дорого. Прежде всего потому, что их схемы «превращают» хилый, плоский и писклявый звук с проигрывателей в «живьё», от контрабасных щипков которого мурашки пробегают по коже всякий раз. Предусилитель хорош для раскрепощения слушателя. Словом, этот товар интеллектуален.

Что такое предусилитель звука

Предварительный стереоусилитель Audio Space Reference-2 предназначен для работы в комплекте с моноблочными усилителями мощности Refrenece-1

Подбирая или обновляя своё аудио, вы непременно наткнётесь на предложение о покупке двух усилительных блоков. Один будет называться предварительным (он же — «пред»), другой — мощным усилителем (ещё его называют оконечным усилителем), а если они объединены в общем блоке, то это интегральный, или полный, усилитель. В дорогой категории цифровых многоканальных систем встречается AV-процессор (дальше для краткости — «проц»). «Пред» — наилучшее вложение денег и апгрейд системы.

AV-процессор Lexicon MC-12B HD сочетает систему коррекции параметров Lexicon LIVE и процесс обработки объемного звука LOGIC 7 ®

С «предом» или «процем» ваша система будет выглядеть так: источник + предусилитель + усилитель + акустика. Источниками могут быть: проигрыватель дисков, проигрыватель винила, транспорт, спутниковый телетюнер, кассетная дека. «Предом» может быть предварительный усилитель либо AV-процессор. Усилитель мощности он и есть усилитель мощности. С акустикой тоже всё понятно. «Пред» в природе встречается чаще, чем можно предположить.

Арсенал Рембо

Благословенны обладатели блочных мини-систем Sharp образца 80-х годов, в которых «пред» выделяется не только красивым «профессиональным» индикатором спектра частот. Поблочная конструкция дала инженеру возможность оптимизировать схему, то есть поднять силу тока (V — вольты) и опустить сопротивление (Ohm — омы) в «преде». В таком виде стало возможным «кроить» и «красить» сигнал, благополучно удерживая соотношение сигнал/шум выше 100 дБ, а искажения — ниже одной целой процента. Практически это обеспечивается специальной калибровкой силового трансформатора под схему «преда».

Конкретно у старых «Шарпов» поражал качественный, драматически выразительный многополосный эквалайзер. Высшее достижение инженеров фирмы JVC — «пред» JP-S7 для стереосистемы, оборудован устройством того же калибра. В обоих случаях движки эквалайзеров влияют только на «свою» частоту и не «захватывают» соседние. Но «преды» или AV-процессоры класса Hi-End могут не иметь регулировок тембра вообще и при этом формировать не менее детальный, выразительный, динамичный и богатый звук.

Что такое предусилитель звука

Предварительный усилитель JVC JP-S7 оборудован многополосным эквалайзером

«Своё» питание позволяет проработать и коммутацию — вторую важную функцию «преда». Предусилитель JVC имеет пользовательскую подстройку сопротивления и ёмкости (pF) на входе для проигрывателя винила плюс «плавающую» чувствительность выхода (V). То и другое плюс встроенный эквалайзер разнообразят возможности пользователя. Впрочем, этого показалось мало инженерам, и они снабдили «пред» функцией полного отключения «наворотов». Это — кратчайший путь для получения «неокрашенного» звукового сигнала. Наконец, два гнезда выхода с «преда» можно эффектно использовать для подключения «мощника» с колонками стерео и активного сабвуфера. В общем, когда арсенал велик, как у киногероя Рембо на армейском складе, то «оружие» можно выбрать любое и получить от этого дополнительный кайф.

«Пред»варительные подсказки

Если читатель полагает, что я педалирую тему, то вот: существует генерация интегральных усилителей и даже AV-ресиверов c колоссальной широтой регулировок звука и без утомительных искажений. Но они и их настройка — как рулетка. «Интересный» звук — закон и свойство любого простейшего «преда», чей «транс» не «обременён» иными функциями. Вот почему в формате стерео укоренились деки и винил, а в цифровых системах — транспорты с «сырой» передачей данных на «проц». Чем больше таких «развязок», тем лучше для звука системы, и развязка «преда» от «мощника» — последняя и лучшая в этом ряду.

В итоге такой «арсенал» позволяет хозяину «преда» и серьёзной аудиосистемы нейтрализовать огрехи записи и тиражирования дисков, а также и частотные резонансы, свойственные любой комнате. Чтобы не погружаться в физические аспекты, можно уяснить ключевые подсказки:

1. На эквалайзере «преда» центральную частоту по НЧ и по ВЧ лучше отрегулировать максимально близко к 1 кГц, а СЧ «проваливать» на полдецибела.

Читать также:  Как рассчитать намотку трансформатора

2. Все цифровые эффекты и реверберации AV-процессора отключить, в настройке неотключаемых режимов Pro Logic и других объёмов вывести тыловые и центральный каналы равнозначно фронтальным по уровню громкости и тембру. Это хорошо слышно на тест-тоне и сообщает звуку в любом режиме его естественную реверберацию.

3. Регулятор звуковой функции (чувствительности или нагрузки) всегда подчиняется правилу: движение слева направо усиливает «звон» и ослабляет «бас». В соотношении с усилителем мощности выход «преда» лучше вывести с максимальным, а вход на «мощнике», соответственно, с минимальным уровнем.

4. Чем ниже выходное сопротивление «преда» и выше входное на «мощнике», тем качественнее и динамичнее будет звук. Впрочем, практических ошибок здесь не бывает — бывают противоречивые и запутанные спецификации. Отличную совместимость всегда даёт классическое сочетание предварительного стереоусилителя ламповой конструкции и MOSFET-транзисторного мощника (MOSFET — metall-oxyde-semiconductor field effect transistor — технология производства транзисторов).

5. Хорошие ламповые AV-процессоры автору не известны, совмещение «проца» с ламповым многоканальным усилителем мощности проблематично, но по многоканальному аналоговому пост-ЦАП-выходу сигнал с проигрывателя DVD можно дать на ламповый «пред», затем на усилитель мощности.

6. Можно подключить к «преду» непосредственно активные колонки, но добиться хорошего звука можно лишь от студийных моделей. Минус: трудоёмкая настройка конфигурации.

«Оркестровая» медь

Не все «преды» класса Hi-End равнозначны, так как иные фирмы недостаточно артистичны, другие не способны преодолеть собственные идеологические ограничения, третьим лучше удаются усилители мощности.

Высоковата цена, но пленяет специфический «окрас» у Marantz. Как Фрэнк Синатра некогда основал рекорд-компанию на базе звучания биг-бэнда и свинга — так и новый «стереопред» Marantz SC-7S2 импонирует сияющей медью оркестра, эффектно оттенённой контрабасом и ударными. Недаром модель восходит к прототипу той же эпохи — 1958 года выпуска. На ряде функций фирма сегодня сэкономила, так как на самом деле ценные материалы и высокоточное производство с тех пор подорожали. Спасибо, оставили хоть качество звука. Это уже вторая модификация «легенды», оборудованная под требования нынешнего поколения цифровых носителей.

Четыре чипа Wolfson составляют «прозаичный» регулятор громкости и позволяют протянуть диапазон частот до 150 кГц, авторские модули HDAM японского инженера Кена Ишивата занимаются звуком в выходной части схемы, балансная с обратной связью схема получает чистое питание от «сильного» трансформатора (транса) кольцевой формы.

Что такое предусилитель звука

«Голос» референсного предусилителя Marantz SC-7S2 — это «голос» его предшественника

Фанатам студийного микса, программного обеспечения Steinberg Nuendo и просто записи на болванки «пред» или «проц» предлагают добавленные обработки звука и гибкость конфигурации. Например, эквализованная запись, выбор более высокого битрейта, апсэмплинг (повышение качества звучания CD путём применения технологии повышения частоты квантования данных до 192 кГц). Наличие ЦАПа и АЦП в «проце» позволяет обработать и динамически «расширить», скажем, сигнал с архивного винила или фильтровать шум аналоговой ленты в цифровой форме, после чего превращать в аналог на ЦАПе. Практически студийный ремастеринг старых записей.

«Зеркальные» признаки

Как определить классный «пред» с первого взгляда? Как правило, это балансная конструкция, при которой обе половины стереосхемы выглядят «зеркально» и заканчиваются на задней панели так называемыми XLR-терминалами. Если такими не оборудованы остальные компоненты системы, то вы всё равно будете иметь звук высокого калибра даже с обычных RCA-гнёзд. Ещё признак класса — наличие входа для винила с головки МС, которая вдвое слабее ММ по сигналу и вдвое «богемнее» по статусу. Лучшие «преды» обладают секциями внутри корпуса и массивным шасси с медными шляпками болтов по днищу и стенкам.

Отличительные признаки в схеме. Специальная схема по HDCD — без комментариев. DSP-процессор цифровых аудиоэффектов — чип Cirrus CS 49326 или аналогичный. Далее. ЦАП и АЦП: чипы Cirrus, Wolfson c возможностью апсэмплинга. Благодаря массивному трансформатору и конденсаторам энергии в схеме, эти чипы питаются лучше, чем их «коллеги» в проигрывателе. Тем самым всё аудио на «проце» приобретает естественную протяжённую и плавно спадающую АЧХ. Также важно наличие аудиофильского «прямого» режима с отключением всех «лишних» схем, кроме, может быть, ЦАПа. В «проце» очень важна детальная настройка сабвуфера с выбором частоты LFE-фильтра и его крутизны. Тихий уровень музыки должен передавать басовые партии разборчиво.

Неочевидные признаки. Можно исходить из класса схемы. Класс А означает высокий потребляемый ток и более простую и «прямую» схему доставки сигнала — так называемый «быстрый» звук. Класс D свойственен сабвуферным схемам, поскольку задействовано больше деталей, на которых ВЧ-сигнал «теряется». Самый оптимальный для «преда» — «средний» класс В или АВ. Изготовители любят хвастать строгим отбором, близкими номиналами деталей в каждом канале (не выше 0,5 дБ), высоким стереоразделением (около 100 дБ), сильноточным (на 75 ампер) трансформатором в схеме питания и низкоимпедансной низкоомной нагрузкой на усилитель мощности. Сюда же относятся динамическая характеристика (0 — 100 дБ) и частотная характеристика (10 Гц — 100 кГц).

Читать также:  Различают следующие виды технологических процессов

Центр управления

Предусилитель, самостоятельный стерео либо входящий в многоканальный AV-процессор, позволяет владельцу регулировать громкость и вкусовой тембр в системе, переключать источники звука, включая винил. «Пред» часто называется центром или контроллером управления, поскольку готовит сигнал для усилителя мощности. Он должен располагаться на виду, тогда как греющийся и тяжелый блок мощника можно отвести на длину кабеля и спрятать (с учетом вентиляции).

Электрическая схема «преда» определяет качество звука в системе больше, чем даже акустика. Эквалайзер и уровни каналов в процессоре способны выстроить умопомрачительно реалистичное стерео, не прибегая к цифровым эффектам DSP или к «прямому» аудиофильскому тракту. Качество и длина проводов, аксессуары — важны, но в этом случае не критичны.

Что такое предусилитель?

Слово “предусилитель” может подразумевать две вещи:
— схема предусиления внутри любого устройства (например аудиоинтерфейса)
— отдельный прибор.

Предназначение предусилителя — усиление слабого сигнала до уровня “линейного” сигнала, то есть к “стандартному” уровню записывающего оборудования.

Сигнал микрофона всегда значительно слабее “рабочего” уровня, ориентировочно 30-60 дБ должно быть добавлено к исходному сигналу с микрофона. Гитары и бас-гитары не нуждаются в таком количестве, обычно им нужно порядка 20-30 дБ. С синтезаторами все менее определенно из-за различных выходных стандартов.

Таким образом преамп необходим всегда, но он не обязательно должен быть отдельным устройством. Все аудиоинтерфейсы уже имеют внутреннюю схему предусиления, и обычно для старта их качество совершенно приемлемо. Стоит отметить, что более дорогие аудиоинтерфейсы имеют значительно более качественные предусилители.

Преимущества внешних предусилителей

Решившись на покупку внешнего микрофонного предусилителя, в чем мы выигрываем?

Качество звучания

Более всего заметное на высоких уровнях громкости.

Часто базовые предусилители звучат неплохо на уровнях 40-50дБ, но затем могут начать заметно “окрашивать” звучание в негативном смысле этого понятия.
Качественные внешние преампы имеют более сложные схемы усиления работают заметно более прозрачно и уверенно справляются во всем диапазоне громкостей.

Большой запас гейна

Встроенные преампы редко когда могут предложить более 60дБ гейна. Для многих динамических микрофонов, а также риббонов может понадобиться 70дБ и более. Конденсаторные микрофоны менее прихотливы.

Шум

Встроенные преампы зачастую имеют хороший уровень полезного сигнала по отношению к шуму, но если вы записываете тихие источники и или используете микрофон с небольших выходом (например риббон), то внешние предусилителей однозначно будут обладать преимуществами.

Вы можете посмотреть номенклатуру “эквивалентных выходных шумов” (E.I.N): -129 dBu это хороший показатель, -127 dBu тоже, но показатели ниже уже могут создать заметную помеху при использовании встроенного предусилителя.

Характер звука

Это возможно наиболее распространенная причина покупки внешнего предусилителя.

Как правило внутренние схемы предусиления звучат стерильно чисто, при этом специфическое “окрашивание” звука проходящего через электронику отдельного железного прибора имеет обширную мифологию позади, и нередко преподносится как важная специфика звучания той или иной записи.
“Грязный” характер ламповых предусилителей 60-ых, или плавный “винтажный” звук классических транзисторных девайсов 70-ых — все мы слышали эти заклинания и надо сказать, что они имеют смысл.

Дополнительные возможности

Внешние преампы как правило имеют расширенный функционал по сравнению с встроенным вариантами. Самыми распространенными являются — изменение фазы, low cut, а также ступенчатое переключение гейна (pad). Более подробно об этом мы поговорим в следующей статье.

В завершении, нужно ли покупать внешний предусилитель?

Если вы только начинаете, то забудьте про покупку внешнего устройства, вместо этого купите более дорогой аудиоинтерфейс с хорошим встроенным предусилителем.

Внешний преамп может улучшить ваш звук очень ощутимо, но особенно это замечается при работе с микрофонами со слабым выходом — динамическими и риббонами.

Конденсаторные микрофоны имеют большой выход и благодаря этому нивелируют различия между встроенными и внешними предусилителями.

Внешний предусилитель это отличный второй шаг для улучшения качества и расширения возможностей, но не стоит делать его перед первым шагом. Вы можете получить отличный результат при использование аудиоинтерфейса и одного или двух конденсаторных микрофонов.

Подпишитесь на наш Telegram канал — новые обзоры каждую неделю.

Что такое предусилитель звука

Качественное воспроизведение звука требует специального технического оборудования, среди которого не маловажное значение имеет предварительный усилитель.

Что такое предусилитель

Предварительный усилитель предназначен для преобразования слабого сигнала в более сильный. Находится усилитель звука недалеко от самого источника сигнала. Это дает возможность получать сигнал и сразу передавать его без изменений на усилитель мощности. Слабый сигнал при выходе может поступать с микрофона, со звукоснимателей, проигрывателей и даже приемника. Чаще всего применяется в аудио системах Hi-Fi и High-End для подключения отдельных компонентов аудиосистемы, а так же для увеличения напряжения.

Читать также:  Болт без резьбы как называется

Что такое предусилитель звука

Управлять предом и регулировать можно с лицевой панели. В задней части размещаются разъемы, предназначенные для подключения, как усилителя, микрофона, так и проигрывателей грампластинок, компакт дисков и других приборов. Отдельные устройства имеют свои особенности в конструкции для получения звука. Чтобы получить некоторое количество звуковых вариантов, приборы оснащены ручками для снижения или усиления звука, тембра, различных частот.

Зачем нужен предусилитель

Главная задача прибора – усиление сигнала до такого уровня, который более приемлем для усиления усилителями мощности — конечных усилителей. Предварительный усилитель выбирает единый уровень сигнала от различных источников, то есть через усилитель подключается сигнал от любого источника. Усиливая сигнал, предусилитель меняет звуковой тембр. С помощью воспроизводящей аппаратуры достигается линейность с минимальным искажением. К примеру, чтобы получить чистый гитарный звук, без этого свойства прибора не обойтись при формировании правильного звучания электрогитары. Ведь известно, у электрогитары свой особый звук. Поэтому дополнительные тембровые окраски придают изначальному гитарному звуку узнаваемое гитарное звучание.

С помощью некоторых моделей предусилителя можно получить новое звучание. Достигается оно перегрузкой некоторых внутренних узлов прибора. Такие модели конструируются так, чтобы имелась возможность включать режим необходимой перегрузки. Получается особое хрипящее, тяжелое звучание электрогитары. Измененный вид звучания инструмента непосредственно зависит от отдельных моделей самих предусилителей. Перегруженные предусилители, или как их еще называют – подгруз, различают характером звучания, что обусловлено тембровыми изменениями.

Многие предусилители выпускаются в аудио картах. Но отдельные устройства обеспечивают более качественное звучание, чем встроенные. Каждый в отдельности предусилитель имеет свой характер звучания, поэтому удобнее подобрать подходящий для вас по звучанию. Хоть главным критерием выбора является его индивидуальный звук, это не значит, что будет достаточно просто подобрать стоящий по цене прибор. Ведь предусилители бывают с разными характеристиками и подходят одни модели под микрофоны, другие — разного звучания гитары. Использование разных моделей предусилителей в личной студии очень дорого. Как же подобрать один, но хороший?

Следует знать, что предусилители делятся на:

  1. Инструментальные;
  2. Микрофонные;
  3. Универсальные.

Первые дают возможность напрямую подключать гитару. Вторые работают с микрофонами. Третьи имеют переключатель режима и позволяют переключаться с инструментального на микрофонный и наоборот.

Так же предусилители бывают двух групп – ламповые и транзисторные. Ламповые придают звуку мягкости благодаря особому тембру искажений. Транзисторные – резкости и скрипучести. Нет разницы, какие лучше. Плюсы и минусы есть у каждой из групп.

Микрофонные и инструментальные предусилители имеют общие черты:

  1. Количество каналов для входа;
  2. Фантомное питание;
  3. Встроенное специальное устройство, которое ограничивает входной сигнал;
  4. Индикаторы уровня;
  5. Переключатель фазы.

С количеством каналов каждый определяется сам. Если источник звука планируете записывать один, то одноканального будет достаточно. Устройство, ограничивающее уровень сигнала при входе — лимитер, полезно для подачи звука на карту. При перегрузке лимитер не допускает искажений.

Высококачественный предусилитель

Рассмотрим особенности предусилителя, который обращает на себя внимание, на примере усилителя Радиотехника УП-001 стерео.

Высококачественный предварительный усилитель УП-001 стерео является отличным предусилителем для небольшой домашней студии. Основные его достоинства — простота настройки, качественный звук, легкие схемы, удобные металлические переключатели, строгий и презентабельный внешний вид.

Что такое предусилитель звука

Лицевая панель алюминиевая, четкий черный шрифт надписей. Цвет – серебристый. Переключение громкости ступенчатое, что помогает при фиксировании на нужной позиции. Размер 430 358 88 мм, вес приблизительно 7 килограмм. В задней части находятся разъемы для входов-выходов. Имеются розетки для подключения двух устройств по 220В. Мощность, употребляемая усилителем — 10-20 Вт.

Данная модель стереофонического предусилителя может работать с аппаратурой высшего либо первого класса. Обеспечивается выбор источника сигнала, который обрабатывается и сразу же усиливается для комфортного прослушивания. Есть варианты выбора источника записи, перезапись и контроль записи. Система УП-001 позволяет запись с усилением сигнала от подсоединенных источников. Имеется возможность отдельно регулировать высокие и низкие частоты. Присутствует регулятор стерео сигнала. В предусилителе Радиотехника УП-001 полезной кнопкой считают кнопку «тихо», которая при включении, уменьшает звук. Не лишними являются кнопки отключения ВЧ, СЧ и ИНЧ фильтров.

В соотношении цена-качество-звучание предварительный усилитель Радиотехника УП-001 – далеко оставляет позади конкурентов. Звучание всегда идеальное, главное правильно подобрать усилитель мощности, кабели и акустику.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *