Что такое экзерсис в хореографии

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов — движения, а вместо орфографии и синтаксиса — правила классического танца. Это название появилось в России в конце XIX века. До этого балетный танец называли «серьезным», «благородным», «академическим».
Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные движения получили названия.
Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет своего коллегу из Бразилии, а японская балерина — американскую. Как в музыке применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все термины — французские.
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки.
Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца.
Хореографическая терминология — система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно. Экзерсис у опоры или на середине: — это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка» (прикреплённый кронштейнами к стене) и на середине учебного зала и состоит из одних и тех же элементов.
Терминология разбита на группы:

  1. Exercise у станка и на середине зала.
  2. Положения, направления, позы, дополнительные движения.
  3. Прыжки.
  4. Вращения.

Exercise у станка и на середине зала.

PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.
DEMI PLIE [деми плие] – неполное, маленькое «приседание», полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
GRAND PLIE [гранд плие] — глубокое, полное «приседание».
BATTEMENT TENDU [батман тандю] – отведение и приведение вытянутой ноги в нужное направление, не отрывая носка от пола.
BATTEMENT TENDU JETÉ [батман тандю жете] — «бросок», взмах вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление.
ROND DE JAMB PAR TERRE [ронд де жамб пар тер] — круг носком по полу круговое движение носком по полу.
BATTEMENT SOUTENU [батман сотеню] – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное, слитное движение.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] — «мягкое», «тающее», плавное движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого "рабочая" нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и "рабочая" нога открывается вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] — «удар», движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT DOUBLE FRAPPE [батман дубль фраппэ] – движение с двойным ударом.
PETIT BATTEMENT [пти батман] — «маленький удар» — поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
BATTERIE [батри] – барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
BATTU [ботю] — «бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.
ROVD DE JAMBE EN L’AIR [рон де жамб анлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.
ADAJIO [адажио] — медленно, плавно включает в себя гранд плие, девлопе, релеве лян, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
BATTEMENT RELEVE LENT [релеве лян] — «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание вытянутой ноги вперед, в сторону или назад на 90° и выше.
BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] – вынимание, раскрывание ноги вперед, назад или в сторону скольжением "рабочей" ноги по опорной в нужное направление.
GRAND BATTEMENT [гранд батман] — «большой бросок ,взмах» на 90° и выше вытянутой ноги в нужное направление.
BALANCOIRE [балансуар] – «качели», применяется в grand battement jete.

Положения, направления, позы, дополнительные движения.

A LA SECONDE [а ля сгон] — положение, при котором исполнитель располагается en face, а "рабочая" нога открыта в сторону на 90° .
ALLONGEE [алонже] – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки, завершающее движение рукой, ногой, туловищем, положение удлиненной руки.
APLOMB [апломб] – устойчивость.
ARABESQUE [арабеск] – поза классического танца, при которой вытянутая нога отводится назад на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
ATTITUDE [аттитюд] – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
BALANCE [балансе] – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже — вперед-назад.
BATTEMENT [батман] – размах, биение.
BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] — противоположное battement developpe движение, "рабочая" нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
BATTEMENT RETIRE [батман ретире] — перенос через скольжение "рабочей" ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
COUPE [купе] — подбивание; отрывистое движение, короткий толчок, быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.
CROISEE [круазе] – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
DEGAJE [дегаже] — освобождать, отводить «переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.
DEMI [деми] – средний, небольшой.
DEMI ROND [деми ронд] — неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
DESSUS-DESSOUS [десю-десу] – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
DÉVELOPPE [девелопе] — «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
DOUBLE [дубль] — «двойной», • battement tendu — двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper — двойной удар.
ECARTE [экарте] — поза классического танца (a la seconde), при которой вся фигура повернута по диагонали вперед или назад.
EFFACE [эфасэ] – развернутое положение корпуса и ног.
EN DEDANS [ан дедан] — направление движения или поворота к себе, вовнутрь, в круг.
EN DEHORS [ан деор] — круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты
EN FACE [ан фас] – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
EN TOURNANT [ан турнан] – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый).
GRAND [гранд] – большой.
JETE [жете] – бросок ноги на месте или в прыжке.
PAS COURU [па курю] – пробежка по шестой позиции.
PAS D`ACTIONS [па де акшн] – действенный танец.
PAS DE BASCUE [па де баск] – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
PAS DE BOURREE [па де буре] – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
PAS DE DEUX [па де де] – танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
PAS DE QUATRE [па де карт] – танец четырех исполнителей.
PAS DE TROIS [па де труа] – танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
PASSE [пассе] — «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в стороне, сзади.
PETIT [пти] – маленький.
PIQUE [пике] — легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.
PLIE [плие] – приседание.
PLIE RELEVE [плие релеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.
POINT [пойнт] — вытянутое положение стопы.
PORDEBRAS [пор де бра] — «перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону, то же самое в растяжке. Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
POUNTE [пуанте] — «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
RELEVÉ [релеве] — «поднимать, возвышать», подъем на пальцы или полупальцы
RENVERSE [ранверсе] — от гл. «опрокидывать, переворачивать»; резкое перегибание, опрокидывание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.
Rond [ронд] – «круг, круглый»
SOUTENU [сотеню] – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».
SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания "рабочей" ноги в пятую позицию.
SUR LE COU DE PIED [сюр ле ку де пье] — положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе.
TEMPS LIE [тан лие] — маленькое адажио,1 — полуприсед на левой,2 — правую вперед на носок, 3 — перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП, 5.то же самое в сторону и назад.
TOMBÉE [томбэ] – — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie.

Читать также:  Мини подъемник для гаража

Прыжки.

ALLEGRO [аллегро] – быстро; «веселый», «радостный»; часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.
ASSEMBLE [ассамбле] — от гл. соединять, собирать; прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе в воздухе.
BRISE [бризе] – разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков з заносками.
CABRIOLE [кабриоль] – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
CHANGEMENT DE PIEDS [шажман де пье] – прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
ECHAPPE [эшаппэ] – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
ЕМВОIТЕ [амбуате] — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°, при этом происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
ENTRECHAT [антраша] – прыжок с заноской.
GLISSADE [глиссад] — партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.
GRAND JETE [гранд жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение "шпагат".
JETE FERME [жете фермэ] – закрытый прыжок
JETE PASSÉ [жете пассе] – проходящий прыжок.
PAS BALLONNE [па балонэ] – раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
PAS BALLOTTE [па балоттэ] – колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
PAS CHASSE [па шассе] – партерный прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога "догоняет" другую в высшей точке прыжка.
PAS CISEAUX [па сизо] – ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
PAS DE CHAT [па де ша] – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
PAS FAILLI [па файи] — связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demi plie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.
SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.
SISSONNE [сисон] – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
SISSON OUVERTE [сиссон уверт] — прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.
SISSONNE FERMEE [сисон ферме] – закрытый прыжок.
SISSONNE SIMPLE [сисон симпл] – простой прыжок с двух ног на одну.
SISSONNE TOMBEE [сисон томбе] – прыжок с падением.
SOUBRESAUT [субресо] – большой прыжок с задержкой в воздухе.

Вращения.

FOUETTE [фуэте] – от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
PIROUTTE [пируэт] — «юла, вертушка»; вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.
TOUR [тур] – поворот.
TOUR CHAINES [тур шене] — «сцепленный, связанный»; быстрые повороты, следующие один за другим, исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах.
TOUR EN L`AIR [тур ан лер] – тур в воздухе.

Экзерсис у станка имеет определенные цели и задачи:

  1. Развитие природных хореографических данных.
  2. Развитие хореографических качеств и способностей.
  3. Разогрев мышц корпуса, ног, рук, укрепление суставов и сухожилий.
  4. Изучение и освоение методики исполнения основных движений классического танца.

Экзерсис у станка состоит из определенных, постоянно повторяющихся упражнений, которые имеют свои цели и задачи:

1. Demi и grand рliе – развивает и укрепляет коленный и голеностопный суставы, вырабатывает эластичность мышц ног.

2. Вattement tendu — разогревает мышцы ног, развивает подвижность и выворотность стопы.

3. Вattement tendu jete – развивает силу мышц ног.

4. Rond de jambe par terre – укрепляет тазобедренный сустав, развивает его выворотность.

5. Вattement fondu – развивает силу и выворотность ног, эластичность мышц, укрепляет суставы ног.

6. Вattement frappe — отрабатывает быстрое и точное сгибание и разгибание ноги, выворотность колена, силу удара.

7. Adajio — развивает величину шага, хореографические и танцевальные качества, выразительность исполнения движений, входящих в эту группу.

8. Rond de jambe en l’air – отрабатывает технику исполнения, развивает силу и выворотность коленного сустава.

9. Grand battement jete – развивает силу ног, отрабатывает величину растяжки шага.

Музыка в хореографическом произведении.

Работа балетмейстера с фонограммой.

Танцевальное искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет ее эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо го­ворят, что она душа танца. Музыка и танец дополняют друг друга, соз­дают слышимый и зримый образы. Если эти образы совпадают, значит, постановщик, верно, понял и почувствовал музыкальное произведение, значит, ему удалось пластическими средствами, языком танца раскрыть образы, заложенные в музыке. Постановщик строит сочинение, исходя из за­мысла, положенного в основу музыкального сочинения, стиля и характера музыки, ее ритмического рисунка и т.д.

В музыкальном материале хореограф находит национальные черты своих героев, интонации эпохи, и в своем хореографическом решении он обязан, отразить все это.

Руководитель детского хореографического коллектива в своей практике использует либо готовое музыкаль­ное произведение, либо сочинение композитора, написанное по замыслу либреттиста. В хореографической работе педагог-постановщик не имеет воз­можности обратиться к композитору. Чаще всего он использует готовое музыкальное произведение. Он останавливает свой выбор на интересном музыкальном сочинении, в результате прослушивания которого фантазия подсказала ему определенные хореографические решения. В его воображе­нии рождаются образы, характеры, драматургия, сюжет будущего номера. В другом случае у постановщика есть определенная тема, сюжет, тогда он ищет музыкальный материал, подходящий к его замыслу. Найдя его, он будет разрабатывать драматургию номера, уточнять сюжет, развитие образов.

В любом случае знание музыкальной литературы необходимо балетмейстеру, он должен уметь проанализировать музыкальное произведение с точки зрения формы, стиля, характера. Единство музыки и танца – вот к чему должен прийти балетмейстер в результате своего труда.

Иногда руководитель хореографического коллектива для своего сочинения берет интересную му­зыку и пытается "подогнать" ее под свой замысел. Появляются неоправ­данные купюры, ломающие форму и искажающие смысл музыкального произ­ведения. Подобное отношение к музыке нетерпимо и не может привести к положительным результатам. Бесспорно, грамотные купюры или компоновка могут иметь место, если они не нарушают ткани музыкального произ­ведения, но они должны быть сделаны либо самим композитором, либо опытным музыкантом, с его согласия.

Читать также:  Принцип работы перфоратора бош

Когда хореограф создает музыкальный текст для своего сочи­нения из отдельных музыкальных отрывков, он должен учесть следующие правила:

1. все отрывки должны соответствовать и принадлежать одному музы­кальному жанру,

2. разные отрывки должны исполняться в едином стиле,

3. компонуемые части должны принадлежать одному композитору,

4. разные отрывки могут компоноваться, если они звучат в едином оркестровом или сольном исполнении,

5. при компоновке нельзя ломать или сокращать музыкальную фразу и музыкальную форму.

Таким образом, отдельные отрывки можно компоновать так, чтобы возникло цельное, гармоничное произведение.

Когда определено музыкальное произведение и придуман сюжет, постановщик приступает к сочинению танца. В творческой работе руководитель должен познакомить исполнителей с выбранной музыкой для будущего танца, под которую они будут не только танцевать, но и демонстрировать свои чувства, эмоции, нас­троения, Исполнители должны много слушать, воспринимать и отражать характер музыкального текста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9079 — Что такое экзерсис в хореографии | 7217 — Что такое экзерсис в хореографии или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Введение.

В основу данного методического пособия положены научные труды А.Я. Вагановой, Н.П. Базаровой, А.Л. Волынской, Л.Д. Блока, Н.В. Медниса и С.Г. Ткаченко, В.С. Костровицкой и А.А. Писарева. Сейчас выпускается большое количество изданий по классическому танцу, но в современных условиях у руководителей коллективов, не хватает времени на их изучение и отбор оптимальной методики. Все материалы данного методического пособия обработаны и адаптированы для работы руководителей с самодеятельным хореографическим коллективом.

Классический танец — одно из главных выразительных средств балетного искусства. Представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. По определению Л. Д. Блок, «классический танец — система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры».

Термин «классический танец» возник в России в конце 19 века, в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и «характерных». Постепенно термин вошёл в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины – «серьёзный», «благородный», «академический».

Бурное развитие хореографических коллективов вызывает желание как можно быстрее обрести высокую технику танца и это стимулирует поиск новых, более действенных приемов в обучении и обновлении методики преподавания классического танца. Но погоня за внешним эффектом, за «конкурсной» броскостью исполнения заслоняет главное – эстетичность впечатления, образный смысл, стилистическую точность. Частота и академическая правильность движений – не конечная цель. Это лишь начало художественного постижения танца. Ведь классический танец – это вечный родник прекрасного.

Система классического танца складывалась путём отбора определённых положений и движений. Из множества движений человека — трудовых, бытовых и пр. — отобраны положения и движения, обладающие определённостью, законченностью, пластически раскрывающие духовный мир человека, т. е. положения и движения, представляющие эстетическую ценность благодаря своей выразительности. Этот процесс можно сравнить с тем, который происходил при образовании музыкальной системы, когда из множества существующих в природе звуков были отобраны звуки особого свойства.

На основе системы классического танца были разработаны позиции ног, рук, корпуса, головы (причём позиции ног разработаны значительно полнее), строго ограниченное число групп движений, включающих понятия: сгибать (plie — плие), вытягивать (etendre — этандр), поднимать (releve — релеве), скользить (glisser-глиссе), прыгать (sauter — соте), бросать (elancer — элансе), поворачивать (tourner-турне). В механическом смысле классический танец представляет собой переход из одной позиции в другую при помощи перечисленных движений.

Упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах. Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (1934 г.). Уже тогда стало очевидно, что ее значение далеко выходит за пределы учебника. Изложенная в ней методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства. Знаменательно признание великого педагога к третьему изданию ее труда: «Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать основы науки танца, свои достижения, все то, что дал мне многолетний опыт танцовщицы и педагога». Очевидно, что в книге А. Я. Вагановой обобщен не только ее личный опыт, но и достижения ее учителей — X. Иогансона, Н. Легата, О. Преображенской, а через них — открытия К. Блазиса, Л. Адиса и их предшественников. В мудрых правилах школы классического танца сконцентрирован огромный, многовековой опыт исполнителей и педагогов, как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках. Тем самым понятие «Наука классического танца» обретает уже не метафорический, а реальный смысл.

I. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ, КАК ОСНОВА ХОРЕОГРАФИИ

Влияние классического экзерсиса на исполнительское мастерство.

В каждом жанре хореографического искусства техника исполнения и художественное исполнение танца имеет большое значение. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы быть красивым и выразительным, движение должно быть правильным, свободным, непринужденным. Овладение танцевальными движениями дается лишь в процессе систематической тренировки, в результате которой, тело ребенка приобретает стройность, становится более крепким и гибким, а движения его — гармоничными и законченными.

В основе учебной танцевальной подготовки участников самодеятельного коллектива лежит система подготовительных упражнений классического танца. Он по праву считается главным в процессе подготовки исполнителей. И это закономерно, поскольку классический танец и его «школа» являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства. Эта система является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу, не только тренируют тело ребенка, они обогащают его запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев. В системе хореографического образования он остается основой основ, и на преподавание его необходимо обращать очень пристальное внимание.

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Занимаясь тренажем, ученик разогревает суставно-связочный аппарат, предупреждая этим растяжение и вывихи при разучивании и исполнении сложных танцевальных движений.

Классический экзерсис у станка важен для танцовщиков, прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса, который при экзерсисе должен держаться на опорной ноге с прямой подтянутой спиной. Как указывает профессор А. Я. Ваганова: «…правильно поставленный корпус — основа для всякого па. Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения». Поэтому задача классического станка — добиться надлежащей постановки корпуса и спины.

Станок в балете — приспособление для упражнений танцовщиков. Международное наименование станка – «бар» (франц. barre, англ. — bar в значении «брус, барьер, поручень»). Состоит из круглого, обычно деревянного бруса диаметром 6-7 см, укреплённого вдоль стен репетиционного (или учебного) танцевального зала. Станок появился в балетном классе на рубеже 18-19 вв., когда в практику театрального танца вводились позы с отведением ноги под углом 90. Выполнение танцевальных упражнений «у станка» (франц. exercice a la barre, англ. exercise at the bar) способствует выработке выворотности, устойчивости и баланса. С упражнений у станка обычно начинается урок классического и характерного танцев. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.п. Вместе с тем упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также концентрация внимания, то есть качеств, необходимых для исполнителя. Помимо содействия физическому воспитанию исполнителя классический станок преследует и задачу чисто танцевального характера. Он должен выработать у исполнителей основные технические навыки, необходимые для исполнения различных танцев.

Читать также:  Единица ремонтной сложности оборудования это

От правильной постановки ног, корпуса, рук, головы во многом зависит развитие технического мастерства танцовщика. Система классического тренажа требует выполнения всех позиций (позиция — положение, фиксирующее начало или окончание движения) и упражнений с предельно выворотным положением ног. Анатомическое строение скелета человека, в частности тазобедренного пояса и ног, таково, что в выворотом положении ноги имеют гораздо больший размах движения, могут выше подниматься и свободнее вращаться. Руководитель должен знать строение человеческого тела, чтобы суметь объяснить ученикам основное значение выворотности. При подъеме ноги в не выворотном положении большой вертел бедренной кости упирается в тазобедренную кость и не позволяет поднять ногу выше 35-65 градусов. В выворотном положении большой вертел уходит назад и не препятствует поднятию ноги — диапазон движения увеличен. В таком положении ногу можно поднять на 90-120 градусов конечно, при соответствующей тренировке. Выворотность необходима не только для улучшения техники танца — она придает движению изящество и гармоничность.

Помимо соблюдения выворотности необходимо также, чтобы все упражнения у станка исполнялись в полную силу. Надо, чтобы работающие мышцы до конца напрягались, иначе эффективность упражнений очень понижается, и мышцы не приобретают требуемой крепости. Все упражнения классического экзерсиса должны делаться совершенно точно и четко, при максимальном напряжении работающих мышц и суставов.

Очень важно вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела.

Опыт показывает, что экзерсис у станка может полностью отвечать всем требованиям классического канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем в нем участвуют основные компоненты танцевальной выразительности — руки, корпус и голова. Поэтому, в упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальности всего исполнения. Здесь уместно привести слова одной из учениц Вагановой о разучивании экзерсиса на ее уроках: «Как и всякий другой урок классического танца, урок Вагановой начинался с экзерсиса у палки (станка). Первым движением было рlie (приседание), но уже и здесь, как и во всем вагановском экзерсисе, не было ничего механического. С самого начала урока и до конца его властвовал танец: и в движениях головы, гибкости и быстрых поворотах корпуса, и в пластике «поющих» рук».

Разумеется, выразительность классического экзерсиса у станка не должна приводить к манерности и искусственной пластике.

В плане последовательности движений у станка взят принцип, изложенный в «Основах классического танца» А.Я. Вагановой.

Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередований движений, тренирующих различные группы мышц. Урок должен начинаться с полуприседаний и глубоких приседаний, поскольку они постепенно вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат. Дальше могут даваться упражнения, тренирующие различные группы мышц. Музыкальное сопровождение (см. приложение №2) на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру и стилю. Движение должно быть точно согласовано с ритмом музыки. Все это в совокупности приучает учащихся еще у станка выполнять движения не сухо, не механически, а выразительно, танцевально.

Основные понятия в классическом танце:

Выворотность – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Опорная нога — нога, на которую перенесён центр тяжести корпуса танцовщика, независимо от ее движения.

Работающая нога — нога, освобождённая от тяжести тела и выполняющая движение на полу или в воздухе, в то время, когда тяжесть корпуса исполнителя приходится на опорную ногу.

Вытянуть – применяется при одновременном выпрямлении ноги в колене и подъеме.

Поднять – применяется при поднимании ноги с одновременным указанием положения колена и подъема.

Поставить – применяется при постановке ноги на носок или пятку без переноса тяжести корпуса.

Отвести – движение ноги в сторону (вправо или влево), затем назад, назад-вправо или назад-влево.

Подвести (ногу к ноге) – применяется при движении работающей ноги к опорной без переноса тяжести корпуса на опорную ногу. Движение может исполняться без отрыва от пола или поднятой ногой.

Провести – применяется при движении ногой по трем направлениям: вперед, вперед-вправо, вперед-влево, тяжесть корпуса на опорной ноге.

Приподнять – применяется при незначительном поднимании ноги также с указанием положения колена и подъема.

Приставить (ногу к ноге) – применяется при одновременном распределении тяжести корпуса на обе ноги.

Подставить (ногу к ноге) – применяется при одновременном переводе тяжести корпуса на подставляемую ногу.

Переступить – применяется при небольшом шаге на месте, при подставке работающей ноги к опорной с одновременным переносом тяжести корпуса.

Перескочить – применяется при подмене ноги прыжком.

Подскочить (подскок) – применяется при небольшом, почти скользящем прыжке на двух или одной ноге (может быть подскок с продвижением).

Притопнуть – применяется при одновременном переносе тяжести корпуса на ударяющую об пол ногу.

Ударить – применяется, когда удар делается без переноса тяжести корпуса на ударяющую ногу.

Нога вытянута – нога вытянута в колене и подъеме.

Нога присогнута – положение на полуприседании.

Бросок ногой – применяется при резком и быстром поднимании ноги.

Выпад – применяется при движении, имеющем характер падения на шагающую ногу с одновременным сгибанием колена работающей ноги.

Прыжок – применяется при большом прыжке: на месте или с продвижением.

Шаг на ногу – применяется, если перед шагом нога была поднята.

Шаг ногой – такое движение, при котором одновременно с шагом переносится тяжесть корпуса на шагающую ногу.

Подъем вытянут – нога вытянута в подъеме, пальцы вытянуты.

Подъем сокращен – нога сильно сокращена в подъеме, носок поднят.

Положение скошенного подъема – вытянутая стопа повернута в голеностопном суставе носком внутрь.

Нога на ребре стопы – положение, когда нога ставится на ребро внешней или внутренней стороны стопы.

Низкие полупальцы – пятка слегка отделена от пола.

Средние полупальцы – пятка приподнята над полом.

Высокие полупальцы – пятка высоко поднята над полом.

Нога на носке – нога стоит на кончике большого пальца, подъем вытянут.

Пальцы – танец на концах всех пальцев при вытянутом подъеме.

ТЕРМИНОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Pas (па) – шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».

Petit (пти) – маленький.

Demi (деми) – средний, небольшой.

Grand (гранд) – большой.

Croisee (круазе) – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

Efface (эфасэ) – развернутое положение корпуса и ног.

Ecartee (экартэ) – отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Аrabesque (арабеск) — поза, при которой у поднятой назад ноги вытянуто колено.

Аttitude (аттитюд) — поза, при которой у поднятой назад ноги согнутое колено.

Battement (батман) – отведение и приведение ноги.

Plie (плие) – приседание на двух или одной ноге.

Demi-plie (деми плие) – полуприседание, не отрывая пяток от пола.

Grand-plie (гранд плие) – глубокое приседание, сгибание колена до предела, с естественным отрывом пятки от пола.

Fondu (фондю) — тающее движение.

Port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

Pirouette (пируэт) – быстрое вращение на полу.

Pas de bourree (па де буре) – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Rond (ронд) – «круг, круглый»

Releve (релеве) – подъем на пальцы или полупальцы.

Tour (тур) – поворот.

Tour chaine (тур шене) – быстрые повороты, следующие один за другим.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *