Чеканка что это такое

Чеканка – это произведения декоративно-прикладного искусства в виде скульптурных настенных барельефов из листового металла, скульптурных сувениров или предметов домашнего обихода. Возникла чеканка в далеком прошлом. Свидетельство тому – многочисленные изделия, обнаруженные при раскопках памятников материальной культуры древних египтян, индийцев, китайцев, монголов, греков, римлян, ацтеков, а также на территории нашей Родины: на Кавказе, в Средней Азии, Закарпатье, в скифских захоронениях Причерноморья.

Чеканка что это такое
Рис. 1. Стальные чеканы:
а) расходники,
б) лощатники,
в) облые;
Чеканка что это такое
специальные:
г) сапожок,
д) рифленый,
е) матировочный.

Широко распространена чеканка и в наши дни. Однако часто ее любители, привлеченные эффектным блеском металла, создают работы невзыскательного вкуса, копируют доморощенные, антихудожественные образцы. Нам хочется, чтобы вы не занимались подобным «творчеством».

Материалом может служить практически любой мягкий пластичный листовой металл толщиной от 0,2 до 1,5–2 миллиметров. Наиболее часто применяют листовую медь, хорошо поддающуюся обработке и отделке. Широко используют листовую латунь, листовой алюминий, сталь «декапир». По томпаку, нейзильберу, серебру и другим металлам можно чеканить высокохудожественные сувениры и ювелирные изделия.

Инструмент для чеканки несложен, его без особого труда может сделать каждый. Это чеканы, давильники и молотки.

Чеканы бывают стальные и деревянные. Стальные представляют собой изготовленные из инструментальной стали стержни квадратного или прямоугольного сечения от 3×6 до 10×15 и длиной 150–160 миллиметров. Рабочий конец обычно утолщен, обработан напильником, закален и отполирован. По форме рабочей части чеканы различают на расходники в виде зубильца, острие которого закруглено с небольшим радиусом (рис. 1а), лощатники – с плоской, слегка скругленной площадкой (рис. 1б), облые – со сферической или овальной формой рабочей части (рис. 1в) и специальные: «сапожок» (рис. 1г), рифленый (рис. 1д), матировочный (рис. 1е) и другие.

Чеканы из твердых пород дерева, конфигурация и обработка рабочей части которых в основном та же, что и стальных (рис. 2), применяют для выколотки или дифовки, то есть чеканки на листе по отлитому из алюминия, баббита, свинца или бетона рельефу.

Давильники из стали либо прочной пластмассы применяются для выдавливания рельефа на фольге или очень тонком листе простым усилием руки без чекана и молотка. Толщина листа в этом случае должна быть не более 0,4 миллиметра.

Давильник представляет собой нож с закругленным лезвием длиной 20–40, шириной 20–30 миллиметров и деревянной ручкой. Лезвие ножа должно быть хорошо отполировано, а острие притуплено и закруглено с небольшим радиусом. Для работы с упором на плечо длина деревянной ручки должна быть не менее 400–500 миллиметров (рис. 3).

Чеканить можно обыкновенным молотком. Однако применяемые профессионалами специальные молотки отличаются от обычных тем, что рабочая часть их хорошо отполирована, а боек представляет собой также отполированную полусферу для создания на чеканке глубоких рельефов. Ручка, конец которой находится на одном уровне с рабочей плоскостью, более удобна, особенно в работе одной только кистью руки (рис. 4а). Вес молотка обычно не превышает 150–200 граммов, чтобы рука как можно меньше уставала, но обеспечивалась необходимая сила удара. Для выколоток глубоких рельефов по баббитовой или алюминиевой отливке применяется удлиненный выколоточный молоток, представляющий собой как бы два соединенных чекана, например расходника и лощатника, насаженных на ручку (рис. 4в). Для этой же цели используют алюминиевые, резиновые и деревянные молотки – киянки (рис. 4б и г).

Особого оборудования для чеканки не требуется. Чеканить можно в любом помещении, лишь бы стук не мешал окружающим.

Чтобы осуществить первоначальную, грубую деформацию листа по задуманной композиции, нужен коврик из толстой (20–40 миллиметров) резины или подушка с песком. Можно использовать и обыкновенную доску или правочную плиту (рис. 5). Подушку шьют из двух-трех слоев прочного брезента крепкими нитками. Внутрь насыпают мелкий песок (рис. 6). Кроме того, необходим деревянный ящик соответствующих композиции размеров, для начала не более 250x350x50 миллиметров (рис. 7). Он заполняется битумно-земляной массой – «смолой», состоящей из пяти частей битума мягких марок, четырех частей мелкого песка или земли и одной части смеси из воска и канифоли поровну. Массу предварительно разогревают и хорошо перемешивают.

Чеканка что это такое

Для каждого, кто собирается чеканить, одной из ответственнейших задач станет композиция. Ведь произведение должно быть красивым и так скомпонованным, чтобы форма соответствовала содержанию, второстепенное подчинено главному, части – целому. Поэтому тем, кто не умеет рисовать, мы советуем использовать готовую композицию.

Затем приступают к подготовке листового металла. Ручными ножницами по металлу вырезают заготовку на 10–15 миллиметров больше размеров выбранной композиции, после чего ее правят деревянным молотком (киянкой) и отгибают углы под прямым углом, как показано на рисунке 8. Чтобы заготовка стала более мягкой, ее отжигают на газовой горелке, паяльной лампе или иным способом и отбеливают.

Поставив ящик в духовку, разогревают битумно-земляную смесь, втапливают в разогретую массу заготовку отогнутыми концами вниз. По остывании смеси заготовку закрашивают светлой гуашевой или темперной краской. Так легче перевести рисунок на металл. Переносят выбранный рисунок с помощью копировальной бумаги и приступают к чеканке.

При оконтуривании нанесенный на металл рисунок повторяют расходником, не следует пользоваться очень острым расходником или зубилом, так как можно просечь металл и испортить всю работу (рис. 9). Чтобы линия была плавной и красивой, а работа спорилась, расходник рекомендуется держать с небольшим наклоном в сторону, противоположную от направления движения оконтуривания. Тогда при ударе молотка чекан сам будет передвигаться на необходимую величину (рис. 10). Удары не должны быть слишком сильными, чтобы не прорубить металл, но достаточными для четкого оконтуривания границы плоскостей различной глубины. Следующим этапом чеканки является осаживание фона композиции и прочеканка мест, расположенных ниже фона. Осаживание производят лощатником или облым чеканом, при этом чекан держат также с небольшим наклоном в сторону от направления движения.

Добившись необходимой глубины фона и других частей изображения, выравнивают и выглаживают все неровности лощатником, прорабатывают ребра между плоскостями на рельефе и переходят к следующему этапу – чеканке с обратной стороны, чтобы рельеф стал более выпуклым и объемным. Для этого необходимо разогреть битумно-зёмляную массу, извлечь из нее проработанный с лицевой стороны рельеф, отогнуть уголки в обратную сторону и отжечь. Отжигом восстанавливается пластичность металла, так как он от ударов чеканом (особенно латунь и сталь) нагартовывается, становится упругим и ломким, трудно поддающимся дальнейшей обработке.

После отжига лист снова засмаливают, то есть втапливают, в битумно-земляную массу, и описанным выше способом прорабатывают композицию с обратной стороны. Затем изделие опять вынимают из смолы, отжигают и снова прорабатывают с лицевой стороны. Повторяют операции до окончательной завершенности. Последняя операция – нанесение на рельеф специальными чеканами задуманной фактуры поверхности.

Читать также:  Плавим серебро в домашних условиях

Есть и другие способы, в их числе чеканка давлением , которая распространена, например, в Закавказье и Закарпатье, где обходятся с минимальным набором чеканов и без смолы. На медном или латунном листе не толще 0,4 миллиметра, располагаемом непосредственно на доске или правочной плите, при помощи давильника сильными и плавными движениями выдавливают рельеф с гладкой поверхности. Фону придается шероховатая фактура, создаваемая обработкой чеканами с обратной или лицевой стороны композиции.

Чеканка что это такое

Чтобы придать готовому произведению необходимую устойчивость и жесткость, края листа отбортовываются, то есть отгибаются, на 5–10 миллиметров под прямым углом в сторону, противоположную лицевой. Так создается зрительно большая толщина рельефа. Для крепления готового произведения на доску с обратной стороны листа припаиваются крепежные стерженьки. Можно прикрепить чеканку к дереву и небольшими гвоздиками.

Важная роль принадлежит завершающему этапу – отделке. При этом художник может смягчить или подчеркнуть форму, усилить выразительность композиции, например затемнив фон на рельефе, сделать выступающие части более заметными, усилить контрастность рисунка и так далее. Можно, наоборот, придать композиции впечатление мягкости, уменьшив блеск чистого металла, приглушив и смягчив переходы между частями рельефа.

Качество отделки определяют тщательность выполнения подготовительных работ, чистота обрабатываемых изделий, посуды, инструмента и материалов, соблюдение температурного режима, химического состава ванн, тщательность промывки и сушки. Кроме того, важны опыт, навыки и прежде всего художественный вкус и чутье художника.

Приемов отделки произведений чеканки много, мы приводим лишь наиболее простые, например отбеливание. Для удаления частиц прилипшей смолы, грязи и окалины готовое изделие промывают в бензине, а затем просушивают в древесных опилках. Окислы и другие загрязнения на меди, латуни и серебре удаляют травлением в растворе из 200 граммов соляной или серной кислоты в литре воды. С серебра окислы лучше удалять в слегка подогретом растворе соляной кислоты. Алюминий сначала опускают в щелочь (раствор едкого натра), а затем, когда изделие почернеет, промывают водой и опускают в азотную кислоту, где алюминий становится белым. После каждой операции по отбеливанию либо нанесению декоративного покрытия в ванне с кислотой или щелочью изделие необходимо тщательно промывать водой.

Для чернения – придания чеканке на меди различных оттенков черного или коричневого цветов, изделие опускают в раствор из 50 граммов односернистого аммония на литр воды при комнатной температуре. Этот же раствор при температуре 60 градусов годен для чернения серебра. Для чернения латуни, бронзы и томпака берут 30 граммов гипосульфита или теосульфита, применяемого в фотографии, и растворяют в литре воды. В прозрачный раствор добавляют 10–20 граммов азотной кислоты, он становится желтым, и чувствуется запах серы. После этого раствор подогревают до 80 градусов, погружают изделие и держат до получения нужного оттенка. Если работа больше габаритов ванны, то ее подогревают паяльной лампой и обливают тем же раствором.

Алюминий чернят с помощью 150–200 граммов электролита для меднения (в литре воды растворяют 200–250 граммов медного купороса и 40–50 граммов серной кислоты), добавляют в раствор 500 граммов соляной кислоты и держат в нем изделие до почернения.

Получив необходимый оттенок, тщательно промывают и протирают молотой пемзой или влажной щеткой, высветляя нужные места, сушат в древесных опилках и смазывают очень тонким слоем минерального масла. Теперь ваше произведение завершено.

Еще в этом разделе можно почитать статьи:

ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ, ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА и КОВКА

О компании

ЧЕКАНКА

ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА

КОВКА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ

ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА

Каталог готовых изделий

Чеканка что это такое

Электронная библиотека

Чеканка что это такое

Антиквариат

Футляры, коробки, плакетки

Вакансии компании

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ и техника чеканки

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ — сложный и трудоемкий процесс, при котором подвергается обработке каждый миллиметр металлической поверхности.

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ включает такие понятия как двусторонняя ковка чеканами-пуансонами, выколотка, обжиг, полировка, травление, чернение.Чеканка что это такое

Наши мастера чеканщики работают в станковой чеканке и применяют пуансонную технику чеканки. Для чеканных работ, как правило, мы применяем листовые материалы: медь, алюминий, латунь, малоуглеродистая нержавеющая сталь толщиной от 0,2 до 1 мм.

Используя индивидуальную ТЕХНОЛОГИЮ ЧЕКАНКИ еще с древнейших времен мастера чеканки из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, изготавливали боевые доспехи, посуду и различные декоративные украшения. Особенно разнообразной была кухонная и столовая утварь — котлы, братины, ковши, черпаки, блюда, кувшины, вазы, чайницы и многое другое. Чеканщики не только стремились сработать добротную и удобную посуду, но и старались сделать ее эстетически привлекательной. Среди различных приемов декоративной отделки посуды значительное место занимала чеканка, с помощью которой на поверхности изделий создавались орнаментальные и сюжетные рельефы. Древние мастера чеканки знали множество приемов чеканки и обладали своей техникой чеканки, позволявшей создавать как низкий, так и высокий рельеф. При отделке чеканного рельефа и фактуры чеканщики умело сочетали гладкие блестящие элементы узора или сюжетного изображения с матовым «канфаренным» фоном, гравировкой, чернью и золотой наводкой.

Пришедшая из глубокой древности техника чеканки и ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ широко и разнообразно применяется нашими мастерами чеканки при создании декоративных панно и посуды, художественной чеканки и чеканки на заказ, служащих достойным украшением интерьера.

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ передается из поколения в поколение, от мастера к мастеру. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ имеет свои секреты, которые каждый мастер чеканщик бережно и надежно хранит от посторонних.

Наши чеканщики всесторонне изучили историю чеканного ремесла, его применения, технику чеканки, начиная от Византии, иранского художественного серебра, русских чеканных окладов и т.д., что позволило проникнуть в сокровенную тайну металла и создавать непревзойденные по тонкости, красоте и силе орнаменты чеканки по металлу .

Использую уникальную технику чеканки, наши чеканщики могут изготовить чеканку, сочетающую довольно большие размеры изделий (от 100 кв. см и больше) с филигранной отделкой деталей.

Наиболее трудный из всех видов художественной чеканкичеканка по листовому металлу, так как при работе по листовому металлу нужно создавать и рисунок, и рельеф, и фактуру материала в процессе изготовления чеканки. А при чеканке по литью происходит только выявление и завершение ранее созданной формы, отлитой из различных металлов.

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ по металлу состоит из следующих этапов:

1. Подготовка рисунка — без детализации

Для того чтобы продемонстрировать образец выполненного рисунка для чеканки, первоначальные эскизы для изготовления чеканки мы выполняем либо в натуральную величину, либо в масштабе (для больших изделий) без подробной детализации, в декоративно-обобщенном виде. Предполагаемые на чеканке выпуклости на рисунке заштриховываются.

2. Выполнение эскизов в натуральную величину с детализацией

На этом этапе изготовления чеканки на листе мы выполняем эскиз (шаблон чеканки) в натуральную величину и тщательно прорисовываем композицию с фактурой и орнаментацией.

Для выполнения чеканки на объеме мы делаем на бумаге развертку рисунка чеканки: целиком — для простых форм, имеющих один радиус кривизны (конус, цилиндр), на которые бумага легко накладывается, или по частям — для шарообразных и сложно профилированных форм, имеющих несколько радиусов кривизны.

Читать также:  Можно ли строительным феном паять микросхемы

3. Выбор и подготовка заготовки

Исходя из размера и конфигурации рисунка чеканки, от листового металла ножницами чеканщик отрезает прямоугольную заготовку с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край шириной 30-40 мм. Этот край необходим для более прочного удержания заготовки на смоле в процессе изготовления чеканки, особенно при выколотке высокого рельефа близко от краев.

По технологии чеканки завершает данный этап отжиг и декапирование (обработка поверхности металла для удаления грязи, ржавчины, окалины и окислов).

Благодаря насмолке заготовка прочно фиксируется, что необходимо при работе чеканщика. Кроме того, отпечаток от удара чеканом получается четким и определенным. Объемные формы — стаканы, вазы, круглые скульптуры, а также глубокие барельефные и горельефные формы чеканят, наполнив их смолой.

5. Перевод рисунка на металлическую поверхность и закрепление изображения

На этом этапе наши чеканщики снимают дубликат с эскиза чеканки на копировальную или папиросную бумагу, который наклеивается на металл резиновым клеем.

По наклеенному дубликату эскиза чеканки тончайшим чеканом-канфарником точками пробивается контур композиции, и рисунок закрепляется на пластине пунктиром.

6. Выполнение расходки рисунка

Выполнение расходки рисунка чеканки – нанесение контура сплошной линией. Все повороты, изгибы контура чеканщик проходит с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. На стальной полированной плите лист металла многократно проковывается с обеих сторон чеканами-пуансонами, выявляя филигранную фактуру и орнаментацию барельефа.

Следующий этап выколотки проводится чеканщиком уже на смягченной основе, где происходит уже выявление перспективно-скульптурных планов чеканки, а орнаментальная поверхность, наоборот, выглаживается и становится похожей на пластину, обработанную тончайшими резцами.

7. Опускание фона вокруг рисунка

Эта работа выполняется чеканом-лощатником на более твердой поверхности для выравнивания всех участков фона.

Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то чеканщик выполняет отжиг, т.к. после обводки контура и опускания фона металлическая пластина после множества ударов потеряла пластичность. Для этого ее нагревают до темно-красного цвета и дают остыть, после чего повторно декапируют. В процессе нагрева металл вновь приобретает вязкость и пластичность.

9. Подъем рельефа и выколотка рельефа

Эта операция технологии чеканки заключается в дальнейшем подъеме рельефа (если это предусмотрено рисунком). Чеканщик выколачивает рельеф с обратной стороны на резине или на мешках с песком. При этом мастер стремится приподнять рельеф возможно точнее, в соответствии с рисунком чеканки. Иногда подъем рельефа чеканки делают немного выше, чем следует, с некоторым запасом, с расчетом на последующую доработку на смоле.

После выколотки рельефа и выравнивания фона чеканщик вновь отжигает пластину, отбеливает, промывает и высушивает ее для вторичной насмолки и окончательной доработки на смоле.

10. Вторичная насмолка и окончательная доработка рельефа

Окончательная прочеканка рельефа заключается в детальной проработке всех форм, выявлении их характерных особенностей и, в то же время, соподчинении деталей главному, созданию общего цельного впечатления от всего рельефа чеканки.

В ТЕХНОЛОГИИ ЧЕКАНКИ большую роль в окончательной отделке играет рельеф и фактура чеканных поверхностей. Сочетание гладких, кованых и матовых (шероховатых) элементов рельефа помогает при незначительных разностях в высотах рельефа получать большой декоративный эффект. Значительно обогащает чеканку применение различных рисунчатых чеканов, придающих отдельным участкам рельефа полосатую, решетчатую, ямчатую или ячеистую фактуру.

Техника чеканки с едва уловимыми штрихами или рассечками, нанесенными расходником, подчеркивают ту или иную форму. Наши чеканщики уделяют большое внимание отделке фона чеканки — его делают или гладким, кованым, или матовым, пестрым и рисунчатым. Иногда фон чеканки канфарят, а иногда совсем просекают (при тонком листе) или выпиливают лобзиком (при более толстом листовом металле).

11. Чеканка с просечкой

Если композиция чеканки предусматривает просечной, сквозной фон, то он выполняется после окончания работы над рельефом. При этом чеканщик использует технологию сверления, рубки и опиливания металла.

12. Отделка изделия

После механической обработки металл чеканки подвергается отжигу, травлению азотной кислотой, чернению, отмывке, патинированию, шлифовке абразивами, окончательному шлифованию и полировке. Возможно также и закрепление защитных пленок лаком.

Завершает весь процесс изготовления чеканки — изготовление подрамника-основы, на который набиваются обработанные листы металла, и окончательная сборка всех деталей композиции чеканки.

Чеканка что это такое

Рис. Схема ТЕХНОЛОГИИ ЧЕКАНКИ на смоле.

Кроме основных процессов и очередности их выполнения в ТЕХНОЛОГИИ ЧЕКАНКИ существует большое разнообразие в последовательности работ и приемах чеканки. В зависимости от конкретных условий, материала и задач применяют различные варианты технологии и техники чеканки.

Можно выделить следующие виды чеканных работ, отличающиеся по своей технологии и дающие различный художественный эффект:

  • плоскостная чеканка по металлу , выполненная расходкой
  • чеканка объемных форм
  • расходка с просечкой или выпиловкой фона
  • чеканка без узоров, не изобразительная — набивка фактуры пурошником, бобошником или рисунчатыми чеканами
  • расходка с опусканием фона
  • расходка с легкой выколоткой рельефа с изнанки
  • рельефная чеканка с полной обработкой рельефа различной высоты и степени деталировки
  • чеканка без насмолки крупных обобщенных декоративных рельефов из листового алюминия, меди или железа — современный прием
  • чеканка объемных изделий скульптурного типа
  • чеканка по литью

Обработка металла — чеканка — является действительно сложным процессом, как с технической, так и художественной точки зрения.

Знание разнообразных приемов чеканки по металлу и владение техникой чеканки позволяет нашим чеканщикам создавать изящные художественные чеканные работы, сложные декоративные узоры, орнаменты и надписи на плоской чеканке.

Наши декоративные произведения, выполненные в очень сложной и трудоемкой пуансонной технике чеканки, отличаются особой прочностью и долговечностью. При этой технике чеканки мастер обрабатывает каждый миллиметр поверхности металла, выколачивая фактуру фона и орнамента, а затем на смоле выбивает рельефное изображение фигур людей, животных, растений. Одна из особенностей нашей работы — филигранная обработка чеканами каждого сантиметра рельефа.

Освоенные техники чеканки дают возможность нашим чеканщикам при изготовлении изделий использовать как традиционный материал для чеканки — медь, так и мягкий алюминий или жесткий материал латунь.

С помощью сочетания техник чеканки мы можем, как подчеркнуть и выделить отдельные элементы, так выполнить всю композицию в едином стиле.

При изготовлении чеканки использование приемов и уникальной техники чеканки позволяет выполнять нам очень сложные процессы, такие как чернение, канфарение, патинирование, искусная имитация драгоценных металлов.

Эти и многие другие технические приемы создают сложную фактуру и неповторимый колорит чеканки по металлу — поверхность рельефа мерцает сеточкой тончайших узоров, сверкает зернами жемчуга, блестит золотой чешуей. Металл может принимать различные оттенки золота, тон старого серебра или бархатисто-зеленоватой, потемневшей от времени бронзы.

Наши профессиональные чеканщики с успехом применят свой опыт и знания ТЕХНОЛОГИИ ЧЕКАНКИ при создании красивых художественных произведений для Вас.

Читать также:  Установка накладных розеток на кухне

Закажите изготовление чеканки у нас, и Вы получите лучшее качество и авторское исполнение.

Чеканка — этот обширный раздел художественной обработки металла охватывает разнообразные изделия, различные по своему художественному принципу: от рельефных орнаментальных до горельефных и круглых фигурных композиций, от линейно-графических двухмерных решений, близких к гравировке, до объемно-скульптурных (трехмерных). Чеканная техника применима и для выполнения простейших операций (набивка фактуры), и для тончайшей лепки человеческих лиц и фигур. Художественная чеканка делится на два самостоятельных вида работ, имеющих различия в технологии: плоская чеканка и чеканка по литью, оброну. В первом случае из листовой заготовки средствами чеканки создают новое художественное произведение; во втором случае только выявляют и завершают художественную форму, ранее уже созданную скульптором и отлитую в металле (или вырезанную из металла техникой оброна).

Сущность процесса чеканки заключается в обработке материала посредством специального стержня — чекана, который ставится вертикально и по верхнему концу которого наносят удары молотком. В результате удара нижний, рабочий конец: (бой) оставляет отпечаток на материале. Постепенно перемещая чекан, и каждый раз ударяя по нему молотком, материалу придают желаемую форму, как бы лепят ее.

Для успешного процесса чеканки необходимо, чтобы обрабатываемый материал обладал определенными пластичностью и вязкостью, способностью изменять форму под действием силы.

Материалом для чеканки из листа служит листовой металл различной толщины. Наиболее ходовыми считаются листы толщиной от 0,4 до 1 мм. Однако для крупных, монументальных произведений применяют и более толстые листы, например красную медь толщиной до 2 мм, а листовой алюминий — даже до 3 мм.

Основными инструментами для чеканки являются чеканы. Они представляют собой специально откованные стальные стержни длиной 120—170 мм восьмигранного (реже круглого) сечения, несколько утолщенные в своей средней части и утонченные к концам. Такая форма обеспечивает большую устойчивость чекана и отсутствие вибраций. Кроме того, она соответствует размерам и форме человеческой руки и удобна в работе.

При работе чекан держат в левой руке пальцами, опираясь на него безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, это обеспечивает подвижность и маневренность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперед. В правой руке держат чеканный молоток, которым наносят ритмичные удары по чекану, продвигая его.

Можно выделить три этапа в освоении техники чеканки: расходка, создание рельефа и отделка (нанесение фактуры). Расходкой создают контурный рисунок на заготовке, который выполняется расходником. От гравирования расходка отличается тем, что ее углубленные линии гораздо нежнее, мягче, так как лри этом не получается стружек, а металл вдавливается вглубь.

При невысоких (низких) рельефах и изображениях достаточно бывает отмоделировать их только с лицевой стороны. Если выпуклость рельефа должна быть более четкой и высокой, можно поднять рельеф с задней стороны. Чаще контур намечают с передней стороны (расходка) и потом моделируют сзади, так как при таком методе формы будут очень четкие.

Благодаря отделке и нанесению фактуры на моделированном орнаменте или другом рельефе достигается законченность.

Чеканка что это такое

Рисунок 17 — Чеканы

Различают несколько групп чеканов (рисунок 17), имеющих различную форму боя в зависимости от их назначения. Канфарники — чеканы с заостренным концом в форме тупой иглы; для мелких работ — более острые, для крупных работ — тупые. Канфарники служат для перевода рисунка с бумаги на металл, а также для отделки фонов точками («канфарнение»).

Расходники, или обводные чеканы — чеканы, при помощи которых на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его по точкам канфарника в виде более или менее четкой сплошной линии. Широкие (толстые) расходники дают более мягкую линию, острые — наоборот, более сухую, четкую. Расходники бывают прямые — для проведения прямых линий и полукруглые с различным радиусом закругления — для обводки кривых линий.

Лощатники (от слова «лощить»)—наиболее обширная группа чеканов с более или менее плоским боем. Применяются для лощения — выравнивания плоскостей и ровных поверхностей. Лощатники бывают гладкими или шероховатыми; след от них на металле получается гладкий, как бы кованый, или матовый, шероховатый, мягкий.

Пурошники (пурочники) — чеканы с круглой, сферической головкой для выколотки (подъема) полукруглых форм при чеканке с изнанки или для получения ямочной фактуры при работе с лицевой стороны. Бобошники, или обжимные чеканы,— аналогичные чеканы, но с продолговатым, овальным, бобовидным боем.

Трубочки — чеканы, рабочие части которых имеют вогнутую, полушаровидную поверхность различных диаметров и глубины. На металле образуют выпуклый сферический отпечаток — как бы имитацию зерна.

Рисунчатые чеканы по форме напоминают лощатники, но дают отпечатки — решеточки, полосатость, ямчатость, штриховатость и т. п. Их употребляют для придания соответствующих фактур, обработки фонов и т. п.

Специальные чеканы применяют для узкоспециальных целей, например сапожок — для получения поднутрений на рельефе, или веревочка — его отпечаток создает иллюзию витого шнура.

На рабочей части фигурных чеканов, или пуансонов, граверной техникой выполнены фрагменты орнамента (завитки, листы, цветы, розетки) или буквы и цифры.

Сечки — остро заточенные чеканы, подобны зубилам с плоским и полукруглым лезвием; применяются для просекания фона при ажурных работах из листа.

Перечисленные группы чеканов различаются также по размеру и толщине. Так, для мелких ювелирных работ требуются чеканы, откованные из тонких стальных прутков сечением 3—4 мм. Для обычных (средних) работ применяют чеканы толщиной (в средней части) до 6—8 мм, а при чеканке крупных, декоративных композиций с большими формами толщина чекана достигает 15—20 мм и более. Такие крупные чеканы при работе держат в кулаке (как зубило). Иногда для выколотки высоких больших форм применяют деревянные чеканы.

При чеканке объемных, полых изделий (сосудов, скульптур и т. п.) для выколотки отдельных участков формы изнутри применяются длинные изогнутые чеканы — так называемые «крюки» и «трещотки». Они представляют собой массивные стальные стержни, изогнутые под прямым углом.

Чеканка что это такоеЧеканка что это такое

Рисунок 18 — Чеканка

Кроме чеканов чеканщик применяет молоток. Современная, специфическая форма чеканного молотка выработалась в процессе многовекового усовершенствования и отбора. С одной стороны он имеет плоскую поверхность (квадратную или круглую) для нанесения удара по чекану, а с другой стороны шарообразный пли полукруглый конец — для выколотки углублений в листовом металле. Особенностью чеканных молотков является также специальная форма их рукояток и насадка. Рукоятка слегка плоская, изогнута и утолщена к концу. Такая форма легко и удобно ложится в ладонь и не утомляет руку при многочасовой непрерывной работе.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *